Богема

               


               











                Пьеса






























                Действующие лица и исполнители

Александр- 32 года. Поэт.
Наташа – 30 лет. Его жена.
Кирилл – 34 года. Брат Натальи.
Павел -     31 год. Поэт. Друг Александра и Натальи.
Сергей -    37 лет. Художник.
Рита -       27 лет. Поэт.
Николай Петрович Солнцев – 50 лет. Диктор центрального телевидения.
Вадим Сергеич –44 года. Главный редактор.
Александра Игнатьевна – 55 лет. Соседка.


































                Действие первое
(Уютная московская квартира в доме старой постройки. Одна комната. Прихожая. Кухня. Муж и жена ждут гостей. Она (на кухне) в праздничном платье, поверх которого фартук делает последние приготовления.)

Наташа (в слух) - ...Так! Это есть... это тоже... Салаты? Саша, отнеси салаты!
(Муж, сидя в зале, перелистывает книгу. Ставит её на полку и идёт к ней)
Саша – Я здесь! (становится во фрунт) Какие будут указания?
Наташа (улыбаясь) – Салаты отнеси.
Саша – С удовольствием! (пробует) У-у! Как вкусно!
Наташа (хлопает его по руке) – Саша! (как ребёнку) Сколько можно говорить, - лезть руками в салат не культурно.
Саша (доедая) – Пробелы в воспитании. Уж вы простите провинциала! (берёт салаты и несёт в зал)
Наташа ( в след) – И кстати, Степанов, где мой подарок?
Саша (из зала) – Сейчас будет. (минуту спустя, появляется с коробочкой перевязанной алой лентой) – Наташа... дорогая,.. поздравляю тебя с Днём Рождения и желаю счастья!
Наташа (принимает подарок) – И это всё?.. А где стихи?
Саша (смутившись)- Ну... понимаешь... как- то...
Наташа (полушутя - полусерьёзно) – Вот все вы такие, поэты! Выдумываете себе кого – то, а  тех, кто рядом не замечаете... Ладно, я шучу... Кто приехать – то должен, знаешь?
Саша (поспешно) – Конечно! Паша будет. Рита. Ты её знаешь. Она уже была у нас... Художник будет. Не помню, как зовут. Я его видел всего однажды. И ещё двое. Один с телевидения, а другой толи  издатель – толи продюсер... Паша их ради меня пригласил.
 Наташа – И ты ему веришь? (усмехаясь) Насколько я знаю Пашу, он ничего даром не делает.
Саша – Зря ты так. Пашка хороший человек и хороший поэт.
Наташа – Может быть... (вздохнула) А если честно, Саша, устала я... (взглянула в глаза) Эти вечные поиски себя, эти никому не нужные разговоры, праздники перерастающие в пьянки и ещё много, много чего.
(Пауза.  Смотрит на слегка поникшего мужа и говорит по – доброму) Извини,.. хандра накатила. (целует его) Я в тебя верю! (вдруг) И, в конце концов, у кого сегодня День Рождения?! (снимает фартук и проходит в зал к зеркалу. Смотрится) -  Боже мой! Мне 30 лет. Я уже старая...
Саша ( подходит, обнимает за плечи, целует в шею) – Ты самая лучшая... Самая красивая.
Наташа (отодвигая руки) – Не подлизывайся. А этот издатель молод?
Саша – Хочешь пококетничать?
Наташа – А почему бы и нет. Лишний поклонник никогда не помешает. (звонок) кажется, приехали. Иди, открывай!


                ....................
(Саша открывает дверь. Гости входят и раздеваются в прихожей. Проходят в зал к ожидающей имениннице. Паша первый)
Паша (шумно) – Здесь живёт самая красивая женщина на свете?! Тогда мы к вам! С Днём Рождения, Наташа. (целует, вручает цветы и подарок. Представляет гостей) Это Рита – поэт. Вы знакомы.
Рита – С Днём Рождения! (вручает подарок)
Наташа – Спасибо.
Паша – Сергей. Художник.
Сергей – Это вам. (разворачивает бумагу и достаёт небольшую картину) Только не спрашивайте меня, что на ней нарисовано, иначе мне придётся врать, что это гениальная вещь.
Наташа (улыбаясь) – Хорошо.
Паша – А это – Вадим Сергеич – главный редактор издательства «Пегас».
Редактор (целует руку) – Вы очаровательны. Надеюсь, я первый вам это  сказал? (вручает цветы)
Наташа (смеясь) – Нет, не первый. Но мне приятно.
Паша – А этот человек, я думаю, в представлениях не нуждается. (громко) Диктор центрального телевидения Николай Петрович Солнцев!
Диктор -  Ну зачем же так официально. (галантно целует руку) Можно просто – Николай. (вручает цветы под одобрительную улыбку Наташи)
Паша – А это – Александр. Хозяин дома.
Наташа (гостям) – Располагайтесь пожалуйста, а я поставлю цветы в воду.
Паша (берёт её за плечи) – Даже и не думай! Усаживай гостей, развлекай, а мы с Сашей всё сделаем. (берут цветы и идут на кухню)

