Мастер и Маргарита Михаила Локшина

Были сегодня. В первом зале кинотеатра «Пионер» на Кутузовском проспекте. Дневной сеанс, а зал полный. В основном, пожилые интеллигентные люди. Бросился в глаза убелённый сединами сухой старичок, ни дать ни взять «Дед Мороз и лето».

Голливудская, качественная и крупномасштабная картинка Михаила Лакшина, известного нам по «Серебряным конькам». Много воздуха, прекрасный монтаж. И при этом несвойственная «Голливуду» тщательная литературоведческая проработка темы.

А именно… Снимают в театре с репертуара пьесу Булгакова, он подавлен (точность органики Евгения Цыганова в роли Мастера надрывает душу). Думает о письме (письмах) правительству и о самоубийстве. Идёт-бредёт по московским первомайским улицам и… Встречает её, Маргариту-Снигирь. Так и было. Познакомившись с Еленой Сергеевной Шиловской (и влюбившись в неё до беспамятства), Булгаков рассказывает ей о своём намерении покончить с собой (револьвер вот он, в ящике стола), если не получит ответа. Зачем ему писательствовать на родине, которой он не нужен? Но в его квартире раздаётся звонок… Сталина.

– Што-о, может быть, правда, отпустить вас за границу,
оч-ч-ень мы вам надо-о-ели?

И Булгаков совершает ошибку. На дворе 30-е годы, казни… Проявляет слабость, не решается дать прямой ответ, остаётся. И задуманный им роман «Дьявол в Москве» превращается в историю его встречи с Маргаритой (третьей женой) и «освобождения» от литературного и человеческого плена с помощью прежней дьявольской линии, во главе которой, по мнению Мариэтты Чудаковой, самой умной и глубокой исследовательницы Булгакова, стоит Воланд-Сталин.

И этот хаос в булгаковском писательском сознании, где невозможно отделить его биографию от фантазии, и становится главной режиссёрской темой Михаила Лакшина. Слияние биографических фактов и глав романа в фильме выше всех похвал. Эту проекцию жизни Булгакова на роман подчёркивает в своих исследованиях и Мариэтта Чудакова. Булгаков умирал от неизлечимой болезни. Осталось два месяца до его смерти. Елена Сергеевна Шиловская особенно оберегала его в это время, была избирательна и пускала далеко не всех. Приходил пьяный Фадеев, расплакался, сбежал по лестнице, забыл шапку. И Пастернак… Он вошёл, взял стул, развернул его спинкой вперёд, оседлал, как коня, и проговорил с Булгаковым 40 минут. Когда он ушёл, Михаил Афанасьевич сказал жене: этого всегда пускай, он мне понравился. Булгаков пересказал Пастернаку свой неопубликованный роман. И, по наблюдению Мариэтты Чудаковой, именно в тот день невольно вдохновил Пастернака на написание «Доктора Живаго», нобелевский роман, где на наших глазах рождается «Поэт». Знакомая параллель? Она, видимо, не ускользнула и от Лакшина.

Самая дивная сцена в фильме: завтрак-ужин с Маргаритой в квартире-подвале Мастера. Свечи, высокие бокалы, вазы с фруктами, цветы… Маргарита-Снигирь – королева всего оскароносного голливудского бала, таких звезд там сейчас нет. Она тонка, изящна, стильна (на спине пуговки в тон приталенного платья 30-х), харизматична, энергична…

А самая слабая сцена, на мой взгляд, писательская оргия. Какая-то выдуманная, невнятная.

И последняя сцена – бал у Сатаны. Красивая, лощёная, безупречная. И очень кое-что напоминающая… Стенли Кубрика, его «Широко закрытые глаза».

Небольшая и важная Ремарка в конце. Музыка! Необыкновенная, яркая, хрустальная… Любимого нашими кинематографистами композитора: Анны Друбич (дочери Сергея Соловьёва и Татьяны Друбич).

Если ещё не смотрели фильм, найдите время, рекомендую. Два часа пятьдесят минут на одном дыхании..


Рецензии