Рояль в кустах для белой студии 4

 Ведущая.    А какие-то книги, картины, кинофильмы сыграли роль в Вашем углублении  в Православие?
    Гость. Мне нравились сказки Андерсена. Хотя советской цензурой там были вымараны некоторые строчки, все равно проступал  христианский контекст и  смысл. Евангелие попало мне в руки в студенческие годы, причем очень ненадолго, но произвело сильнейшее впечатление, хотя в ту пору я не был готов относиться к этому как к Пути. Свт. Николай Сербский писал:

   «По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее». И еще его слова: «Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце».

   Хорошо прочувствовал это после поездок в возрождавшуюся Оптину Пустынь. Там у меня было ощущение, что с моей души свалились целые пласты липкой грязи. Но еще до Крещения в Киеве был глубоко зацепивший душу фильм 1984 г. Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Помните прозвучавший там вопрос: «Зачем дорога, если она не ведет к храму?». Покажите, пожалуйста, этот эпизод
https://yandex.ru/video/preview/9009794153906888983
Показ.
    Гость. Еще до Крещения, когда я посещал рериховскую группу, мне попалась книга Эразма Роттердамского   «Оружие христианского воина» , и я с удивлением обнаружил сходство аскетики в восточной философии и христианстве.     Очень много мне дали в дальнейшем две книги: «Диалоги»  прот. Валентина Свенцицкого и «Записи» священника Александра   Ельчанинова. Высокая культура, благородство, глубина души и духовное изящество отца Александра оставили незабываемое впечатление. Но главные вещи для утверждения в Православии  - живые примеры.
    Мы с женой попали в духовные чада к прот. Михаилу Бойко, окормлявшему Покровский монастырь. Это было безценным даром. Ныне его называют одним из последних старцев Св. Руси. «Невозможно стать верующим, если не увидишь свет воскресения в глазах другого человека», писал митрополит Антоний Сурожский. Такую роль сыграл для меня о. Михаил. Наш батюшка был еще участником войны, ему довелось расписаться в Берлине на Рейхстаге. У него были прекрасный слух и замечательный голос. Но главным сокровищем отца Михаила – нетленным, не утаенным, льющимся через край – являлась теплота его любви. Она согревала каждого, кто подходил к батюшке, кого, как крылом накрывал он епитрахилью. Отошел он ко Господу в 2003 году.

     Ведущая. Знаю, что Вы автор книги «Монастырские очерки» о киевских монастырях и истории их возрождения. Первое издание, кажется вышло небольшим тиражом в Симферополе?
    Гость. Да, да, в 2000  году, а второе, богато изданное, с красивыми иллюстрациями в Москве в 2019 году, т.е. спустя почти двадцать лет...
    В течение ряда лет мне довелось встретить и довольно близко узнать еще немало замечательных киевских старцев, духовников и монашествующих: схиархимандрита Феофила Россоху, схиархидиакона Илариона Дзюбанина из Лавры, настоятеля Введенского храма на Печерске (ныне архиепископа) Дамиана Давыдова, настоятеля Кирилловской Церкви прот. Феодора Шеремета. И еще много-много других: священника Флоровского монастыря Адриана Козинского (ставшего схиигуменом Спиридоном, преставился в 2017 г.), игуменью Алевтину Латай, жившую на покое в Покровском монастыре, прот. Романа Барановского, благочинного больничных храмов Киева.
    Интересно, что о. Роман, как и положено человеку с таким именем, прекрасно пел и играл на гитаре, в молодости общался со многими известными бардами. Он доныне может «тряхнуть стариной», иногда выходит на сцену с потрясающими песнями духовного содержания. Покажите, пожалуйста видео: https://yandex.ru/video/preview/11326135224111817454
Показ.
     Ведущая. Да, понимаю, что в «Матери городов русских» в период нового возрождения были славные подвижники, которые многому могли научить своим примером. Но они, наверно, были разные по душевным качествам, жизненному и духовному опыту, что их объединяло?
     Гость. Безусловно они все были уникальными, но объединяла их крепость веры, вдохновение людей, обретших наконец свободу и возможность учительства, возможность обновления обителей и храмов после долгого запустения. О каждом из них храню благодарную память…Сожалею, что написал воспоминания только об отце Михаиле, старцах Феофиле и Иларионе.
   Настоятель Китаевской пустыни старец Феофил... Помню его еще в начале 90-х годов как игумена Пафнутия.  молебны, проводимые им перед панихидной в Дальних пещерах Лавры. Его благостный, светлый облик, источающий любовь, гортанный голос, лучезарную улыбку забыть невозможно.
   А активная позиция о. Михаила в вопросах борьбы с абортами, глобализацией, навязываемыми ИНН!  Никто из священноначалия его не поддерживал. А он организовал безчисленные Крестные  ходы вокруг Верховной Рады, пока не удалось добиться принятия поправки к закону, позволяющей отказываться от ИНН. В России такого успеха достичь не смогли...

