О повести В. Одоевского 4338-й. О России будущего

ПУСТЬ НЕ СМУЩАЕТ ЧИТАТЕЛЯ МОЙ СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ. БЛИЖЕ К ЛИЧНЫМ ДНЕВНИКАМ И ПРЯМОМУ ОБЩЕНИЮ С ЧИТАТЕЛЕМ, ЧЕМ К АКАДЕМИЧЕСКИМ СТАТЬЯМ, ХОТЯ И ОТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СТАТЬИ ТОЖЕ СОБЛЮДЕНО ГЛАВНОЕ:ЦИТАТЫ, БИБЛИОГРАФИЯ, ССЫЛКИ И ПР. СПАСИБО.
это черновик.



Писала статью 2 часа при внешней кажимости небрежности и краткости. Петербургские   письма Одоевского обращены в будущее.



Теперь посмотрю российский сериал "Петербургские тайны" 1997г., первый и единственный, достойный высокой оценки российский сериал("теленовелла", списано с этого латиноамериканского жанра. модного в 90-е-начало 2000-е). Его не раз показывали по ТВ. Но я смотрела не с первых серий, и в ч/б телевизоре. Потому что  долгое время цветного телевизора у нас не было, притом мы так решили, и когда цветной наконец появился, мы еще долго параллельно использовали ч/б, и в цвете я сериал так до сих пор и не увидела, а вот теперь в цвете на ютуб посмотрю может быть, начну с 1 серии. Сериал этот ч/б сыграл заметную роль в моей судьбе, заставив многое в себе пересмотреть и изменить, сильное впечатление произвела на меня актриса Ирина Розанова,   сила искусства. И остальные были превосходны. И выучила все романсы сериала, этого и продолжения, сериал "Развязка Петербургский тайн". Иных актеров уж нет, а те далече...

Потом читала, с трудом достав, роман "Петербургские трущобы" В.Крестовского и это было очень далеко от сериала! Правда, на книжных развалах видела "кинороман с фотками актеров "Петербургских тайн", но покупать и читать не стала.

А от первоиточника "сценарная группа"сериала взяла только абрисы. Вот так надо перерабатывать материал приводя в соотв. с современностью.



-----------

Мне всё отчетливее кажется(да, кажется!), что я близка къ истине.
Вот ещё чуть-чуть, и...И я узнаю все тайны мироздания и обрету ключ к себе. Какая красивая музыка. Музыка Евгения Доги к кинофильмам.
Переслушиваю несчетно. Вообще, избранные ролики ю тьюба нужно превратить в пластиночки, любимые, забирать себе и записывать на флешки и компакт-диски, а то всего не переслушать. Собирать снова коллекции, но так чтобы не лежали без дела, а активно использовались. А ю тьюба чтоб много не было, ю тьюб это пусть как прежние походы в библиотеки и книжные магазины.

Минувшим вечером читала впервые из моей давней книги сборника:

Владимир Одоевский. 4338-й год. Петербургские письма.
стр 121-154 в сборнике:
Русская фантастическая проза 19-начала 20 века./Сост. и послесл. Ю.Медведева;-М.. Правда, 1986.-704с., ил.л. ил.

Прочла(перечитала с ручкой) и Послесловие:
Юрий Медведев. "На границе грядущего с беспредельностью...", в котором автор благодарил за помощь и советы работников Библиотеки СССР им.Ленина.

Ибо использован эксклюзивный материал.

Это сборник из серии Библиотека фантастики в 24т.
Два тома из этой серии я купила некогда даже не в Букинисте, а в ...магазине швейных принадлежностей и бижутерии. Продавщица, возможно, из своих книг положила продать что-то наряду с мотками ниток и бус.
И с тех пор иногда читаю, но еще не всё прочла. Тысячи других соблазнов перебивают, так что нечитанного еще много. А кое-что и перечитываю, и прорабатываю из своих книг.

Но как удивительно вовремя я открыла Одоевского, который мне был скучноват, и я начинала и бросла его фантастическую повесть, а вот вчера жадно проглотила. Почему? Разумеется, я знаю что кнзь В.Ф. Одоевский известный русский писатель, сказочник, поэт пушкинской поры, близкий декабристам, музыковед, разносторонний ученый-натурфилософ, и всё собираюсь читать его, в том числе статьи о музыке. Но вот что князь Одоевский был мистик...

