История Мэри Роуз
Четырехмачтовая каракка водоизмещением 700 тонн была построена в 1536 году.
На трех сплошных палубах (что явилось в то время новшеством) была установлена мощная осадная артиллерия — 39 больших и 53 малых орудия.
Это был в свое время флагман английского военного флота при короле Генрихе VIII.
...Ясным солнечным днем 19 июля далекого 1545 года навстречу французской эскадре, появившейся у берегов Британии — в проливе Солент на подступах к Портсмуту, выходили главные силы английского флота: 80 кораблей во главе с «Мэри Роуз».
Со стены королевского замка Саутси Генрих VIII с гордостью наблюдал за тем, как ставят паруса на его любимом корабле, носящем имя его сестры — красавицы Мэри.
Из-за сильного порыва ветра, налетевшего как раз в то время, когда перегруженный высокобортный корабль делал поворот, перегруженная артиллерией каракка - в бортах ее прорезали ряды портов — это позволило расставить пушки на батарейных палубах и увеличить общее их число до 91 - неожиданно стала крениться на правый борт и заполняться водой через орудийные порты.
Люди попадали. К подветренному борту скатились пушки и сорванные с креплений предметы. Это привело к быстрому нарастанию крена; вода хлынула внутрь, корабль перевернулся и затонул. Экипаж и воины в полном боевом облачении оказались в ловушке; затонула большая часть экипаж и адмирал Джорджем Кэрью.
Спаслось не более 35—40 человек, сумевших выбраться из паутины снастей и парусов.
Почти триста лет спустя, в 1836—1840 годах, останки потерпевшего крушение корабля были найдены одним из пионеров водолазного дела Джоном Дином: он сообщил о своей находке на публичном аукционе в Старом Портсмуте. Однако он же и уточнил, что корпус «Мэри Роуз» глубоко ушел в грунт и при существующей водолазной технике практически недоступен.
Со дна моря подняли в общей сложности 13 703 предмета.
В 1979 году была учреждена компания «Мэри Роуз», поставившая своей целью подъем и восстановление корпуса корабля и организацию музея
Президентом компании стал принц Чарльз, также совершивший несколько погружений. Необходимые для начала работ 4 млн. фунтов стерлингов были собраны благодаря пожертвованиям многих фирм Англии и США, а также благодаря развернутой продаже сувениров.
В июне 1982 года после дополнительного подкрепления корпуса корабля,
плавкран «Тог Мор» опустил под воду стальную подъемную раму
длиной 35,6 и шириной 14,9 метра, которую водолазы установили над остовом «Мэри Роуз» на четыре почти 11-метровые опорные стойки.
Нейлоновые подъемные тросы пропустили через проушины 80 больших болтов, соединенных со шпангоутами корабля, и прикрепили их концы к подъемной раме.
Рядом с ней в сентябре установили 125-тонную стальную люльку, изготовленную согласно контурам сохранившейся части «Мэри Роуз».
Затем кран приподнял раму вместе с прикрепленным к ней остовом,
перенес к люльке и установил на мягкую «подушку» из воздушных и водяных мешков.
Присасывание между остовом и дном было ослаблено действиями водяной струи и гидравлических домкратов.
Люльку также прикрепили к подъемной раме и остову корабля.
Всю эту многоярусную конструкцию мощный плавкран легко поднял из воды и установил на палубу баржи-понтона.
Баржу отбуксировали в Портсмут и ввели в сухой док, где «Мэри Роуз» осталась для консервации и реставрации.
Пройдет еще много лет, прежде чем будут полностью завершены работы по консервации и реставрации «Мэри Роуз». Однако уже и сейчас корабль вместе со всеми найденными на нем предметами представляет большой интерес для истории судостроения и флота. Это единственный в настоящее время материальный памятник 16 века, того периода эволюции морской культуры, когда мореплавание из прибрежного стало океанским и артиллерия начала играть в морских сражениях все более значительную роль.
Корабль теперь можно увидеть в Историческом музее корабля «Мэри Роуз»
в районе Исторические Верфи в городе Портсмуте.
Музей был открыт в 1984 году.
Новое оригинальное здание, современное, выполнено из дерева, напоминая форму одноименного корабля, было торжественно открыто в мае 2013 года.
Сегодня посетители могут видеть корпус корабля, который поднимается на высоту четырехэтажного дома, и наблюдать работы по сборке шпангоутов. В помещении, где находится остов, влажность поддерживается на уровне 95%. Чтобы избежать резкого высыхания и разрушения, остов увлажняют холодной водой с помощью распылителей.
Источники документальные фильмы и статьи из инета.
Подробнее здесь:
Подъем четырехмачтовой каракки «Мэри Роуз»
https://www.barque.ru/stories/1984/raising_mary_rose
https://www.shipmodeling.ru/content/structure/mary
Музей
Свидетельство о публикации №224020801428
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 19.02.2024 12:54 Заявить о нарушении
пролежавшее на дне моря почти 400 лет!
Валентина Томашевская 19.02.2024 14:05 Заявить о нарушении