                ......................
(Из комнаты слышатся смех и голоса)
Паша (принимая у Александра вазу с водой)- Слушай меня внимательно, Саша. Постарайся произвести впечатление. Телевизионщика можешь не иметь ввиду, а издатель мужчина серьёзный.(ставит цветы в воду)
Саша (неуверенно) – Ну я не знаю... Я как – то ни разу...
Паша (смотрит ему в глаза) – Сашка, не дури! И не вздумай выкинуть номер, как в прошлый раз, когда я выбил тебе работу на телевидении.
Саша – Писать сценарии для сериалов, да ещё и целой толпой – это же рутина. Я не могу.
Паша (ставя следующий букет в другую вазу) – Какие мы гордые!.. А то, чем ты сейчас занимаешься - это не рутина? Корреспондент газеты. Пишешь безделицы...
Саша – Но я помогаю людям...
Паша – Люди и без тебя проживут. Тебе Бог такой талант дал, а ты... Всё! Пошли к гостям.

                ......................

Паша ( с вазами в руках) – А вот и мы! Наташа, куда поставить цветы?
Наташа – Один букет сюда, другой на журнальный столик.
(Ставят цветы и садятся за стол)
Паша (встаёт) – Слово имею я. На правах друга этой замечательной семьи. Вот это Александр. Хороший журналист и талантливый поэт. Можно сказать, будущий Пушкин.
Саша (усмехаясь) – Ну ты и сказал!
Паша – Не скромничай, Саша. Что есть- то есть. А в сущности... ты всего лишь муж этой прекрасной женщины. Желая напомнить присутствующим, что я какой – никакой а всё – таки поэт прочту стихи посвящённые Наташе.(читает)


В этом мире всё просто, всё сложно.
Говорю себе в тысячный раз.
Быть такою как Вы невозможно!
Я, наверное, выдумал Вас.

Как поверить мне в радости эти,
В глубину этих любящих фраз.
Вы прекраснее всех в целом свете!
Я, наверное, выдумал Вас.

Вы как ангел, спустившийся с неба
Чтоб помочь в мой нерадостный час.
Как волшебную сказку, как небыль,
Я, наверное, выдумал Вас...

(заканчивает. Все хлопают)
Наташа- Вот наконец и стихов дождалась. Спасибо, Паша.
Паша  (садясь и поднимая рюмку) – За тебя, Наташа! (все выпивают. Паша пробует салаты) Ты, как всегда, вкусно готовишь.
Наташа – Ты мне льстишь...
Паша – Ничуть! Поэты... (жуёт) они как собаки. И те, и другие вечно путаются под ногами, в надежде, что их поймут и накормят.
Саша – Сам придумал?
Паша – Сам... Со мной такое бывает.
Диктор (встаёт с рюмкой в руке) – Позвольте мне сказать! (оглядывает всех) Я здесь, как говорится, гость случайный, но тем не менее с первых же минут понял каким уважением и любовью пользуется хозяйка дома. Вот говорят; « ...мужчинам нравятся только красивые женщины...» Неправда! Мужчинам нравятся интересные. Дура даже если она красивая всё равно останется дурой. А вот когда и умная и интересная... такая как вы, Наташа, то пропал наш брат – мужчина. К сожаленью я не поэт, как Павел но... спеть могу. (Очень приятным и правильным голосом поёт )
                - Эти глаза напротив калейдоскоп огней.
        Эти глаза напротив ярче и всех нежней....
(заканчивает все искренне хлопают) – Спасибо. Похвастаюсь. Когда- то я подавал большие надежды и меня даже  приглашали в хор имени Пятницкого. Но... телевидение победило. (довольный собой садится. Рите, сидящей рядом) Позвольте за вами поухаживать. Ветчина...салат.. Вина – водки? Водки. (наливает) Надеюсь я вас не сильно напугал своим голосом?
Рита – Нет. Я привыкла. Ваш голос с экрана будил меня ещё в далёком детстве. (выпивает)
Диктор - Вы пугаете меня. После ваших слов я сам себе кажусь динозавром.
Сергей (встаёт) –Минуточку внимания! Буду краток. Александр, ваша жена – редкое сокровище. Цените её.
Наташа (весело) – А он не ценит!
Сергей (куражась) – Тогда я вызываю его на дуэль. Будем драться...
(берёт вилку) вилками!
(все смеются. Художник садится. Некоторое время гости едят, пьют, беседуют с рядом сидящими)

