Одна ночь со скрипкой Амати

Навстречу юбилею Этери Тутберидзе

В июне 1981 года я принёс свою трёхсотстраничную дипломную работу на родную кафедру истории философии в Ленинградском государственном университете, спрятанном на третьем этаже прямоугольного истфака супротив окончания Двенадцати Петровских коллегий на Васильевском острове. К дипломной работе я приложил шестьдесят деревянных «страниц» на древнегреческом языке, причем тексты были написаны краской настоящим гусиным пером и покрыты лаком для пущей сохранности. Сама работа также содержала более ста сорока страниц на древнегреческом, лытинском, французском, английском и немецком языках с небольшим прибавлением и на итальянском, причём я не постеснялся обильно цитировать на \языке оригиналов Сапфо, Шекспира и Петрарку. Потому что Феофраст был «моя любовь».
Остановился я как и всегда начиная с 1977 года у Валерия Петровича, который очень любил иг7рать со мною блиц (молниеносные пятиминутные партии с часами) во время которых мы пили ароматный чёрный кофе или ароматный чёрный чай без добавок, и в паузах мой друг и Учитель глубоко философствовал, поражая меня глубиной и разнообразием и своих познаний и своих мыслей. Вообще по первому образованию он был Математик от Бога, но университет из-за травмы не закончил и занялся хозяйственной руководящей деятельностью в каковой и преуспевал. В этом он сужьбой своей был очень схож с моим Первым Учителем – Геннадием Александровичем, который в своё время учился одновременно на двух факультетах Московскорго университета (тогда МГУ был слава Богу один!) – физико-математическом и биологическом и вдобавок иград за сборую МГУ в хоккей с шайбой. Во время матча получил ужасную травму позвоночника и после долгого лечения оставил оба факультета и занялся как самоучка юриспруденцией в коей и преуспел фантастически. Так что меня учили два гениальных математика-недоучки, и среди известной мне профессуры я не знал никого, кто мог бы сравниться с ними именно в глубине и силе интеллекта! Но речь сегодня не о них.
Моя любимая учительница Вера Яковлевна на кафедре мой диплом решительно забраковала и сказала при всей кафедре, что мне придётся принести новый дипломный проект через год на чистом русском языке объёмом семьдесят пять страниц и вся кафедра её решение утвердила.
Основание? Оно было проще чесночной похлёбки!
- У нас на кафедре нет ни одного специалиста способного прочесть вашу работу. Я понимаю древнегрееский и латынь но не настолько, что бы…
А мою работу на дереве кафедра разобрала на сувениры!
Однако я выяснил в перерыве, что срок сдачи и защит диплоомных работ истекает не сегодня а на следующий день и если я к десяти утра принесу свой дипломный проект в требуемой форме, кафедра обязана будет до двух дня его рассмотреть.
- Вы моими годами не разбрасывайтесь! – строго заявил я моим дорогим педагогам и убыл в сторону Ленинградских каналов. Внизу меня ждал уже Валентин (назовём его условно так) – которому я не только помог устроиться в общежитие в соседнюю комнату безоплатно, но и существенно помог в поступлении в аспирантуру! Юноша был очень одарён! Очень! И сначала пытался поступить в Московскую аспирантуру при МГУ но… он сам не понимал, почему ему отказали!!! Я попросил его рассказать весь ход экзаменационного собеседования и очень доходчиво объяснил ему его стратегическую ошибку.
При аналогичном собеседовании в Ленинградском университете он ошибки не повторил и был принят! Мы задружились и все вечера проводили вместе. И вот теперь он узнал от меня о моей проблеме. Надлежало немедленно разыскать где-то взаймы пишущую машинку типа «Москва» и за одну ночь «нарисовать» новый вариант диплома на чистом русском языке со всеми сопутствующими формальностями: ссылками, цитатами, списком первоисточников с интервалами и отступами и т.д. и т.п.
Семьдесят пять страниц за одну ночь?
Валентин был удивлён: неужели такое мыслимо, не говоря уже слова «возможно».
