Послевоенные дети

Кому то довелось родиться в той ,или иной,местности ,прожить там всю жизнь. Я же родилась в семье служащих и на себе испытала ,что такое переезды по службе. Семья жила и работала в Добруше ,в этом белорусском городе место моего рождения. Вскоре отца,по службе,перевели в провинциальный городок Гомельской области-Брагин. Он там стал работать зам.начальника в милиции,мама-учителем в школе. В Брагине я ходила в прекрасный садик,пошла в первый класс. Появились хорошие друзья,любовь к маленькому городу. Благополучно шла жизнь.Позади третий класс. Тут раздалась новость ,как гром среди ясного неба,отца вновь переводят  в другой город,возглавлять Буда-Кошелевский РОВД.
 Очень не легко даётся для детской души  переезд. Но ничего не поделаешь,семья следует по месту службы папы-Шульги Л.Н.
 Новый город,новая квартира,другая школа встречает нас. В Буда-Кошелево жили мои бабушка и дедушка,родственники,двоюродные сестры. Поэтому к новому месту привыкла быстро. Но настольгия по Брагину мучает меня по сей день. Со школьной подругой дружим всю жизнь.
 Но немного о Буда-Кошелево. Это город Гомельской области. По рассказам нашего друга,а ему рассказал об этом его дедушка,во время войны происходили очень страшные вещи. Фашисты собрали во дворе школы №1 семьи евреев с детьми,человек сорок четыре , и никого не щадя –расстреляли. В скверике,в центре города,было захоронение этих людей. Сейчас там находится обелиск с вечным огнём,монумент павшим героям во время Великой Отечественной войны.
 Также свидетели помнят ,как в 1944 году ,на железнодорожном вокзале стояли зенитки. Немцы,отступая,стали бомбить железную дорогу,вокзал. Люди прятались в самодельных окопах,наблюдая настоящий  «армагедон». От взрывов снарядов по небу летали десятиметровые рельсы,осколки снарядов попадали в близлежащие дома. Дедушка нашего друга бросился в сарай,что бы спасти своего вороного коня,но внутри услышал голос : "Беги!". Он побежал и в этот момент снаряд попадает в сарый,погибает хороший конь. Долго дедушка удивлялся ,что остался жив,скорее всего Ангел-хранитель передупредил его об опасности.
 Были конечно и крьёзные случаи . Во время бомбёжки люди спасались в самодельном окопе  и стар и млад были там. Бабушка нашего друга  бежала туда прихватив с собой две подушки и гусей,упала с ними прямо в грязь,перед окопом ,но никто не смеялся  в тот момент.Люди помогли бабушке попасть в безопасное место. И когда опасность миновала,вспоминая эту картину ,женщину с подушками,гусями,улыбались.
 Вийна в Буда-Кошелево оставила свой след.Послевоенные дети находили склады с порохом,снарядами. Делали самопалы,один мальчик  покалечился ,когда порох взорвался и испещерил всё его лицо,на всю жизнь оставив калекой. Взрослые заметили,что мальчишки озаруют,вызвали минёров .
 Годы войны позади,но люди помнят об ужасах тех лет,что бы никогда не повторились эти события . А снаряды и боеприпасы иногда во время строек попадаются до сих пор ,бередя память и подвергая опасности.
Наш друг, Александр,ребёнок послевоенных лет ,вырос .Он досмотрел своих бабушку и дедушку,став прекрасным человеком и на одной их наших встреч поделился своими детскими воспоминаниями.
Так же посетив  в картинной галерее выставку «Геноцид белорусского народа»,увидела сколько много послевоенных детишек оказались в детских домах.
 В Буда-Кошелево  так же был детский дом ,по рассказам старожилов он располагался  на улице Советской ,где впоследствии был детский сад №1. Наша родственница,Вера Степановна ,помнит это. Она и сама чуть не попала в детский дом. После войны умерла её мама,не выдержав всех тягот. Власти хотели девочку определить в детдом,но братья и сёстры недопустил этого .Верочку вырастили сами,окружив своей заботой и любовью. Она помнит,что одна девочка,воспитанница из детдома ,стала врачом-Алла Ивановна Авраменко,а мальчик Борис,когда вырос,работал в сельхозтехнике мастером ,впослестви стал начальником,его перевели в Речицу.
 Послевоенные дети отличались не по годам взрослостью ,самостоятельностью и серьёным отношением к любому делу.
 Они ,будучи детьми ощутили не по наслышке  и потерю близких людей и голод,и холод. Повзраслев  заново отстраивали рарушенные сёла ,города,что бы их дети росли ,жили не зная что такое разруха ,война,тиф и холодное детство.
Довелось мне быть знакомой с секретарём писательской организации Авраменко Н.Н. На одном мероприятии в Калининградской научной библиотеке  он выступал и я услышала в его говоре Буда-Кошелевский диалект :«Няхай будзе добра!». В конце встречи поинтересовалась  откуда он у него? Оказалась,что его судьба была связана с  Будакошелевщиной. В районе был концлагерь для малолетних узников. Будучи ребёнком он вместе с мамой был там. Мама его успела под грудью спрятать кусочек хлеба.Она по крошке,тайком от надзирателей,кормила сыночка,сама не ела,свою порцию отдавала чужим детям .Тем самым она спасла жизнь не одному ребёнку. Сама же-умерла от голода. Николая Никифоровича и остальных освободили наши войска. Он же вырос,стал членом Союза писателей России,написал много хороших книг,прожил до девяноста лет.
 Родители мои так же рассказывали ,что моя  мама,после войны, очень тяжело болела тифом. Её родители из Гомеля перевезли в Буда-Кошелево,завели хозяйство: курочек,коровку и только благодаря этому вылечили её.Но болезнь дала осложнение «порок сердца». Несмотря на это мама училась ,окончила иститут в Минске,стала учителем,директором школы,родила двух дочек ;Лилию ,Ольгу.
 Отец же вспоминал послевоенное время . В семье было восемь детей . Папа –старший,он с младшими делился своей едой ,а сам по дороге в школу ,из деревни Вербовичи,пешком шёл в Наровлю,залезал на дерево и если повезёт ,то находил воронье яйцо.
 Так и росли ,учились,преодолевая трудности. Леонид вырос ,окончил в Минске высшую школу милиции,дослужился до подполковника. Помог своим братьям и сёстрам устроиться в жизни. Тема"Дети послевоенных лет» волнует мою душу ,пропуская ту боль ,что испытали люди,  через себя . Нет срока давности геноцида белорусского народа.


Рецензии