                ...................
Редактор (встаёт) – позвольте и мне высказаться. Я хочу поднять тост за женщин вообще и за хозяйку в частности. Признаюсь вам, что женщин уважаю больше чем мужчин. Ведь в сущности, что такое мужчина? – Неорганизованное существо с претензиями на особое понимание жизни. Женщины мудры как природа. Они дают жизнь и обеспечивают её существование. Скажу больше; если мужчина остаётся один, - он чаще всего пропадает. А женщина выживет в любой обстановке. (подымает рюмку) За женщин! За вас, Наташа!
(все выпивают)
Рита (полушутя) – Удобное объяснение, для того чтобы сбросить с себя ответственность... Впрочем, характерно для мужчин.
Редактор –Вы феминистка?
Рита – Пожалуй, нет...
Наташа (желая сменить тему) – Рита, почитайте стихи!
Рита (грустно улыбнувшись) – С удовольствием! (читает)
- Как всё же скучно мы живём.
И быт наш скромен и уныл.
Порою белый свет не мил
И мало что от жизни ждём.

С лихвою, испытав страданий
Мы рисковать уже боимся.
И ни к чему мы не стремимся
Познав несбыточность желаний...
Наташа (нарушив молчание) – Хорошо... Ещё!
Рита (читает)                - Ярко вспыхнет звезда Вифлиема.
                Свет небесный на землю прольётся...
                Но сюда, на равнины Эдэма
                Никогда и никто не вернётся.

                Всё как будто застыло на время,
                Но живёт, сохраняя дыханье.
                И роняет созревшее семя
                Пресловутое древо познаний.
               
                И, всецело подвластные Богу,
                Здесь уже не стоят херувимы.
                В сад ведёт лишь прямая дорога.
                Всё доступно, но только незримо.

                Не желая не видеть, не слушать,
                В помышленьях о хлебе насущном
                Ходят - бродят заблудшие души
                Продираясь сквозь райские кущи.
(заканчивает читать. Пауза)
Редактор (тихо) – Хорошие стихи... Но... как – то всё у вас в тёмных тонах.
Рита – (выходит из – за стола, закуривает, садится в кресло) – А что,.. жизнь весёлая штука?
Редактор – Нет, конечно. Но если бы ваши стихи немного Есенинских красок  они бы по - другому зазвучали.
Рита (слегка уязвлённая) – А что Есенин? Пять – шесть стихотворений на слуху и всё. Пушкин – вот это гений! У него каждая вещь совершенна.
Саша –Это не так... У Пушкина как и у всех сильные вещи чередуются со слабыми.
Рита (усмехаясь) – Ну конечно! Судить ушедших может всякий...
Саша (убеждённо) – Да не в этом дело! Мёртвые не должны держать за пятки. Иначе мысли одного станут догмами для всех последующих поколений. Я считаю, что всякое суждение о творчестве субъективно
по своей сути. Проще, мне кажется остановиться на проверенной веками формуле  «нравится – не нравится».
Диктор- Я считаю, что искусство должно воспитывать людей...
Сергей (уже в лёгком подпитие) – О чём вы, любезный? Кого воспитывать? Меня? Его? Да что можно сказать такого, что придумать, чтобы люди стали лучше. Когда даже «Библия» многими не почитается за истину.
               
