Почему в нашей семье читают именно эти книги? Эссе

Чтение – это одна из добрых традиций нашей семьи. Сколько себя помню, в свободное время книга была всегда в руках мамы, да и отец любил читать. Бабушка Паша была только безграмотная и я читала ей по вечерам из старой тетрадки от руки переписанные молитвы.
Что читали? Обязательно газеты, выписывали огромное количество журналов. А уж у нас, у детей. Каких только не было журналов! «Мурзилка», «Юный натуралист», «Костер», «Пионер», «Весёлые картинки»… Я «глотала» книги, читала ночами под одеялом с фонариком. С детства любила читать про животных, про приключения, до сих пор люблю читать сказки! Но сегодня хочу рассказать об особой моей любви. О книгах Еремея Даниловича Айпина.
"Ханты, или Звезда утренней зари" — это для меня книга- потрясение, книга- откровение, книга- философия…
«И настало утро отъезда Вверх. Человек, медленно повернувшись по солнцу и окинув долгим взглядом землю, на которой он родился и жил до сего дня, тронул поводок…» так начинается этот роман, роман в котором живут сказки, роман-предостережение нам, живущим в жестокости технотронной цивилизации, порой забывая яркое своеобразие своего народа, его материальной культуры, религии, обычаев и нравов…
Прочитав эту книгу, я поняла, что Человек не центр мироздания и не его творец, как внушали нам многие годы сильные мира сего. Творец жизни – это Солнце... Я перечитывала эту книгу много раз, находя каждый раз что-то новое, понимая после прочтения то, что ускользало мимо меня в жизни… Прошло много лет. Я приближаюсь к своему утру Отъезда…, мне уже за пятьдесят и я вновь читаю его Книгу … «В поисках Первоземли». В новом произведении писатель продолжает сохранять нить, связывающую человека с первоистоками, с той самой Первоземлей, питающей духовное и нравственное начало. Эта Книга погрузила в историю России через историю Югры. Я вновь вернулась в непростые девяностые…Годы, которые заставили наделать много ошибок, годы, разбросавшие моих друзей, годы, одарившие любовь и забравшие молодость.
Роман «В поисках Первоземли» — это попытка понять какую Россию строят сегодня, в чем национальная идея. Эти вопросы волнуют каждого из нас, выживших в девяностые, ещё оставшихся на своей почти погибшей Земле и не сожранных цивилизацией народов КМНС, народов из рода Природы. И заманили меня легенды, я вновь увидела прятавшееся в густых ельниках лицо Сказки, рядом с которой стояла Гармония, которой так не хватает мне, живущей в наше странное время. Посланница Небесного Отца вернулась в наш мир, явилась в Летнее Поселение на исходе дня Месяца Увядания Листьев и Трав. Это напомнило сразу же мне давно забытое, ушедшее вместе с Детством воспоминание того, что мне, рожденной в Месяц Коротких Дней, Месяц Большой Темноты, ребёнку, пяти небесных Лун от мгновения моего пришествия на Землю, Небесные жители являлись на туманных полянах, открывали Звёздное Небо среди моих поисков в кромешной тьме лунатских похождений.
Книга «В поисках Первоземли» словно обрушила на меня особый тонкий мир целого народа, где привычная реальность переплетается со сказкой, миром мифа, миром, где вновь зашептали - запели орнаменты на старых расшитых хантыйских платьях. Пятьдесят две небесные Луны от мгновения моего возвращения на Землю должно было пройти, чтобы Книга мудрого ханты Айпина заставила меня очнуться, проснуться и увидеть красоту в обыденном, среди багульниковых зарослей, на ягельных тропинках, в орнаменте старого туеска.
Хоть раз в своей жизни, над этим задумывается каждый человек, независимо от своего образования, религии или нации. Что же такое истина. Мой любимый Толковый словарь Ожегова определяет её, как «адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно». То есть у каждого она своя, кто-то находит ее, а кто-то - нет, но не оставляет попыток найти на протяжение всей жизни. И Книга может помочь человеку в этом поиске. Как не крути, каждый человек ищет истину. Одному кажется, что он ищет благополучия, другому – любовь, третьему – знаний… Но в конечном счете каждый из них ищет ту истину, к которой стремится.
