Дневник Лизы Дьяконовой. 1894-1895 год

"Читая "Вырождение ", я часто говорила об этом с кузиной. Жизнь теперь так сложна и запутанна, что человек, измученный в борьбе за существование, мельчает физически, передавая потомству всевозможные пороки, болезни, вырождается нравственно. Современный человек оказывается негоден для произведения потомства, пригодного для будущего... И теперь на нас, представителях молодого поколения, лежит выполнение задач будущего. То есть мы должны воспитать следующее поколение уже иным, чем мы сами: здоровое, сильное, как физически, так и нравственно, смелое, выносливое, с правильными понятиями обо всём. В этом то пополнении должна возникнуть великая сила сопротивления порокам и болезням общества, и быть может, в его власти будет изменить условия жизни... Удастся ли только выполнить нам это? "

7 августа 1894 год

***

Увы, не удастся!

***

"Боже мой, до какой степени не свободен свободный человек! Человек, рождённый свободным, сам себя лишил этого драгоценного блага, создав массу затруднений, при которых родится, живёт и умирает, да ещё при жизни заботливо увеличивает их..."

15 августа 1894

 "Бабушка полагает, что всё зло в "Крейцеровой сонате" и в образовании!
Вот тема для юмориста!"

9 сентября 1894

"Усовершенствуй то, что есть:
Себя, свой дар, свой труд, и вот -
Живой предмет твоих забот -
Твоя единственная честь", - сказал Полонский, и сказал вечную истину.
Ею движется мир".

29 октября 1894

"Известно, что Западная Европа тратит на образование одного человека ежегодно около 2 рублей, у нас же тратится около... 20 копеек!
Поэтому нигде в Европе не поражает разница между образованным человеком и народом так, как у нас. До тех пор, пока ничего не будет сделано для народного просвещения, мы будем подвигаться вперёд очень медленно ".

14 ноября 1894

***

Пока Ленин не сделает революцию, народ будет не грамотный и не образованный.
Всё, что сделал Ленин для России никто из ныне живущих и живших после него не смог повторить.
Его вклад в Российское просвещение не оценим.
Ленин и Ломоносов - вот два великий человека, рождённых на земле русской.

***

"Обыкновенная история: соблазнили, бросили, родила ребенка, есть нечего - и убила его. Невероятно, чтобы её осудили, однако этого можно ожидать: в нашем суде царствует правда, но не милость".

17 ноября 1894

"Десятый раз перечитываю "Отцов и детей ".
Я знаю почти наизусть этот роман.
В нём мои симпатии привлекает Анна Сергеевна Одинцова, её холодность и спокойствие: моё самолюбие удовлетворяется тем, что Базаров, всё отрицающий, ни во что не верящий циник и нигилист, полюбил именно такую женщину, и несчастливо.
Она оказалась неизмеримо выше его...
О, великий знаток женского сердца, как он умел живо и ярко изобразить все движения нашей души, все неуловимые порывы, которых мы иногда сами не понимаем.
Я теперь думаю, каким чудесным образом сохраняет меня судьба!
Если бы кто-нибудь признался мне в любви, что же вышло бы?
Ведь я так далека от подобной мысли, совершенно не развита в этом отношении и испугалась бы до полусмерти..."

19 ноября 1894

"Происходя из купеческой семьи, я с детства слыхала разговоры о фабриках, деньгах, акциях, игре на бирже, торговых операциях и т.д.
Я постоянно удивлялась, почему мне не разрешали зарабатывать деньги: раз я получила образование, я могу и должна трудиться так же, как и другие.
Но предрассудки стояли выше всего, и никто в нашей семье не хотел признавать нравственной необходимости труда...

Я нечаянно прочла в "Истории цивилизации Англии" о сочинении Адама Смита "Богатство народов". Теперь я достала из нашей жалкой библиотеки "Основания политической экономии" Милля...

Я теперь поняла, почему матери стараются выдать дочерей замуж: женщина, имея детей, приносит обществу пользу уже тем, что воспитывает будущих его членов, следовательно, и у неё есть труд, необходимый для каждого человека...

Вот мой вывод: всякая девушка, как бы богата она не была, должна трудиться, если у неё нет никаких обязанностей, если она свободна...

На нынешних "учительниц" и "воспитательниц" городских и сельских, каких выпускают сотнями наши гимназии, просто жалость смотреть: развития почти никакого, одни обрывочки знаний, чрезвычайная умственная ограниченность, наконец, крайне молодой возраст - 18-19 лет. И таких то посылают в народ, в школы, на крошечное жалованье, для народного просвещения...

А между тем на наше прямое и естественное желание дополнить своё образование хотя бы на Высшие женских курсах смотрят как на ересь.
Слово "курсистка" почти бранное.
Даже само поступление на эти курсы обставлено так, что массе оно не доступно...

