Тайлер Дерден, Снежневский, Мастер и Маргарита

Однажды, в студеную зимнюю пору, во время войны и чумы, в Москве, в кинотеатре «Октябрь» появились гражданин и гражданка в поразительно нездешних пальто и шляпах. Это были мы с Юлей, пришедшие посмотреть на Мастера и его Маргариту. Скажу сразу – несмотря на отсутствие, собственно, Мастера и Маргариты, нам понравилось.
Напоминаю концепцию свеженького МиМ. Мастер – всеми признанный, успешный советский литератор. Но за несоветскую пьесу «Пилат», его, Пастернака и Бродского в одной экономичной упаковке, изгоняют из рядов, отгоняют от кормушки (не только от «Грибоедова) и, вообще, травят. Он знакомится с загадочным иностранцем Тайлером Дерденом, pardonne-moi, Воландом, выдумывает вместе с ним «Мастера и Маргариту» и параллельно, вовсю любит чужую жену Маргариту.
На голой вечеринке у Степы Лиходеева, с трансвеститами, шлюхами, джазом, наркомом и блэк-джеком Мастер, непонятно как пропущенный, поднимает тост за «коммунизм в отдельно взятой квартире».  Очухивается он уже в камере, куда наведывается барон Майгель. Из пары строчек про товарища барона авторы сценария сотворили самого умного, подлого и неоднозначного антагониста Мастера.  Латунский и Бездомный – лишь его блеклые тени.
Майгель предлагает Мастеру быть этаким Булгаковым при Сталине, вернуть все статусы совписа взад и сотворить пьесу «Батум». Мастер флегматично отказывается. За это его помещают в клинику профессора  Снежневского, pardonne-moi, Стравинского. Там он заново пишет «Мастера и Маргариту» и умирает. Страдающая при богатом красавце-летчике-муже Маргарита додумывает конец романа. В конце дважды выдуманный Воланд сжигает выдуманную Москву.
Сразу скажу – несовместимая с логикой концепция реализована великолепно. Собственно, две единственных беды фильма – это не вечно строящиеся дороги в альтернативной коммунистической Москве, и даже не дураки-совписы, предавшие коллегу-мастера. Беды – это Цыганов и Снигирь. Ибо эта супружеская пара ни разу не Мастер и Маргарита. И дело тут вовсе не в прекрасно воплощенной задумке, а в актерской игре на уровне дуба и липы. Цыганов весь фильм бродит с лицом, идеальным для игры в покер или для допроса в ментовке. Его супруга с каменной мордочкой не только не пытается играть любовь или страсть, она вообще не играет, а присутствует в кадре. Даже вечно голая силиконовая грудь ей не помогает.
Казалось бы, предал тебя Иуда-Берлиоз, оболгал Латунский, лишили вежливой услуги, особенно джаза, в «Грибоедове». Пошевели рожей, цыкни глазом, дай нам Пастернака. Ан нет. Индифферентная морда Цыганова напоминает лишь, извините за выражение, рожу Дмитрия Быкова. Ну, облеплял жирным глистом кресло фактического главы самой фашистской и пропутинской газетенки, когда-либо издававшейся в России. Ну, вылизывал годами нашему недопрезиденту, все, что можно вылизать. И вдруг, я либерал, карету мне, карету. В соседнем «Жан-Жаке» уже ждет новая тусовка, да и в Корнуэльском университете, под крики о бездуховности стоящей на краю пропасти Америки, глядишь, и место найдется. Поэтому, что ему вопли закадычного друга Прилепина и бывшего покровителя Лукьяненко? Перенес одно полужопие на другой стул, делов-то. Захочет – обратно перенесет. Отсюда и полное спокойствие. Но Мастер, ни булгаковский, ни локшинский, в двустульничестве не замечен. Тогда откуда полное равнодушие ко всему? Даже в лапах у Снежневского-Стравинского на этого псевдомастера щетина налеплена, глаза красным окрашены, а на лице отрешенность и скука.
Собственно, хватит об этих двух недостатках. Далее – одни достоинства.
Во-первых, Воланд. Диль играет полусумасшедшего мелкого беса и делает это хорошо. Правда, Мадс Миккельсен сыграл бы безумного и мудрого дьявола, причем не хорошо, а великолепно, но это уже мои придирки, а может быть и придумки.
Во-вторых, наиприятнейший визуальный ряд, рассказывающий намного больше и интереснее, чем персонажи. Вот что бывает с русским кино, если не воровать! Поэтому запомните – никогда не разговаривайте с незнакомцами и никогда не смотрите мутные экранки. Придут BD-релизы и торренты вам все дадут.
В-третьих, актеры. Раз уж главные герои не захотели играть, актеры совершили невозможное – сыграть так волшебно, чтобы на их фоне не раздражаться на присутствие пня и коряги в одном кадре с ними. У них почти получилось.
В-четвертых, большая часть знаковых сцен романа сделана в виде красивых джазовых клипов. Джаз из «Грибоедова», мимолетно упомянутый, стал таким же важным и элегантным персонажем, как барон Майгель.
Ну и в-пятых, горящая Москва – это красиво и долгожданно. Жаль, лишь в фантазиях.
Чего я не заметил, так это найденных бдительными сексотами экстремизма, терроризма и фейках о доблестной русской армии, второй год берущей Авдеевку. А жаль, я очень хотел найти и насладиться. То, что фильм Локшина является стильной и тонкой антисоветской сатирой - безусловно. Но в стране, где один из многочисленных путиных-Василичей – явный антисоветчик, она на экстремизм явно не тянет. Считать же репризы про райский крымский край и вечно перекладываемую плитку в Москве терроризмом – слишком тонкая шутка для нашего цирка.
Так что, дорогие Аннушки, покупайте, наливайте и смотрите. Настоятельно рекомендую.


Рецензии
заинтриговали... вообще смотреть не хотелось, не уважаю римейки
более-менее согласилась с вариантом Бортко, довольно близок к роману
а вообще наверняка у каждого, читавшего, своё видение
спасибо за наводку, при случае посмотрю... когда в инете найду)))

Галина Гладкая   09.02.2024 13:43     Заявить о нарушении
Только запомните – никогда не разговаривайте с незнакомцами и никогда не смотрите мутные экранки. Придут BD-релизы и торренты вам все дадут.

Спокойный Созерцатель   10.02.2024 03:15   Заявить о нарушении
с торрентами давняя дружба
а насчёт незнакомцев... вроде давно знакомы)))
роман знаю не наизусть, но кое-что запало в душу, особенно самое начало, наизусть могу воспроизвести
ой, два раза наизусть... ну, пусть будет и третий

Галина Гладкая   10.02.2024 12:17   Заявить о нарушении