Но первый счложный вопрос он разрешил мгновенно сам:
- Машинку бумагу и копирку возьмём мою, благо я запасся!
Мы за час нашли квартиру в аренду на одни сутки прямо во двориках над каналом и затарившись чаем, кофе и пирожками заперлись в этом приюте для бедного философа.
Надо тут сказать, что мой новый друг был не только гений уже окончивший два вуза и поступивший наконец в аспирантуру. Он был ещё и музыкантом! И не хилым музыкантом. Он был Музыкантом от Бога – Скрипачом!! И играл в серьёзных концертах с самыми известными оркестрами и дирижёрами. И ему из специального фонда была выдана на руки на ответственное хранение подлинная скрипка Амати! Чем он очень гордился и дозволил подержать Амати в руках и рассмотреть во всех возможных подробностях!!
И вот  эту скрипку Амати он взял с собой и сказал: я\буду вдохновлять тебя, играя тебе всю ночь на этой скрипке!!!
И в восемь вечера мы приступили. Он грел чайник, заваривал кофе, поил меня в минуты отдыха, а всё остальное время играл мне на своей волшебной скрипке! Всю ночь!! На ленинградском канале! И рядом были и ночь, и улица, и аптека, и ледяная гладь канала!! Я писал своего любимого Феофраста на чистом русском языке! Я не имел права ошибаться ни в запятых, ни в цитатах. Благо я был всей предшествующей жизнью подготовлен к этой невероятной ночи!
И ничего, что ночь была коротка. Потому что ещё не белая, но уже и не чёрная! И ничего, что я сначала чётко распечатал все номера страниц и подзаголовки: первая глава, вторая глава, третья глава, заключение. Список литературы. И список литературы я распечатал на самом деле первым. Затем на двух страницах дал короткое Заключение и только после этого приступил к распечатке параграфов, ибо Гегель и Кант приучили меня к немецкой аккуратности и пунктуальности.
В девять утра Валентин проводил меня на кафедру и в двенадцать тридцать кафедра поставила мне итоговую четвёрку! Защита состоялась!!
А мне на память об этой ночи осталась волшебная игра волшебного маэстро на подлинной Амати от тысяча шестьсот двадцать второго кажется года. Прошло так много лет, что в дэталях я могу немножко ошибаться.
Но подлинную Амати я слушал и слышал.
К чему это я?
А вот к чему.
У нас полно самых разных званий, регалий, статусов.
Например: «доктор философских наук», «кандидат юридических наук», «действительный член Академии Наук», «член-корреспондент Академии наук», «победитель восьмого конкурса имени Чайковского, трижды Лауреат государственных премий в области литературы и так далее и тому подобное и несть им числа.
Вот напрмер вам показывают на Старом Арбате скрипку и сообщают, что эта модель – победительница Международного кокурса в Филадельфии! Что вам с того?
Амати – это имя собственное. Это имя мастеров семейства Амати в Кремоне.
И не надо произносить никаких длинных званий и статусов.
Одно только имя мастера: Амати (даже неважно Иероним -Джилорамо – или Антонио или Николо – сын Иеронима) и всё!!! Имя собственное означает Знак высшего качества, Знак подлинной Школы! И потом уже и имена Учеников Амати – Гварнери и Страдивари превратятся в такие же Имена! Представляете: вам играет Гварнери!!
Выше не бывает!!
Почему десятки тысяч сходятся смотреть выступления Загитовой. Щербаковой, Валиевой?
А не нужно никаких статусов, никаких званий.
Одно только имя: Тутберидзе!
И всё! Выше уже и не бывает.
Потому что подлинная Школа это всегда ровно одно Имя.
И это имя становится синонимом вершины достигнутой человеческим духом, подлинным пиком в творчестве человечества.
Мы конечно понимаем, что там рядом два мастера: Даниил и Сергей.
Но основатель Школы и Личность образующая Школу одна: Тутберидзе!
У меня в жизни была одна ночь с подлинной Амати!
С фантастическим звуком, с игрой игр этой волшебной скрипки.
И у меня было несколько часов просмотров подлинной Тутберидзе!
Смотрите!
Липницкая, Медведева, Загитова, Косторная, Щербакова, Трусова, Акатьева, Петросян, Базылюк, Садкова, Двоеглазова!!!
Школа!
На уровне Школы Амати!


Рецензии