В "4338-й год. Петербургские письма" Одоевский от имени своего ЛГ, китайца почему-то, но отлично пишущего по-русски, потому что Китай давно часть всемирного российского влияния! своему русскому корреспонденту пишет письма из 4338 года - в   1840 год, если смотреть по подписи под повестью В.Одоевского.
Рассказывает как там в будущем, да что...

Ну мы же смотрели все "Гостью из будущего" по повести Кира Булычёва, вот примерно в этом жанре.
Однако никакой машины времени в повести Одоевского нет, а как, спрашивается, он коммуницирует с своим адресатом из будущего в прошлое? Аа, в этом и интрига, оттого и с жадностью прочла в один присест. Ибо не совсем это фантастика.

Спойлерить не буду, но свои замечания оставлю в заметке.

Понимаете...Я ведь еще сама не совсем понимаю. Тут какая-то тайна и загадки.
Мы совершенно не знаем по настоящему Золотой век пушкинского круга. Чем они увлекались, о чем спорили, что их захватывало. А были они массово захвачены эзотерикой! От нас это, разумеется, скрыли, и всё учили нас, что только балы с танцульками, карты, выпивка, кутежи...Самые прогрессивные:идеи декабристов.

И чтобы понять, как "китаец" на русском переписывается из 4338 года из Петербурга в Петербург же 1840 года от Р.Х. - нужно понимать что такое в кругах "высшего света" в России и по всему миру был... месмеризм. Именно это слово в первом же абзаце повести Одоевского.

Если этого не знать(а нам этого всего и близко не рассказывали), то духовная атмосфера той эпохи от нас будет существенно закрыта и искажена. Спросите сейчас даже выдающихся пушкинистов об этих интересах того века и ...думаю, даже Ю.Лотман затруднился бы.
Поэтому понять повесть Одоевского правильно нельзя, не прочтя кучи книг по этим предметам, совершенно закрытым от нашего времени, нашего века.

"Китаец" совершил путешествие в будущее в повести не на машине времени, а в "магнетическом сне", то есть ясновидчески. А поскольку месмеризм утверждал, что открыл ключи от будущего в нашем Я посредством "магнетического флюида"(эфир), то...всё намного интереснее машины времени, и сложнее. Сила Разума, неограниченность и беспредельность нашего Я.

И это уже не фантастика, как считали авторы серии, включив повесть Одоевского в сборник, а нечто иное, как и повести Циолковского.

И поэтому на сей раз я не бросила повесть в первых же абзацах, а прочитала полностью, и с ручкой. Ведь это заявка на точное знание будущего.

 И действительно:поразительные детали в повести. Даже автор Послесловия 1990г. дальше "телевизора", -  не знал и не понял многого, что можно понять уже из наших дней, эпохи компьютеризации и будущей киборгизации, а прошло лишь несколько десятилетий. У автра отличного Послесловия ни слова о жидко-кристаллических дисплеях и оцифровке культурного наследия человечества - этого он не увидел в повести Одоевского хотя и восхищается множеством удивительных пророчеств, не все из которых еще сбылись.

"Вы успели перевести книги бумажные на стекло"- говорит Директор Кабинета древностей путешествующему китайцу, благодаря за это изобретение, благодаря чему  Книга стала бессмертной, не истлевать, ибо на "эластичном стекле".

Вы успели перевести книгу на стекло... то есть оцифровать?!!
Книги на стекле - это же дисплей!
Жидкие кристаллы.

И это в 1840 году пишет князь Владимир Одоевский в "Петербургских письмах".

Еще много поразительного в повести, например, указание на то что Петербург гораздо древнее чем город Петра Первого, а его настоящее имя Петрополь. Как раз это сейчас предмет изысканий в альтерантивной истории России- истинная древность и подлинная история города на Неве.

   Петрополь с башнями дремал...

цитирует из поэмы "Видение мурзы" Державина -кн. Одоевский.

