Лебедь чёрный, лебедь белый - сказка

               
                Посвящается двум односельчанкам N. и N.

                «ЛЕБЕДЬ ЧЕРНЫЙ, ЛЕБЕДЬ БЕЛЫЙ или  КАК ПОЯВИЛСЯ ПОДКОГОЛЬ»
 

                (сказка)

"Подкогольо"-марийские крупные пельмени, как маленькие пирожки

  *    *    *

В одной деревне у большого озера, в самом центре колдовского леса, жила крепкая семья. И была она бездетная. Не давал Бог Юмо им детей. К каким только знахарям и гадалкам не обращались они. Всё без толку.
И вот однажды поплыл Хозяин на рыбалку на самый дальний конец озера, где лес стоял непроходимый. И видит он там, как бьется большая белая птица с большой черной змеей. Отогнал он змею и хотел было назад воротиться, да попросила та Птица-Лебедь помощи у пришлого рыбака.
И говорит она ему человеческим голосом:
– Не смогла я одолеть змею проклятую, не успела спасти своих будущих деток, да и улететь с перебитым крылом я уже не в силах. Видать, пришел мой последний, смертный час. Забери в гнезде яйцо последнее белое. Это все, что осталось у меня от разорения змеиного. Сохрани его! А сам Бог Неба отблагодарит тебя и пошлет то, что ты больше всего в жизни желаешь.
С этими словами закрыла Птица-Лебедь свои печальные очи и умерла. Только и скатилась из глаз её горькая слезинка да в траве затерялась. Смахнул и рыбак скупую слезу мужицкую. Похоронил птицу и домой вернулся.
А дома жене рассказал, что с ним приключилось, достал лебединое яйцо из котомки и спрашивает жену, что же делать с находкой-то? А жена его взяла и положила это яйцо на теплую печку, да тряпицами-полотенцами и шкурами заячьими укрыла.
Долго ли, коротко ли, но настал день, когда вылупился из яйца птенец, за которым Муж и Жена, как за маленьким ребенком ходили, словно они были его родители. Рос тот птенец не по дням, а по часам, и превратился в большого белого лебедя. Полетит он бывало вокруг озера, сделает круг другой, да и домой к своим приемным родителям воротится.
И вот однажды вышел Хозяин по утру на ранней зорьке к озеру сети поставить и вдруг слышит над всем синим лесом и озерной гладью голос той птицы, что со змеей билась:
– Больше всего хотел ты с женой сына. Пришло время, чтобы твое желание исполнилось! Поворотись назад, человек!
Обернулся тот и видит: стоит возле его дома парень в белой льняной рубахе, и волосы на голове белые, и сам лицом бел, только глаза, что вода озерная, голубые-преголубые.
– Здравствуй, тятенька! – молвил парень. – Вот и пришел я к Вам жить.
– Да кто же ты будешь, Патыр – Белый человек? – спрашивает рыбак.
– А я и есть тот, которого ты так ждал. Жил у тебя лебедь, да нынче он в сына превратился.
– Чудеса-то какие! Жена, выходи сына встречать. Печь топи, пироги ставь! – промолвил рыбак.
А сам стоит, чуду дивному не верит. Ходит вокруг сына, да всё то себя, то его ущипнуть пытается. Не сон ли это? И стали они втроём жить. Соседи на праздничные пироги собрались, да гостинцы донесли.
Хотя, конечно, рассказу тоже сначала не верили. Но как заиграли гусли, да волынка запела, да барабан ударил, да как пошла плясовая, а в центре тот Патыр – как холст Лебедь белый – коленца выводит, то весь страх и недоверие, как дождиком летним у гостей посмывало.
И прошло так несколько лет. Живет вся семья в большой любви и согласии. И все соседи на них глядят, не нарадуются. Да только заскучал тот Патыр, закручинился. Стал из дома часто пропадать, по лесу один бродить.
Видит отец, что сына смурь-хандра одолела. Он и спрашивает:
– Что же ты, сынок, днями грустный ходишь? Может жениться тебе пора? Или в наших краях невесты пригожей да домовитой уже не сыскать?
Показывает Патыр отцу перо белое лебединое. А сам глазами печальными в небо смотрит и молвит:
– Благодарю тебя, Батюшка, за жизнь сохраненную, за еду-питьё, за воспитание да научение. Но родился я птицей вольной, и в небесах мой дом.
