Время в романе и вне романа

                ***

Когда мы рассуждаем о природе времени, то обычно имеем в виду физический мир. Но возьмем для примера время в романе. Перед Вами лежит книга, и в ней, предположим, прослеживается становление главного героя - с детства и до смерти. И при этом нередки возвращения в прошлое или отсылки к будущему. Течет ли время внутри этого романа? Читатель будет убежден, что пока он читает книгу, - то да. А если не читает? Как течет время в данной книге, если ее никто не читает сейчас? Да, книга, быть может, и живет своей жизнью, но какой? Протекает ли эта жизнь во времени? Ведь совершенно ясно, что в любой книге все время, в котором протекают ее события - уже совершилось, - и, стало быть, время в книге течь не может. Однако книга не находится в вечности: она находится с одной стороны в прошлом (раз роман уже написан и издан), с другой - в настоящем, а с третьей может быть и в будущем - если это фантастический роман, действие которого происходит в "прекрасном далеко". Или человек читает роман, и то, что он еще не прочел - для него в будущем. Но в тот же момент и в прошлом, потому что роман-то завершен.
Да, человек читает книгу, и время книги для него - течет. Но не так, как в физическом мире. Вы можете прочесть роман, в котором действие занимает пятьдесят лет, - за неделю. Со всеми его возвращениями в прошлое или путешествиями в будущее - за неделю. И при этом Вы будете в физическом мире перемещаться обычным путем из прошлого в будущее через настоящее, а Ваше сознание будет следовать всем петлям и изгибам времени в романе. И при этом для времени романа наиболее подходит статическая модель времени, согласно которой прошлое, будущее и настоящеее существуют одновременно, а сознание просто путешествует по моментам времени, как мы перемещаемся по земной поверхности. Только здесь - мы движемся, перелистывая страницы романа. А раз его время уже совершилось, то не является ли это намеком на божественное сознание, в котором все события мира совершились еще до его творения? Только роман-то сотворен, и в нем события совершились лишь до первого прочтения читателем. Сравнение мира с книгой Творца встречалось в культуре очень часто. Вот и писатель, создавая книгу, в чем-то подражает Творцу, - и потому все события в книге уже прошли, а читая ее, мы окунаемся во время романа. И делает это наше сознание, часто забывая о том, что главное - это окунаться в Книгу Жизни, и не забывать, что ты участвуешь в романе, написанном Самим Богом..


Рецензии
А ведь так и есть...

Ольга Туроверова   09.02.2024 07:03     Заявить о нарушении
Наверное..

Боб Жмуркин   09.02.2024 07:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.