-Я так скажу; всё, что исходит от человека достойно внимания, но не достойно вечности. (наливает себе и выпивает)
Диктор – Не согласен. При желании можно многое изменить. Вы посмотрите, что сейчас творится! Убийства, рэкет, порнография. На телеэкране сплошная «чернуха»...
Сергей – Но это, простите, ваше поле деятельности.
Диктор (запальчиво) –То, что зависит от меня я выполняю честно1 Я один из немногих деятелей культуры подписался под предложением восстановить худсоветы.
Редактор – Это такая тонкая грань... Здесь всё зависит от конкретных людей. От уровня их уровня их внутреннего воспитания. У нас в стране это всегда связано с политикой.
Диктор (словно не слушая)...А молодёжь? Она же совершенно не читает книги. А ведь известно; вникая в чужие мысли – мы рождаем собственные.
Редактор (усмехаясь) – Смею вас заверить, что сейчас многие вникают в чужие мысли, но выдают их за свои.
Саша – И это плохо. Красть чужие мысли гораздо хуже, чем красть вещи. Поскольку вещь создание материальное, тогда как мысль только духовное.
Рита (зло) – Это потому что сейчас много бездарностей! Ведь что такое искусство – это способность прикасаться к вечному...
Саша – А мне творчество представляется странствием в море хаоса. Не знаешь куда поплывёшь и не известно, что найдёшь. Где все процессы почти неуправляемы и ты лишь номинально являешься творцом. (страстно) Но, быть может, в этом заключается счастье; чтобы искать, творить, ошибаться, идти всё время вперёд, последним усилием воли цепляться за жизнь, руководствуясь лишь одним - жаждой абсолютного совершенства!........... (уже спокойней) Но обретя его – не уверен, что останусь доволен... Совершенный дух в несовершенном мире...
(Пауза)
Сергей (тихо) – Остаётся только понять кому это всё нужно? Вот сейчас я зарабатываю тем, что пишу портреты новых богачей. Если б вы знали, какие это скоты! Они не в состоянии отличить Рубенса от Малевича, Рафаэля от Пикассо...
Паша – Ну зачем же обобщать! Среди них попадаются умнейшие люди.
Сергей – Возможно... Но я не встречал. Всё больше толпа. А толпа всегда не права.
Диктор – Вот поэтому – то и надо воспитывать в людях нравственность.
Редактор – Нравственность – это условность. Всего лишь правила игры, по которым должен жить человек в обществе. Я так скажу; с изменением обстановки в мире, в связи с угрозой общей гибели будет меняться и человечество. Во избежании конфликтов между людьми нравственность постепенно трансформируется в целесообразность. Когда лучше спрятать свои мысли и чувства за улыбкой, за словами, а в душе остаться таким же. Духовность – вот единственный путь! И быть может единственный долг для творческого человека.
Паша – А разве мы можем что-нибудь изменить? Садясь писать я заранее знаю, что не скажу ничего нового. Я лишь показываю своё видение мира. Я так же думаю, что...
(внезапный звонок. Все замолчали. Саша пошёл открывать)         


                Действие второе
Саша (из прихожей) – Кирилл пришёл!
(Появляется молодой мужчина с цветами, в изрядном подпитии)
Кирилл (раздевается. Идёт навстречу Натальи) – Здравствуй, сестрёнка! С Днём Рождения, тебя! (Целует, дарит цветы и коробку конфет. Видит притихших гостей) – Здравствуйте, господа! Наташа, представь меня.
Наташа (смущаясь) – Это ...брат мой, Кирилл. А это...
Кирилл (перебивает) – Уже понял, - богема... Выпьем, господа, за здоровье моей сестры! (не дожидаясь остальных, выпил) Что –то у вас не весело. Паша, а где твои шутки?
Паша (с неохотой)- Уже были.
Кирилл (ест) – Понимаю... пропустил самое интересное. Со мною это часто происходит. (вдруг) Я, наверное, перебил вам беседу. Вы уж простите! (налаживает себе салату) Так о чём вы говорили?
Диктор – Об искусстве. О роли интеллигенции в формировании общественного сознания.
Кирилл (куражась) – О- о- чень интересно! Ну и как вы собираетесь формировать моё сознание, если представить, что я член общества?
Наташа – Кирилл!!
(диктор смутился)
Кирилл – А что, Кирилл?! Товарищ высказал идею, так пусть докажет, что она правильна. А то говорить мы все мастера...
Саша (не выдержав) – Кирилл, ты бы... (шепчет диктору) Не обижайтесь на него. У человека неприятности, отсюда и неадекватная реакция...
Диктор (кивает головой) – Я понимаю...
Кирилл (слышит всё это) – Ты о чём это, Александр? Ты меня жалеешь?! (заводится) Ты лучше себя пожалей!
Саша – Кирилл, хватит!
Кирилл (встал) – Что хватит! Что ты вообще о себе думаешь ?! Поэт великий. Да кому ты нужен! Висишь как хомут на Наташкиной шее. Квартира её. Денег она в три раза больше тебя зарабатывает.
Наташа – Кирилл, замолчи!!
Кирилл – А что не правда?! Что, я не знаю, как ты с ним носишься. (издевательски) Ах, он такой талантливый!, такой не приспособленный к жизни... Эгоист он,.. больше ничего.
Саша – Ты всё сказал?!
Кирилл (уже спокойнее) – Могу добавить, если хочешь...
Редактор – Молодой человек, вам не мешало бы поучиться этике.
Кирилл (усмехаясь) – Что, не нравлюсь? (разводит руками) Уж какой есть. Но, я не дурак, господа. (патетично) И я вижу, что здесь решаются судьба человечества! (смеётся) Да всё это обычный интеллигентный трёп. Вот вы всё правильно говорили; надо сделать так, надо сделать этак... А вы возьмите и поуправляйте страной, поваляйтесь в грязи. Не нравится?! Понимаю, чистенькими быть хочется. (слаживает молитвенно руки) Ах, какие птички! Ах, какие листочки! (Среди всеобщей тишины наливает себе рюмку и выпивает не закусывая)
(Вдруг) Простите, господа!............. Я, как всегда наговорил лишнего... Простите. (уходит под всеобщее молчание)
Наташа (догоняет его)– Кирилл, ты куда?
Кирилл (обнимает её) – Прости, сестрёнка! Я испортил тебе праздник.
Паша (подходит) – Ты же пьян. Не доедешь.
Кирилл (застёгивает куртку) – Но- но! (палец к верху) Я ещё жив! (оборачивается ко всем и куражась) Карету мне! Карету! (уходит)