И как по волшебству, откуда не возьмись, прилетела стая белых лебедей да опустилась на гладь озерную. И плавают те птицы в самой середине озера парами, да лишь одна Птица-Лебедь сторонится всех. Шею белую к воде пригибает одна-одинешенька.
И вошел Патыр, в чем был, в воду и крикнул, на деревню родную обернувшись:
– Прощай, мать! Не поминай лихом, отец! – и поплыл размашисто к стае лебединой. А пока плыл он по глади водной, сам в Белого Лебедя превратился.
Выбежали на берег песчаный отец и мать. Стали назад звать сына… Да где уж там. Шумными крылами поднялась вся стая в небеса да из виду и пропала. А вместе с ней – и их сын Патыр, как полотно льняное белое. Стоят они, рыдают оба, в руках перо оставленное держат. Глядь, и еще одно такое же к их ногам на песок падает. «Что за знак небесный?» – думают оба, переглядываются.
И вдруг голос вкрадчивый говорит им:
– Отец и мать, люди в беде безутешные! Украла сына вашего Птица одинокая, Лебедушка! Не с кем ей было гнездо вить, вот и позарилась она на чужое. А я знаю, как горю вашему помочь и сына из стаи вызволить и в дом воротить.
Смотрят оба –что за чудеса, змея подколодная у ног средь песка вертится и молвит человеческим голосом:
– Если есть на то ваше согласие, возьмите меня в избу. Накормите сладко мяском, рыбой, да пирогами попотчуйте. Браги хмельной да вина сладкого налейте. На лучшее место спать уложите, а в самую полночь я открою вам тайну. А уж ритуалом колдовским сами Патыра в дом вернете, когда пожелаете.
Делать нечего. Согласились они, прельстились на речи да посулы змеиные. И сделали все в точности, как та змея подколодная их научала. Но перья те белые в дому сохранили в надежном месте. Мало ли чего…
Пролетели дни, недели, за ними месяцы. Наступила зима. И смотрят рыбак с женой по утру в окно. И видят они средь ягод калины красной, как два сильных лебедя, прямо средь бела дня, на зеркальный лёд опустилися. Одна птица белая, а другая, как небо ночное, черная. Соседи поглазеть сбежались. Окружили тех лебедей, глазам своим не верят, языками цокают.
Что за диво? Что за чудо? Что за знамение приключилось?
Да только прямо на глазах превратились те гордые птицы в людей. Народ так и ахнул, расступившись. «Это Патыр с невестой домой вернулися» – кричат люди и всей деревней в избу к родителям ведут. «Встречайте гостей!» – молвит сын. А невеста лишь низко голову наклонила, да глаза в пол увела. Тут с матерью обморок натуральный случился. Шум, гам, суета, конечно. Но все в итоге обошлось.
Справили свадьбу, как положено. Пили. Гуляли три дня. Музыканты играть утомилися. Сто хлебов съели. Три бочки браги медовой выпили. Всего приятного на свете молодым нажелали и подарками завалили.
И стали Патыр да жена его, черногривая, черноглазая вместе с родителями в одном доме жить. Да что-то не заладилось житье-то у них совместное. Пока отец с сыном рыбу сетями тянут или в мастерской плотничают, молодая характер свой строптивый кажет. «Свекровь-то со снохой, как две животины грызутся. А молодой муж с того ходит хмурый, чернее тучи. Разлад в доме, да черная неблагодарность взаимная» – так в деревне народ о них до поры шептался.
Патыра люди уважали, а жену его недолюбливали. «А детей-то чернобровой бог не дал за злой её характер» – бывало то в одном конце деревни, то в другом бабы кости ей полощут.
И вот однажды снится матери Патыра сон. Будто падает в ладонь перо белое лебединое. Поднимает она глаза и видит, как летает над озером птица Лебедь одинокая и словно зовет кого, словно обронила что-то средь синего леса и вод голубых.
Обращается к ней мать Патыра и спрашивает:
– Что случилось с тобой, Лебедушка? Или потеряла ты у нас чего?
И отвечает птица ей человеческим голосом:
– Счастье я свое потеряла! Найти не могу! Украла злая колдунья черная у меня возлюбленного.
– А как звать твоего ненаглядного? – спрашивает мать.
– Патыр! – сказала так и… исчезла.
Проснулась женщина с тяжелым сердцем. Молчала весь день, а под вечер позвала мужа в хлев за скотиной убрать и все ему рассказала, как есть. Тот призадумался крепко, поутру пошел на то самое место, где многие лета назад лебедь со змеей билися. Приходит… Глядь, а там еще одно перо лежит белое. Может снова змея черная кого в лесу у воды потрошила?
Забрал он то перо в торбу, а сам думает:
– Вот уже и третий знак мне духи предков послали.
Хотел было уйти, как снова голос из леса таинственный раздается:
– Если надумаешь лад в дом вернуть, да сыну своему счастье принести, собери все три перышка в один пучок. Вели жене, коли дома никого не будет, всю избу озерной водой вымыть, все углы да стены сухой горящей полынью окурить, а на последок главное – все окна и двери сверху донизу этим лебединым пучком промести. Да не просто промести, а с приговором «Мети метелка, почисти светелку, счастье верни и любовь меж людьми!»
Удивился отец Патыра, но домой вернувшись, слово в слово всё жене рассказал, что голос ему с небес поведал, ничего не утаив.
И вот собрался весь народ деревенский отмечать пированием и музыкой праздник урожайный. Одна только чернобровая, черногривая идти туда не хочет.
– Больная – говорит – я, немочная!
Уж на руках Патыр с отцом ее к котлам пировальным еле донесли на берег озерный. Уж так не хотела, уж так упиралася.
А мать давай в это время дом чистить, мыть, убирать, полынью сухой окуривать да перьями по окнам да косякам дверным мести. Как грязную воду за порог выплеснула, как прочитала последние слова заклинания того волшебного, вдруг слышит крик отчаянный, нечеловеческий. Музыка и голоса людские враз стихли.
Бегом прибежала мать на берег. Видит: стоит плотно народ в кругу и смотрит остолбенело, как на песке бьются та чернобровка-черноглазка и кричит, словно само зло в нее прилюдно вселилося. А как узнала она мать Патыра, да увидала перья в руках ее белые лебединые, так  тут же на глазах всей деревни мигом обернулась сначала лебедем черным с крыльями поломанными, затем змей шипящей, а уж потом угольями горячими.
Народ так и отпрянул. Хотели по домам разбегаться. Но подул с неба сильный ветер, дождь брызнул, загасил угли те, что от змеи осталися, вырвал перья из рук матери Патыра и унес за облака.
А в небе радуга поднялась, а под ней показались два лебедя белых. Мать и сын. Приземлились они легко к ногам Патыра, обернувшись женщиной-молодкой и мальчиком голубоглазым с лицом белым и волосами, как льняное полотно. И стоят они все трое на глазах людей деревенских, словно и не расставались никогда вовсе.
Тут музыка заиграла. Пир грянул. Начали кушанья, меды хмельные разносить. Котлы кипят, еда варится. Пироги на противнях бабы для жарки приготовили.
Но тут кто-то из озорных мальцов взял и пирожок малый в кипящий котел бросил. Бабы давай на него шуметь: мол, проказник, праздник хочешь всем испортить. Пока ругали мальца, рядились, что теперь с вареным тестом делать, отец Патыра выловил и съел вареный пирожок ради шутки, дабы веселье общее поддержать.
Да так ему это новое кушанье понравилось, что все остывшие пирожки тоже мигом в котле оказались. Бабы и на него было накинулись.
А он им и говорит:
– И вы попробуйте! Не пожалеете! Сегодня небо сыну моему счастье вернуло, мне внука подарило и для народа явило новое угощение. Смотрите, словно лебединые яйца эти белые пирожки в воде плавают, а на вкус они такие сытные, что и голод утоляют, как по волшебству.
С тех пор живет в марийском народе от Волги до Урала история про родителей бездетных, про белых лебедей да про пирожки, сваренные в кипящей воде, которые называют марийцы «Подкогольо».


Рецензии