Право на развитие ума и сердца дайте тем, кто не имел возможности вступить в брак и должен сам зарабатывать себе пропитание.
А если между такими женщинами окажутся из ряда вон выходящие по уму и таланту, не притесняйте их и дайте им средства развиваться свободно.
Пусть у нас будут женщины профессора, врачи, воспитатели, учители.
Смею думать, что и за всем тем останется достаточно женщин, которые будут выходить замуж".

20 ноября 1894

"Чувства редко бывают вечны, а любовь - в особенности.
Вообще на земле человеку даётся всё с целью показать, что из всего, что он имеет, ничего нет постоянного. И все его старания сделать земное "вечным" разбивается безжалостно то рукою времени, то людьми же, то обстоятельствами, то ходом всемирной истории (как кажется человеку), а в сущности - рукою Провидения..."

23 ноября 1894

***

Этот день - день твоего рождения!
И какие мудрые слова выпали на этот день!
Тебе бы они понравились!

***

"- Да это целый роман.
Героиня за четырьмя стенами, не знающая действительной жизни.
- Да. Героиня без героя.
- Знаете, я бы на вашем месте сбежал.
- Но бежать бесполезно. Все бумаги у мамы.
Меня всё равно не приняли бы на курсы.
- Написали бы письмо какому-нибудь студенту, чтобы он по человечески мог помочь вам, как всякий благородный человек.
- Но писать студенту... это ведь неприлично.
- Э, бросьте вы ваши "прилично" и "неприлично".
Идите напролом - вот и всё! ..
Рублей на 500 в год можете рассчитывать?
- Могу.
- Повторяю, вы приступите во всеоружии.

Трудно передать то радостное настроение, которое овладело мною.
На душе было так светло, как никогда. Точно крылья выросли.
Я опять начала надеяться...

7 декабря 1894

"Милая бабушка! Она ясно видит что мне в семье оставаться невозможно.
Отчуждение матери от нас, дочерей, дошло до крайности.
Мы редко встречаемся, не говорим с ней ни слова".

9 декабря 1894

"Прочла "Исповедь " Руссо...
Я, право, готова поверить тем, кто думает, что можно уважать писателя ради его творений, презирая его как человека.
Руссо за свой поступок с детьми достоин презрения, но его искренность, с какой он признаётся и раскаивается в нём, может отчасти смягчить его вину.
Руссо не лучше и не хуже многих, с той разницей, что он прямо признаёт за собой те вины и ошибки, которые всегда скрываются другими...
То, что было в жизни, нравственные катастрофы всегда заинтересовывают, возбуждают сострадание, но никак не гнев.
Потому что личность Руссо в самой сущности своей нравственная.
Его чувствительность местами придаёт исповеди сентиментальный тон, но эта нежность сердца возвышает его характер и делают трогательной искренность его признаний.

Мне пришлось читать дневник Марии Башкирцевой, девушки чистой и невинной.
Она тоже искренна, но чтение её дневника оставляет скорее тяжёлое впечатление: холодный, блестящий эгоизм на всех страницах, она ни в чём не виновата, она очаровательна при своей красоте, уме, таланте... Но... нет!
Высшей справедливостью дышат до сих пор слова: кающийся грешник лучше многих праведников.
Наблюдая жизнь, необходимо каждому развить в себе снисходительность к людям, способность извинять, оправдывать их поступки, в то же время стараясь не отступать от своих убеждений...
Поэтому признания Руссо, несмотря на его поступок с детьми, за который он достоин презрения людей, всё таки не потеряют своей привлекательности для тех же людей".

20 декабря 1894

"Расстроившись до последней степени, я начинаю чувствовать себя скверно, сердце замирает...
Смешно, право, но между тем моё душевное состояние в последнее время именно такое. Никто не подозревает его - я овладеваю собой в присутствии других.
Теперь я возмущаюсь за самое себя, что была покорена, позволив матери так жестоко разбить мою молодость...
Я могла бы наполнить жалобами море, а не листы этой тетрадки!
А между тем возмущаться то и не нужно, и грешно, надо вспомнить Бога: крест страданий, требования религии.
Но не так то легко совладать с собой".

Лиза Дьяконова, 21 декабря 1894.

"Вечером разговор с матерью был целой путаницей тупого закоснелого эгоизма и жестокости, которой она никогда не скрывала перед нами.
"На такое условие я никогда не буду согласна.
Она моя дочь и должна жить со мною. Я её никуда не пущу учиться.
Свадьба должна быть без всяких условий, тогда муж будет её попечителем, и я не буду касаться дочери".
Сказав эти слова, мама более не спускала глаз с В.и сестры, ни минуты не оставляя их вдвоём".

2 апреля 1895

***

Совершеннолетие наступало с 21 года



 


Рецензии