                ...........................

(Тишина)
Наташа – (желая сгладить ситуацию) – Давайте танцевать! (включает музыку) – Паша, я тебя приглашаю!
(Танцует с Павлом. Диктор приглашает Риту. Наташа  и Павел беседуют.)
Паша – Нашумел тут твой брат.
Наташа – Не знаю, что на него нашло. А так он хороший. Мечется по жизни, никак определиться не может. А сегодня ещё и пьян, поэтому и наговорил глупостей. Ты мне лучше скажи, отчего такое участие в судьбе Саши?
Паша – Мадам, вы меня в чём – то подозреваете?! Напрасно! Саша мой друг и я как никто понимаю силу его таланта. Но сам он палец о палец не ударит чтобы что-нибудь предпринять. Ты же его знаешь.
Наташа – Знаю... Ты когда женишься?
Паша – На ком? (смотрит на неё) Любил я когда- то одну девушку, но она вышла замуж за друга.
Наташа (улыбаясь) – Не могла же я за вас обоих выйти. Двоемужство у нас в стране запрещено.
Паша (игриво) – А что? Не знаю как Сашка, а я бы согласился.
Наташа – Да ну тебя, балабол! (музыка заканчивается. Оба раскланиваются) –Спасибо  за танец.
(звенит звонок. Все замирают)
Паша – Неужели, Кирилл?
(Наташа идёт открывать)
                ..........................
(Наташа открывает дверь. Входит соседка)
Соседка – Здравствуй, Наташа!
Наташа – Здравствуйте, Александра Игнатьевна!
Соседка (слышит голоса и музыку) – Ой, я наверное не вовремя?
Наташа – Ничего. Вы что-то хотели?
Соседка – Да у меня свет погас. Я подумала, может Саша что сделает.
(В проёме дверей появляется диктор) – Ой, господи, это же... с телевизора!
Диктор (довольный что его узнали) – Здравствуйте!
Соседка (подходит ближе) – Я вас сразу узнала. Вы такой же красивый. И голос...
Диктор (смущённый) – Насчёт красоты – не уверен, а голос – голос такой же. Да вы проходите!
Соседка (у Наташи) – Можно?
Наташа – Конечно, можно.
Соседка (Проходит в зал. Всем) – Здравствуйте.
Саша – Присаживайтесь. ( Ставит прибор. Гости тоже садятся за стол)
Соседка – Вы уж извините. Я случайно зашла. У меня свет погас. Я думала Саша поможет...
Саша (чешет затылок) – Честно говоря, Александра Игнатьевна, я в электричестве не понимаю.
Сергей – Я понимаю! У вас пробки или пакетник?
Соседка – А я не знаю... Кругленькие такие.
Сергей – Пробки... Это исправимо. Я помогу. Но сначала выпьем за здоровье хозяйки. (наливает)
Соседка – Наташа, у тебя День Рождения?..  Я не знала. Я совершенно случайно... Я как увидела Солнцева... (диктора) Вы мне всегда нравились. Такой строгий и спокойный.
Диктор – Спасибо. Выпьем!( чокаются и пьют) А сейчас, вам что- ни будь нравится на телевидении?
Соседка – Да мало чего... Всё про войну, да про убийства... Я сериалы люблю.
Диктор – Что я говорил! Народ устал от «чернухи».
Паша – Но сериалы, - это же неправда! Там всё надумано...
Соседка – Отчего же? Красивая жизнь – красивые люди.  Не про меня же кино снимать?
Редактор – А почему бы и нет! Жизнь, наверное, интересной была? Я вам налью? (наливает ей и себе) Ваше здоровье!
Соседка (выпивает) – Ой, что-то мне в голову вдарило!.. Вы меня про мою жизнь спрашивали? Так ничего в ней интересного не было. Замуж вышла. Двух сыновей родила. Муж помер от пьянки. Сыновья по другим городам разъехались. Теперь одна век доживаю.
Редактор – Ну, ничего. Вы женщина хорошая. Может встретите кого...
Соседка – Спасибо на добром слове.
Диктор – Мы вот тут про стихи говорили. Вам стихи нравятся?
Соседка – Если  хорошие, - то нравятся. У Саши хорошие. Он мне читал неделю назад. Помнишь, Наташа?
Наташа (улыбаясь) – Помню. Вы у нас ужинали.
Соседка – Они у него добрые какие- то...
Редактор (усмехаясь) – А что, бывают стихи злые?
Соседка (смутившись) – Я, наверное, не очень грамотная, чтобы объяснить, но когда я их слушаю – будто светом наполняюсь. А вот когда другие читаю – такого нет.
Саша (подошёл и обнял за плечи) – Это потому что вы ко мне хорошо относитесь, Александра Игнатьевна.
Соседка – Не знаю... Может быть. (художнику) Так вы мне поможете?
Сергей (собираясь) – Конечно.
Паша – Серёжа, а ты справишься?
Сергей – К вашему сведению, до того как поступить в художественное я два года проработал электриком на стройке. Пойдёмте, Александра Игнатьевна, я поставлю вам «жучка».
Соседка (подымаясь) – Пойдёмте. До свидания! Извините!
Все – До свидания!
(Соседка и художник уходят)

