Художник пишет Вечность... Эссе
Раскрыта книга его души.
Художник пишет Вечность.
Всегда непросто в словах передать чувства, которые возникают у меня при посещении выставок картин. А вот о картинах Игоря Викторовича Осипова я могу говорить долго, глядя на его полотна, складывается ощущение, что ты пришёл в тайгу. Сначала родились хокку. Потом, как на бусины хантыйского турлопса, нанизался весь текст моего эссе. Что бросилось в глаза при первом же взгляде и особо поразило — это то, что на картинах изображено то, что мне дорого, что казалось только я и замечаю, вижу в объективе моего фотоаппарата. Удивительное ощущение... Ещё одним ярким впечатлением было то, что эти картины очень созвучны моему внутреннему миру. Мне слышится лепетание листьев осины, шёпот травы и особый хруст снега в мороз, я вижу всполохи сказочного северного сияния и янтарные ягоды морошки, чувствую запах багульника.
Несколько картин мне особенно понравились. «Предзимье». На переднем плане Старик - могучая лиственница, живущий уже много-много лет… и чудо нашей земли - сполохи северного сияния, словно сказочные волны фантастического небесного моря, которые отражаются в водах земной реки А вверху, там в темноте ночи, в космической стихии, вечное и таинственное звёздное небо, освещенное столпами Северного сияния. Кажется, что эти столпы – это какие-то инопланетные стволы небесных лиственниц, спустившихся в гости к земному великану, возвышающемуся над дремлющими просторами. Дремлют звёзды. Дремлет река. Дремлет небо. Только вновь проснулся старый хантыйский миф о сотворении человека из семян лиственницы, пытаясь осмыслить, понять наш мир 21 века, глядя прищуренными раскосыми глазами на огромные свечи Северного сияния…
Игорь Викторович любит мой Север, слышит шепот моей сказки. «Цветет пушица» (2019) и «Пора цветения» (2018). Совсем другой пейзаж. Заросшие травами берега, словно изумрудный ковер раскинула Тайга. И, как будто упавшие с небес, белые шарики пушицы перекатываются по ветру.
Тонкие нити пушицы на берегу трепещут
Посреди высоких трав таёжных
На облака похожи
Небо спокойное, мудрое, понимающее и всё прощающее. А там в небесах - белые, какие-то задумчивые туманные облака, как будто подарившие земле эти снежные шарики пушицы…
Опавшие лепестки цветущей брусники
Словно лёгким дыханием соединены
С пушистыми облаками
Картина «Под северным сиянием» (1999). Всё просто – чум, дымок из него, нарты. А над чумом – северное сияние … И столько вокруг свежего чистого морозного воздуха, который словно льется с небес и играет на мягком снежном покрове. Чувствуется тепло от чума, запах снега, головокружительное блаженство и счастье, хочется там жить. Дымок тянется длинной извилистой тропинкой к небу. Чум является центром всей композиции, и кажется похожим на портал величественного таинственного мира, который сокрыт от всего, что происходит в нашем сверхскоростном, бездушном времени. Помимо красок в этом мире картины Осипова много разнообразных звуков: слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем морозном воздухе, стоит и не проходит; тихо звякнул котелок; ветер шуршит шкурами северного дома; в чуме слышны заспанные голоса.
Северное сияние хлынуло потоками
Середина ночи...
Торум идёт по облакам
Выставка была небольшая, но картины художника Осипова - словно окна в иной мир, мир хантыйских мифов, сказок, мир тайги, мир Вечности…
Мне понравилась работа «Старая сосна», созданная художником (как не смешно это звучит) ещё в прошлом веке, в 1997 году. Здесь нет цвета. И ничего кругом – ни солнца нет, ни ветра нет, ни шума нет. Картина нарисована тушью. Эта сосна, как сказочное таинственное существо среди мелкого соснового леса, которое хочется погладить по шершавому стволу, похожему на чешую живущего в древних хантыйских мифах дракона, и приложить ухо к дереву, чтобы послушать древнюю сакральную песнь этой старой сосны. Северные ветры обломали макушку, но отважное дерево не сдаётся. Словно змеи верхние голые сучья причудливо переплелись, и в кроне этой сосны уже не поют ветра… Глядя на эту картины, мне кажется, что на нашей древней северной земле росла сосна, когда не было ещё на земле вообще никаких других деревьев. И служила она много веков лестницей хантыйским Богам, спускающимся на только что родившуюся твердь земли. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения; в мягком воздухе разлит всепоглощающий сосновый запах.
Сам художник про эту картину мне написал: «Книгу Еремея Даниловича Айпина «В тени старого кедра» я прочитал ещё в юношестве от корки до корки! Книга научила воспринимать мир живым. И может быть благодаря этой книге я стал внимательнее смотреть на окружающий мир, сопереживать и чувствовать! У меня есть навеянная книгой одна графическая работа «Старая сосна». Мысли писателя вдохновили!»
Подпирая облака,
Стоит одиноко исполинская сосна
На жизнь мою похожа.
Я заметила, что на выставке картин художника Осипова лица людей начинают словно светиться тихой доброй радостью. Я пыталась понять почему? Мне показалось, что из каждой картины – окна в иной мир, мир душевного спокойствия и мудрости и на нас, живущих в 21 веке, спокойно, оценивающе и по-философски грустно смотрела Мать-природа северного края.
Картина «Пробуждение». Пахнет смолой и землей. Сердце вдруг задрожало и забилось, потонуло в воспоминаниях. Вся моя жизнь развернулось легко и быстро, как свернутая кем-то мудрым и всё знающим в свиток березовая кора... Странно, как созвучны мы с этим художником. У меня есть фотография, словно копия этой картины: поворот реки, лес, отраженные в темной глади воды на одном берегу стоят две наклоненные лиственницы. Что привлекло меня в этом пейзаже? Эта картина вновь мне напомнила, жизнь бесконечна и прекрасна, жизнь обещает новые мысли, чувства, эмоции, и все лучшее, кажется, ещё впереди…
На темную гладь воды загляделись
Две лиственницы на весеннем ветру
В тайге весна пробудилась...
Картины Игоря Викторовича Осипова словно оживали и вызывали душевный отклик, пробуждали к новым мыслям, мечтам отыскать в душе прекрасные воспоминания детства, мудрые слова мамы и желанию жить в гармонии с природой.
Свидетельство о публикации №224020801731