Меня поразило и то, сколько внимания в повести посвящего аэростатам, и так, будто уже во время Одоевского они были уже изобретены, но по расчетам автора придет время когда воздухоплавание будет также обычно, как ныне железные дороги.
А разве в 1840 году в Российской империи железные дороги уже были широко проложены?! Вопросики...Нечаянно Одоевский нас посвящает в быть может полу-сокрытые от нас детали своего времени не меньше, чем предполагаемого будущего.

И все-таки, к сожалению или к счастью, но магнетический сон, если и имел место при написании этой повести, но только отчасти. Ибо картина будущего, нарисованная Одоевским, при поразительных угадках в плане научно-технического прогресса, - в отношении социальной картины это совершеннейшая картина первой четверти 19 века, то есть времени жизни Одоевского.
 
Просто зарисовки из петербургской жизни начала 19 в., слегка в антураже аэростатов и прочих изобретений. Но не угадал и не провидел Одоевский ни смены социально-политического устройства, ни другого психотипа людей далекого будущего, ибо разговаривают они как герои повестей времен Пушкина и Одоевского. Ни социализма, который будет уже в 20 веке в России, ни цифровизации всего и вся, информационного общества 21 века, а ведь замахнулся на  4 тысячи 338-ой год.
Напомню, что сейчас идет 2 тысячи 24-ий год от Р.Х.(2024). То есть еще 2 тысячелетия вперед. А у Одоевского ну совершеннейшие картинки из, например, Гоголя, помещичья Россия 19в.).

Всё ещё идут балы и дворянские собрания. Правит Государь. Правда, дамы в "электрических" платьях и просят друг у дружки дать на время платье "на фасон", а что слабый пол уже с конца 19 века(века самого Одоевского) начнет всё более массово носить брюки, и прочую по фасону мужскую одежду, то Одоевскому не привиделось, и наверное это его ужаснуло бы, его дамы всё еще почти в кринолине и корсете, только что из "эластичного стекла" же. Не уточняя что за такое.  Но очень красочное и фееричное. И огромные шляпы, украшенные тоже чем-то феерично-электрическим.
Говорят:"дядюшка по дипломатическим делам", гувернёры, и т.д. в стилистике русской прозы пушкинской эпохи.

Интересно, что Питер освещён в ночное время фантастически-красиво разноцветно, не в пример тусклому Петербургу с газовыми фонарями и мраком в ночное время - 19 века, о чем сожалеет автор писем.

Интересна "домашняя газета" в повести, которую тоже автор послесловия нисколько не увидел, не отметил, не понял: с помощью этой Домашней газеты каждый кружок "в свете" сообщается, и это очень напоминает современный...чат в интернете. И переписка емайл @. А круг подписчиков - это френды в соцсетях.
Но почему-то не напрямую, а посредством слуг, которые записывают всё важное и через камеру-обскуру (аналог зеркального фотоаппрата или сканера/принтера)размножив в нужном количестве экземпляров, пересылают телеграфом по адресам. Чуточку не хватило Одоевскому фантазии и смелости, чтобы сделать процесс непосредственным между участниками "чата", без всяких слуг и нарочных.

Телеграф тоже фигурирует в повести, так и называется.

При желании можно прочесть в повести и прозрения...электронного концлагеря.

Прилетевшему из Америки в Дом прилетающих(ибо все на аэростатах), в отель с таким названием - бесплатно положен ужин из таких-то блюд(со странными названиями типа сок из азота), а если хочется испробовать из других прейскурантов, а это уже за деньги!

То есть по мысли Одоевского в 4338 году все еще будут:
Деньги - хотя их не будет уже на нашем веку.
И кастовость общества.
Уже у Ивана Ефрмова в "Туманности Андромеды" всего этого нет и в помине. Мир будущего технократичен, да, но это эра космического коммунизма.  А в "Часе быка", напротив, грозное пророчество.

Совершенно Одоевский не понимал историческую преходящесть ни денег, ни экономических формаций, ни эволюции человека и человечества, у него и в спустя  тысячи лет всё так же как в его время, и в наше, увы, с несправедливостью, кастовостью и т.д.

Кроме того, есть у автора в повести:Министерство Философии, Министерство Изящных искусств и т.д., тут же напоминая Министерство любви и Министерство правды из знаменитого "1984" Оруэлла. Кстати, и названия идентичны: "4338-й" Одоевского и "1984! Оруэлла. Но поскольку, Оруэлл явился вслед  за Одоевским, да еще на полтораста лет, то значит стащил идею у старшего товарища по цеху(Одоевского) насчет Министерств со звучными загадочными названиями. Это тоже мое открытие.

