15. ОКНА

Дорогие читатели!

Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…

Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.


ОКНА

Помещение группы «Дюймовочка» угловое. На высоком первом этаже. Окно спальни и два окна группы выходят на свой участок и на дорожку, по которой идут ко входу в здание. Ещё два окна выходят на широкое крыльцо и дальше – на другие участки.

На окнах висят коротенькие, немного свисающие по бокам полоски светлой ткани. Практически ламбрекены, без штор. Потолки высокие, окна большие, подоконники высокие, так что ламбрекены эти висят где-то очень высоко, окна практически голые, группа просматривается насквозь.

Вплотную к стенам, прямо под окнами, стоят детские диванчики и кресла.

Так устроила Вероника Эдуардовна, которая работала в этой группе с прошлого года.

Когда пришла Анна Яковлевна, она удивилась – почему стёкла в нижней части такие замусоленные?

- Да, надо Нине Ивановне сказать, что-то она запустила окна, плохо следит.

Первый же рабочий день дал ответ на этот вопрос. Дети ловко, как обезьянки, залезали ногами на диванчики и кресла, вставали на их спинки, а оттуда коленкой на подоконник – и вот они уже на окне. Сидят на коленках, стоят во весь рост, шлёпают по стеклу, дышат на него, прижимаются носом, облизывают. Стаська, стоя на цыпочках, теребит кончиками пальцев ручку.

Анна Яковлевна была в шоке. Она стала снимать детей с подоконников, объяснять, что этого делать нельзя, это очень опасно. Но дети казались удивлёнными не меньше её и, снятые с одного подоконника, тут же лезли на другой. Она обратилась за разъяснением к няне. Нина Ивановна скорбно поджала губы.

- Постоянно на окнах висят. И слюнявят, и сопливят, мыть замучилась. И смотреть страшно – стоят ведь спиной к краю, обернётся ребёнок на какой-нибудь звук и упадёт!.. Вероника Эдуардовна приучила. Вот эти два окна, - Нина Ивановна показала на два наиболее замусоленных окна, выходящих на участок и дорожку, - у неё «рабочие».

- В смысле? – удивилась Анна Яковлевна.

- А они в них каждый день смотрят. Залезут все, и она им рассказывает, какая погода, снег там, дождь, листья красные, птички или травка свежая. Какой дядя прошёл, какая тётя, чья это мама, а вот наш Игорь с мамой и собачкой пошли, интересно, чья мама следующая придёт? Или когда плачет кто, особенно по первости, она так утешает – ставит на окно, давай смотреть, вооот по этой дорожке скоро мама придёт!

Анна Яковлевна слушала, буквально открыв рот.

- А летом окно нараспашку, стоят ногами на спинке дивана, на подоконник руками опираются, животом лежат, всем проходящим руками машут, кричат… Как обезьянки в зоопарке, в жизни такого не видела. На другие окна велит не лазить. Но там вдоль стены шкафчик низенький, они всё равно залезают. Ох, беда!.. Добром это не кончится.

- Уму непостижимо!.. А вы ей говорили?

- Говорила. И не раз.

- А она что?

- Говорит, нам нужны окна, чтобы смотреть на улицу, чтобы дети не чувствовали себя запертыми в четырёх стенах. Нужно наблюдать за природой, за людьми. А ещё праздники устраивает, это когда вечером уже мало детей остаётся, они каждого родителя окликают и машут ему. Те удивляются, конечно, некоторые в ответ машут. Не знаю, как до сих пор никто не пожаловался никуда. Стаська раз в окно стельку свою ортопедическую выбросил. В ноябре. Снег, дождь, слякоть. Иди, Нина Ивановна, ищи, сейчас мать придёт, такой скандал устроит! Она сама-то не может, она за детьми следит. Но, правда, правило строгое установила - на диван и кресла в обуви не залезать! Вот они и скидывают её. А потом кто надел, кто забыл, кто-то пробежался, всё раскидал, ищем потом. А у троих стельки ортопедические. Вылетят из сандалий, наищешься...

- Нет, ну так же нельзя!.. Я завтра же поговорю с ней.