Нас воспитывали, что этот поиск не должен приводить к мещанскому уюту, ограничиваясь геранью на подоконниках и кружевными салфетками на серванте или чеховским крыжовником. Но прожив на этой земле половину своего пути, я думаю, что тихое семейное счастье и чай на кружевных салфетках под тихую мелодию с крыжовенным вареньем после долгого трудового дня – это совсем неплохо. Кому что дано… Поиск истины всегда даётся сложно. На мой взгляд, в достижении истины главное – это правильно определить цель своей жизни и найти самые верные, самые правильные пути её достижения.
90-ые …крах перестройки, крушение империи Советского Союза. Люди потеряли почву под ногами. Мои 90-е разделились на три совершенно контрастных отрезка времени. Я бы назвала их условно так: молодость, любовь и барахтанье. Люди вокруг не могли выбиться из нищеты, сколько бы ни старались. Но в отличии от лягушки, упавшей в кувшин со сметаной, которая, сбила комочек масла и оттолкнулась от него, сколько бы они не били лапками, толку было мало. Беспросветная бедность, создание своей семьи и материнское счастье. Нет зарплаты, нет возможности ничего купить … Во всех магазинах пусто, а потом вдруг инфляция. Зарплата выдавалась в натуральном виде: мотоциклами без документов, мебелью, просроченными консервами, которые даже кошки не ели. Остальное, мол, на сберкнижку до лучших времен. В когда-то богатейшем леспромхозе давали по мешку сахара и хлеб под запись. Какая-то жуткая неразбериха с ваучерами. Стыдно быть такой идиоткой, но с комсомольской наивностью я продолжала верить, что все скоро наладится, стыдно вспоминать это время … Я работала в школе. Зарплату получала стабильно, но были случаи задержки. Полки в продуктовых магазинах пустовали, здорово выручали картошка с собственного огорода, да грибы-ягоды из леса. Цены поднимались несколько раз в год. Одежда стоила десятки тысяч рублей. Длинные и долгие очереди за разливным молоком. Талоны. Всего стало не хватать. В книжном магазине — книг. В продуктовом — продуктов. В кошельках — денег. В душе — оптимизма.
Но вместе со всеми этими трудностями были и радости. Как весело и дружно отмечали праздники, все друзья были живы и молоды. В 1996-м вдруг все вдруг стали миллионерами, но зарплату видели только на квитках. А затем объявили реформу, убрали нули и всем в очень короткий срок надо было обменять наличность. Очереди в сберкассе стояли, жуть! Осознавая сегодня всё это ужасаешься. Эти 90-е научили чувствовать свою внутреннюю силу, ценить друзей и любовь, верность и веру, и даже в пасмурный день видеть лучик солнца, просвечивающий через зеленый листок черёмухи, посаженной другом детства в палисаднике… Давно ушёл друг в туманы Нижнего мира, забываться начали лихие девяностые, вырос сын. Всё вроде стало устойчиво... И вот Айпин со всей своей прямотой и вдруг погрузил, нет даже обрушил в то время и словно временная воронка развернулась и вокруг всё поменялось: исчезли звуки, все сначала замерло, а потом послышались голоса предков, духи рода зашептали, заиграли сангвылтапы. Если поддаться и пойти на эти звуки, обратно уже не выйдешь. Облака стали необычного цвета, солнечные лучи стали похожи на свет прожекторов, и радуга без дождя раскинулась в полнеба. Стало трудно, мучительно грустно и стало воздуха мало, под ногами нет опоры… Где ты, моя Первоземля?  Сердце замирает от чувства настоящей свободы, к которой там можно прикасаться рукой. И там нет места страхам, сомнениям и тоске. Там происходит соединение со своей сутью и со своим настоящим, со своей дикой природой и своим прошлым.
Заставить очнуться человек — вот главный посыл этой книги.


Рецензии