В общем, не  в восторге я от видения будущего у одного из основателей жанра научной фантастики, как представлен в Послесловии В.Одоевский. Многое угадал, и возможно провидел, но в целом достаточно унылая картинка и персонажи по-прежнему скучают на балах, при всём блеске электричества и буйной растительности оранжерей, в которых тоже электрический свет и особые технологии делают возможным выращивать всю флору Земли.

Одно порадовало:Китай в 4338 году будет застроен домами в стиле а-ля рюс, ибо Россия будет править на оба полушария Земли, но китаец пишет, что мы, китайцы, лишь убого вопроизводим гений русских.

На сем и завершу краткий обзор, хотя и уже не очень краткий.

Написать Утопию/Антиутопию лучше? А почему нет?!
Письма это хороший жанр, но всё же мне не достало художественной живости описания, беллетрестичноти, диалогов, наблюдений. Всё достаточно схематично. Нет ясного сюжета и тем более интриги. Которая есть к примеру в романе "Красная звезда" А.Богданова, где интрига держится до конца. А в "4388 годе" Одоевского просто путевые заметки, или репортажи, и те достаточно блёклые, хотя тут такой материал!
Есть над чем поработать.

8 февраля 2024.

08.02.2024 21:17

P.S.

Одоевский заслуживает, конечно, большой статьи, но наскоро из Википедии пара строчек для заинтересовавшихся:
Князь Влади;мир Фёдорович Одо;евский (30 июля (11 августа) 1804[1] или 1 (13) августа 1804, Москва — 27 февраля (11 марта) 1869, там же) — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания. В 1823—1825 годах председатель юношеского общества любомудров. Издатель ряда журналов и альманахов. С 1846 года — директор Румянцевского музея. В середине 1840-х годов перешёл от литературной к общественной деятельности, получил известность как филантроп. Камергер (1836), гофмейстер и тайный советник (1858), сенатор (1861). Как писатель и мыслитель князь Одоевский долгое время находился под влиянием Гофмана и Ф. В. Шеллинга. Увлекался оккультными учениями, за что получил прозвище «русского Фауста». Известен как мастер фантастической романтической повести, одним из первых в России экспериментировал с жанром утопии («4338-й год: Петербургские письма»), продолжал традиции просветительской сатиры. Главным его произведением считается философский роман «Русские ночи» (1844).

-------------------------------------

P.P.S.УЖЕ ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ СТАТЬИ ПРОЧЛА В ВИКИПЕДИИ статья о повести Одоевского вики-статья:"4338-й год: Петербургские письма"«4338-й год: Петербургские письма» — утопический роман Владимира Одоевского, написанный в 1835 году. Это футуристический роман, события которого происходят в 4338 году :

 Предсказания удалённого общения

В романе предсказано появление возможности удалённого непосредственного общения: «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом». Также говорится о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства»: этими газетами «заменяется обыкновенная переписка», в них «помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения, когда же бывает зов на обед, то и le menu». В 2005 году на этот факт обратил внимание прессы блогер Иван Дежурный, с его подачи пресса назвала это предсказанием Интернета и блогов[4].
 

https://lenta.ru/news/2005/10/03/odoevsky/
Интернет и блоги предсказал Владимир Одоевский в 1837 году

Ссылки по теме
ЖЖ предсказал Одоевский в 1837-м году
запись в блоге Ивана Дежурного

(а блога-то Ивана Дежурного уже и нету...)


ТЕКСТ КНИГИ ЗДЕСЬ В БИБЛИОТЕКЕ МОШКОВА И ДРУГИЕ ЕГО СОЧИНЕНИЯ:

http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f/text_0490.shtml
В. Ф. Одоевский

4338-й год

 
Петербургские письма

   В. Ф. Одоевский "Повести и рассказы", ГИХЛ, 1959. Примечания Е. Ю. Хин
   No "Im Werden Verlag". Некоммерческое электронное издание. Мюнхен. 2006.

08.02.2024 22:02


https://zera-cherkesov.livejournal.com/612442.html
 


Рецензии