     Ведущая. Но ведь были  старцы и немало священников, считавших это борьбой с «ветряными мельницами», да и Патриарх Алексий II вроде признавал угрозы от введения кодов для людей, но проявлял осторожность...
     Гость. Да, «осторожность» это обтекаемое слово, а вообще-то здесь последствия, увы, неизжитого сергианства. Отец Михаил ясно видел всю цепочку: коды, электронные карточки, чипы, хотя о чипах в начале нулевых и конце девяностых очень мало кто слышал. А он понимал, что это столбовая дорога к будущему электронному концлагерю...

      Ведущая. Я знаю и вижу, что Вы довольно критически относитесь к власти, как мирской, так и церковной. А ведь часто говорят, ссылаясь на Святое Писание, что «нет власти не от Бога»,  в смысле необходимой покорности любой власти.
     Гость. Это неверно. Приведу хотя бы слова Великого равноапостольного царя  Константина:  «всякий царь или князь, живущий в небрежении, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха Божия, становится слугой сатаны…”.Есть замечательная книга русского философа Ивана Ильина «О сопротивлении злу силою». Она начинается с эпиграфа из Евангелия, где Христос изгоняет бичом торговцев из Иерусалимского храма. А о священноначалии есть очень трезвые слова предупреждения американского архиепископа Аверкия:  «Когда  «испаряется» христианская любовь, ее заменяют суррогаты, способные объединять церковь лишь на внешнем уровне: официальность, установленные нормы поведения, актерство, человекоугодничество, политические союзы — все эти подмены, объединяющие фальшивую церковь, внутри которой пустота. Пустота, которую заполнит грядущий антихрист». Свт. Николай Сербский писал: « Власть — это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять».  Маяковский когда-то нашел точную рифму к слову «власть» - влазь. И если посмотреть наверх, то становится грустно от того, какие люди туда успешно «влезли».

    Ведущая. Вы еще писали о лаврском старце Иларионе. Как Вы с ним познакомились?
    Гость.  Он был одной из самых приметных фигур в Лавре. Вот как я набросал его портрет в книге:  вытянутое худое лицо подвижника с густой струящейся бородой, хрипловатый голос и «недневные» глаза, видевшие очень много на своем веку, всему знающие цену… При том он нередко юродствовал. Обычное его место в Крестовоздвиженском храме Лавры было у опускавшейся в конце литургии иконы Божией Матери. В 20-м корпусе у Дальних пещер о.Иларион жил в той самой келье, где когда-то обитал преп. Кукша Одесский. Удивительным образом, во многом о.Иларион шел по стопам этого духоносного старца. Жизнь их обоих была тесно связана с тремя святыми для православных  местами: горой Афон, Почаевом и Киевом. Однако место упокоения эти невольные странники обрели не в Лаврах, а «вне стана». Отец Иларион - в женском монастыре в Стеблёве.
   Более близко мы с женой познакомились с ним после нашей поездки на Валаам летом 1996 года. Там мы подружились с Надеждой  и ее дочерью Лидочкой, живущими в Софии. Они оказались духовными чадами старца. Вскоре новые друзья, приехав в Киев, представили нас о. Илариону. С тех пор мы время от времени его посещали, и он принял нас, признал как своих. Однажды разговор с о. Иларионом коснулся науки. Запомнилась его фраза: «Раньше ученых людей было мало, зато умных много. А в наше время – наоборот…».

    На фото в верхнем ряду слева направо:  схиархимандрит Феофил, архиепископ Дамиан,  схиархидиакон Иларион. Нижний ряд: прот. Михаил Бойко, игуменья Алевтина Латай, прот. Роман Барановский.
                (продолжение следует)


Рецензии