                ........................
Редактор (подходит к Саше) – можно с вами поговорить?
Саша – Да, конечно! Пройдёмте на кухню.
(Прошли на кухню. Редактор достал сигареты)
Редактор – Вы курите? (Саша мотнул головой) Правильно делаете. А я закурю. (пауза)......... Я тоже когда-то начинал журналистом... И тоже писал стихи... Некоторые были очень даже неплохие.
Саша – А сейчас что... не пишется?
Редактор – Сейчас? Сейчас нет. А после того как стал редактором тем более. Если б вы знали, сколько графоманов приходит ко мне каждый день!.. И все с амбициями. Откажешь, – получишь смертного врага. Напечатаешь, – будешь чувствовать себя идиотом. Вот и выбирай... Но это всё лирика. Теперь о вас. Я читал ваши стихи и рассказы. Те, что давал Павел.
Саша (с интересом) – И что вы о них думаете?
Редактор – Слава Богу, в этот раз лгать не придётся. Стихи действительно хорошие. Впрочем, как и рассказы. Некоторые вещи просто потрясающие. (тушит сигарету) И всё это я бы напечатал. Но!..
(посмотрел в глаза Саши) Есть одно «но». Павел тоже давал свои вещи.
Тоже хорошие. Но ваши лучше. Что делать?
Саша – Так издайте обоих. Меня и его.
Редактор – Не могу. По многим причинам. Во первых у нас бизнес- план. И по нему вещи, которые должны напечататься расписаны на весь год. Во вторых, интерес к поэзии не очень высок. И мы всякий раз рискуем, издавая неизвестного поэта. Поэтому мы берём не более одного автора в год. Когда я объяснил это Павлу, он сказал, чтобы я сам решил, кого из вас взять. Безусловно, я выбираю вас. Но!.. Опять « но»... Паша ваш друг. (усмехнулся) Будет лучше если вы сами решите его и свою судьбу.
(Пауза)
Саша (тихо) – Тогда пусть будет он.
Редактор – Почему? Вы же лучше?
Саша – Именно по этому.
Редактор – Странный вы человек... Но, будь по вашему! (уходя разворачивается) А всё-таки вы мне интересны! Я уверен, что мы ещё встретимся. (Идут к гостям)

