Синергия всеобщей самоорганизации бытия

          Возникновение представлений о синергии, проявлении её в природной и социальной сфере, имеет непродолжительную историю. Как наблюдаемое явление, синергия впервые проявила себя возникновением ячеек Бенара в жидких средах, появлением светового луча в плазме газового лазера. Далее учёный мир использует синергию при объяснении таких процессов как образование кристаллов, рост живого организма, формирование культурных и демографических традиций в социальных средах.
         Наука, признавая многообразие проявлений синергии, не рассматривает их в совокупности, общности. При этом, в соответствии с её диалектико-картезианской методологией, она находит специфические воздействия на систему способствующие возникновению синергии самоорганизации в ней. То есть приверженность науки детерминизму,  трактовке явления как реакции на предшествующее внешнее воздействие, диктует искать причину синергии в специфическом внешнем воздействии на каждую из них. Такая дифференциация проявлений синергии научным сообществом - следствие его пренебрежения идеями всеобщности бытия, природного единства мира, его целостности.
          Возникает вопрос: не является ли ситуация с трактовкой синергии, продолжением той, к которой пришли мыслители Нового времени. Не признав Первоначало истоком нашей действительности, они увидели в универсализме оправдание отказа от объективных основ бытия, всеобщности Мироздания. Творцы Новейшего времени, как и творцы Нового времени, пренебрегают мотивами стремления мыслителей античности и средних веков постигнуть Первоначало мира. Пренебрежение им углубляет негативные последствия, которые европейское сознание унаследовало от эпохи Нового времени.
          Метафизика духа, как наследница, продолжатель традиций метафизических поисков Первоначала мира, выступает за представление синергии всеобщим, универсальным механизмом эволюции в природе [1,2]. Опираясь на современные, эмпирические знания микромира, его «тёмных» энергии и материи, теории множеств в математике, психологии человека метафизика духа предложила духовно-эвристическую  концепцию бытия (сущего) [1]. Бытие Мироздания в ней представлено сменой Реальностей, одной из которых является Вселенная. Первоначало каждой Реальности, как субстанция духовных сущностей, способна к самоорганизации.  Источником Первоначала каждой Реальности является предшествующая Реальность [3,4]. Так метафизикой духа трактует непрерывность беспредельного становления Мироздания. Первоначало Вселенной – итог саморазвития Духовной Реальностью. Назначение Вселенной - творить Первоначало следующей за ней, Метафизической Реальности [5].
         Духовная природа первоначала Вселенной, определяет духовность Её вещей [6]. Она характеризуется внутренней активностью объектов природы к саморазвитию путем самоорганизации (с совместимыми объектами) в интересах вышестоящей иерархии. При этом метафизика духа, как процесс самоорганизации духовных объектов природного мира, руководствуется духовно-системными принципами причинности. Не редукционизм с его разбиением предметов и явлений природы на части с последующим представлением их совокупностью частей и локальных проявлений их качества, а синергия системной самоорганизации объектов природы [4] обеспечивает целостность, всеобщность, гармонию действительности.  Стремление к всеобщности содержится в каждом объекте природы. Такая всеобщность противостоит пониманию её как результату воздействия одной, могучей силы, которой послушны все объекты природы. Мерой духовности объектов, вещей действительности определяется активность их реального бытия. Духовностью объектов природы обусловлена их системная самоорганизация [2]. Она обеспечивает сквозной механизм становления Мироздания.
          Выступая за духовность природного мира, за системный характер происходящих в нём процессов, метафизика духа противостоит их естественнонаучной трактовке. Физические, химические, физико-химические и иные взаимодействия в природе она рассматривает как результат самоорганизации её объектов, проявления синергии между ними. Будучи духовно-эвристическими системами, объекты природы часто не требуют энергий активации (внешнего воздействия) для взаимодействия. Напротив, духовно-эвристическая природа взаимодействия сопровождается обретением дополнительной энергии его продуктами по формуле: «общее больше суммы его частей».
          Метафизика духа преодолевает мировоззренческий тупик механистической методологии универсализма [1 с.11], приведший, как известно, к признанию возрастания энтропии систем в их самопроизвольном процессе. То есть ниспровергает утверждения о «тепловой смерти» Вселенной, отвергает «парадокс» развития в природе. Синергия духовной самоорганизации самопроизвольно уменьшает энтропию Вселенной. Усложнение Её структуры составляет духовно регулируемый процесс.
          Таким образом, эволюционные процессы в природе происходят в соответствии с принципами духовной самоорганизации, синергии между её совместимыми объектами [2]. Только этим можно объяснить гармонию природы, наблюдение которой вызывает наше восхищение. Верность нашего естествознания детерминизму определила множество необъяснимых явлений, наблюдаемых в природной сфере и экспериментальных исследованиях. В противостоянии духовной самоорганизации детерминизму суть различия между метафизической и физической трактовкой явлений природы.

           Работы авторы, использованные в ссылках:

  1. Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа /Мировоззренческие основания духовной природы бытия/, Saarbrucken, 2013г. 
  2. Природа явлений в метафизике духа. Журнал «Успехи гуманитарных наук», 2009 г. №2,с.87, а также на сайте: проза.ру
  3. Метафизика генезиса Мироздания как введение в теорию абсолютности. Материалы VIII Российского философского конгресса. М. 2022г. Том 5, с.559
  4. Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. М. 2018г. том 20, с. 18- 30
  5. Бытие Мироздания как синергия Его субстанциональных форм. На сайте: проза.ру
  6. Введение в метафизику духа. Журнал «Успехи гуманитарных наук», 2008г. № 6, с.57, а также на сайте: проза.ру


Рецензии