- Поговорите. Меня она сразу на место поставила. Я говорит, здесь воспитатель, а вы, говорит, к воспитательному процессу отношения не имеете. Ваше, говорит, дело – мыть чище.

В конце рабочего дня, проводив последнего ребёнка, Анна Яковлевна сходила в соседнюю группу. Познакомиться и посмотреть, как там всё устроено.

В этой группе было очень уютно и красиво. На окнах висел красивый тюль в стиле «кошкин дом», на широких подоконниках стояло множество ухоженных цветов в одинаковых горшках, детская мебель удобно расставлена далеко от окон.

Сразу скажу, что разговор с Вероникой Эдуардовной ни к чему не привёл. Она твёрдо стояла на том, что в группе должно быть много пространства, света и воздуха, а у детей должна быть постоянная связь с внешним миром. А не так, как в соседней группе – все эти гипюровые занавесочки, салфеточки, скатёрочки, цветочки совершенно не нужны. И не нужно бояться окон, а нужно бояться педагогической зашоренности. Дети должны чувствовать себя свободно, не скованно, иметь свободу бегать и играть. А не бояться дёрнуть кружевную занавесочку или опрокинуть горшок с геранью. Вообще мещанство. Ещё бы канарейку в клетке завели!

Анна Яковлевна, терзаемая противоречивыми чувствами, поговорила с заведующей. Ей было очень неловко – только пришла на работу и сразу конфликт. Но и у заведующей она не нашла поддержки. Вероника Эдуардовна молодой, современный, идущий в ногу со временем специалист, у неё свои интересные теории, она даже статьи пишет, делает презентации, проводит мастер-классы. Да, нам они кажутся небесспорными и экспериментальными, но надо отходить от старых понятий. И вообще – вам работать вместе, постарайтесь найти компромисс. Главное, чтобы дети были веселы, а родители довольны

- Главное – чтобы дети были целы и невредимы. – Сказала Анна Яковлевна и покинула кабинет заведующей.

Какое может быть плодотворное сотрудничество на благо детей двух таких разных воспитателей?

И ещё про окна, но уже не казённые, а домашние.

Мама Сметанина Саши, которого в садик водят очень редко, с возмущением рассказывала в раздевалке: они живут в том же доме и том же подъезде, что и Стасик. На четырнадцатом этаже. Знакомы. И пригласили Стасика на день рождения Саши. И всё было хорошо, пока все приглашённые дети не скрылись в родительской спальне. Дети маленькие, за ними присматривали, держали в поле зрения. Но и взрослым тоже хотелось поговорить и поесть, поэтому детям удалось улизнуть в пустую комнату. Но их моментально хватились. И вовремя – дети стояли у окна, задрав головы, а Стасик на подоконнике и уже трогал, к счастью, тугую ручку окна. Стаська был весел и звонко рассказывал детям, что он умеет открывать, надо вот так повернуть… Стаську сдёрнули с окна, а мама Саши чуть не потеряла сознание.

Потом няня Люся рассказала, что Стаську родители зачем-то научили открывать окно. К счастью, окна в их квартире все заделаны решётками – первый этаж. Но створки тяжёлые, Стаська лёгкий и вертлявый, как муха. Зачем??. Люся говорит, Стаська бесился, носился, не успокаивался, папа взял его на руки, подошёл с ним к окну. Стаська обрадовался – дело-то знакомое, на улицу поглядеть, людям помахать – и стал тянуться к ручке. Папа и показал. Отвлёк и успокоил на несколько минут. Стаська соображает так же быстро, как и носится. Ему хватило одного раза, чтобы понять и запомнить.

Вот интересно, чем руководствуется воспитатель, приучая детей играть на открытом(!) окне? Да, под её присмотром, но они же потом лезут и без неё!

О чём думают родители, уча маленького ребёнка вещам, которые в его возрасте уметь опасно? (А у Стасика есть и другие, не менее неожиданные и опасные «умения»).

Как не боятся родители оставлять своего совершенно расторможенного ребёнка, для которого в доме практически нет запретов, с «няней», под завязку загруженной хозяйством?

                24.11.2020


Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», какие ребятишки её посещают и чем необычен детский сад, вы сможете узнать в следующих публикациях.


Рецензии