                ..........................
( Появляется художник)
Сергей ( радостно) – Здесь кто-то говорил, что интеллигенция ничего не умеет! (с пафосом) Перед вами рядовой работник искусства совершивший немыслимый подвиг! (смеётся) Короче, свет я починил.
(наливает себе и выпивает)
Редактор – Вот и отлично! Поскольку все дела устроены, я спрашиваю; (улыбаясь) дорогие хозяева, не надоели ли вам гости?
Наташа (смеясь) – Можете не волноваться. Мы вас не выгоняем.
Редактор – А если серьёзно, то уже пора. Дела!
( Все начинают собираться. У дверей прощаются с хозяевами.
Последними уходят Павел и редактор)
Редактор –До свидания! (целует руку Наташе. Саше) Был рад с вами познакомиться! (уходит)
Паша – До свидания, ребята! (собирается уходить)
Саша – Задержись на минутку.
Паша (спускающимся по лестнице гостям) – Подождите меня внизу.
                .........................
Паша – Ты говорил с ним?
Саша – Да. И мы решили, что печататься будешь ты.
 (У рядом стоящей Наташи удивлённые глаза)
Паша (перехватив этот взгляд)- Ну зачем ты это сделал? (растерянно) Я же для тебя... Ты бы сам... А теперь что?..
Саша (Ложит ему руки на плечи и ловит  его взгляд) – Всё хорошо. Тебе сейчас это нужно больше, чем мне.
Паша – Спасибо... (страстно) Ты же знаешь, Саша, я не такой талантливый как ты. Тебе Бог даёт всё практически даром, а мне,.. мне приходится пахать и пахать. (отводит взгляд) И это может быть, мой единственный шанс в жизни!
Саша (по доброму) – Я знаю. Поэтому так и поступил.
Паша – Ты... ты только не обижайся, Саша.
Саша - Я не обижаюсь.
Паша – Нет, ты правда не обижаешься?
Саша – Всё нормально, Паша. Иди.
Паша –До свидания, ребята. Спасибо. (уходит)

                ......................
(Пауза)
Наташа – Ну, и что получилось?.. (повышая голос) Ты понимаешь, что получилось! Он же тебя как приманку использовал! Неужели ты этого не понял?!
Саша – Я всё понимаю... Но так будет лучше.
Наташа (громко) –Кому?! Тоже мне Робин Гуд нашёлся! Ох, Сашка, брошу я тебя. Ты же знаешь, женщины не любят неудачников.
Саша – А кто сказал, что я неудачник? (весело) Я счастливейший человек! (Подхватил её на руки и закружил по комнате) Эх, Наташка, если б ты знала, какие мысли посещают эту голову.
Наташа (остывая) – Пусти.
Саша (поставив её на пол) – Давай я тебе стихи почитаю. Вчера написал:       (читает)


                Тихая радость... земная печаль...
                И... ожиданье чего-то.
                Будто зовёт меня в светлую даль
                Странный, неведомый кто-то.
                Будто взлетаю я в небо за ним
                Чистый, как в свой день рожденья.
                И на вопрос мой: - Куда мы летим?
                Он улыбнётся: - Терпенье.
                Время пройдёт и увидится мне;
                Сказка ли, чудо ль, - не знаю.
                И окажусь я в прекраснейшем сне
                Радость свою не скрывая.
                Спутник мой спросит: - Доволен ли ты?
                Вольно ль тебе здесь остаться?
                Понял ли ты, что земные мечты
                Могут порой исполняться?
                -Друг мой, - скажу я, спасибо за всё.
                Здесь прикоснулся я к чуду.
                Только поверь, это всё не моё.
                В счастьи я счастлив не буду!
                -Что ж,.. раз не хочешь, тогда улетай.
                Только... одно не понятно;
                Там, на Земле всем вам хочется в Рай,
                Здесь же вас тянет обратно...

(Пауза)
Наташа  (улыбаясь по доброму) – Выдумщик ты! Умеешь девушке голову задурить. Пойдём... поможешь убираться...


Рецензии