Сирота казанская

 
                «СИРОТА  КАЗАНСКАЯ»
                Сказка
   - Ну, дедушка, какой же у тебя скучный быт,- ноет внучка Маша.
   - С чего бы ты так думаешь? Сейчас снежок на улице откинем, протопим баньку и будем «чаи гонять»…Совсем не скучно.
    - У меня нет подруг в твоей деревне и интернета тоже.
    - Этого добра у тебя и в городе много, а здесь чистая природа, да ты посмотри какой белый и искристый снег у нас,- с восторгом воспевал деревенские прелести дед Паша.
     - Скучно.
     Так прошёл весь день. Вечером после чая с булочками и вареньем Маша присела возле деда. – Расскажи, что – то из своей старины, коли у тебя нет интернета. – Она погладила деда по плешине. – В этой голове много сказок живёт. Ну, а если их там нет, то придумай.
     - Ах, Маша, не умею я врать. Сейчас печку прикрою и вспомню какую – либо историю из прошлой жизни.
     Покряхтев, размяв поясницу, дед сходил на кухню.- Скоро закрывать надо будет, а пока ещё синий огонёк есть.
     Старик прилёг на диван, Маша присела рядом.
     - Ну, вот и слушай. Историю рассказал мой дед Иван, а ему его дед Пахом. В то время наши предки только начали обживать местные горы. Селение от селения находились на расстоянии многих километров. Полей для вспашки было мало,- кругом вековой лес. И случись  там сильный неурожай. Чтобы прокормить семью мужчины занялись охотой и рыбалкой. Иного промысла в лесах было не найти. Вот ты знаешь, что девушек раньше выдавали замуж по сговору родителей, то есть родители жениха сватали невесту.
     - Насильно выдавали?- удивляется Маша
     - Насильно или не насильно, а такой был порядок. Вот ходят мужчины




на охоту, и все возвращаются домой без добычи. Дичь не давалась им, как будь -то заговорённая была.  А тут Федька Клюев, который был у нас в родне, достал на охоте целого лося рядом с деревней. Обрадовались жители села, быстро снарядили сани за лосём. На какое - то время голод покинул деревню. Только вместе с лосём Федя привёл в дом девушку. Красивая. Волос белый, длинный, глаза голубизной сверкают. Стройная как берёзка. Одним словом: зависть местным парням и девушкам. Родители пристали к сыну: как можно невесту привести в дом без сватовства, без знакомства с её родителями. Он в ответ: нет у неё родителей, сирота… Они дальше его пытают: как она одна в лесу оказалась? Он: я дошел почти до Юрмыса… Там её и встретил. На этом родители Фёдора успокоились.  Так и стали жить, поместив Федора с Фаей в прируб, а большаки ещё с тремя детьми жили в основной избе. В то время заведено было перед завтраком молиться всей семьёй. Встанет семья на молитву перед образами, а молодых и нет. Отец то и спрашивает: чего – ж ты перед завтраком на молитве не был?  Фёдор и отвечает: мы уж давно с Фаиной прочитали молитвы пока вы спали. Переглянулся отец с матерью, пожал плечами, но ничего не сказал. Да и что он мог сказать, ибо молодуха была в делах очень поспешная. Только матушка подумает: надо воды принести, а Фаина уже хватает ведра и бежит к реке. Только старик надумает на реке морды поставить, как она уже их из сарая вытаскивает. Вечером все ребятишки и хозяйка обычно что – то вязали, шили, плели, а в завершении, перед сном искали вшей на голове. Но сколько не заглядывала в волосы молодухи мать Фёдора, но обнаружить ничего не могла. – И как тебе Фая удаётся голову в чистоте держать? Смеётся молодуха: нечисть не селится на нечисти, ей надо здоровую пищу. Так смешком и завершится обычный вечер.
    Мужики в деревне по – прежнему ходили на охоту, но всё безрезультатно, а   Фёдор отойдет от дома недалеко, так кабана, косулю или лося возьмёт. Фартовый был мужик.
    Посмотрев в очередной на голове вшей у молодухи, Пелагея, так звали мать Фёдора, заподозрила что – то неладное: ей показалось что кожа у


снохи необычная, очень гладкая, как колено. Вот и решила она подглядеть за молодухой в бане. Прильнула к крохотному оконцу и видит, как её сноха снимает с себя всю кожу, выворачивает её и полощет в каком- то растворе с травами.
    - Деда, а разве такое может быть?
    - Старые люди говорили, что раньше Бог и дьявол могли снимать с человека кожу, чтобы придать ему новое обличие. Красили кожу в специальном чане. Так и появились люди черные, красные, белые, желтые. Говорят, что были ещё синие и зелёные.
     - И где теперь эти синие и зелёные?- теребит деда внучка.
     - Где, да в преисподней они. Лучше слушай что дальше было. Поделилась увиденным Пелагея с мужем. Долго держали совет и решили посоветоваться с уставщиком. Попа в деревне не было, ибо все были старообрядцы.  В большое сомнение вошёл уставщик Пантелей, но всё же дал совет: надо взять Святую воду, обмакнуть в ней крест и приложить его в трёх местах на молодухе: лоб и грудь в двух местах. Старики так и сделали. Ночью прокрались в прируб к Фёдору и осторожно приложи крест к спящей снохе на лоб и в двух местах на груди. И вдруг молодуха начала чернеть, в глазах появился зелёный блеск. Она вскочила с постели и бросилась из дому, а следом за ней и Фёдор. Гул пронёсся над деревней. Все проснулись, окна дребезжали в домах, собаки выли. Присмотрелись старые Клюевы к снежку и удивились: след – то был как есть лошадиный, а рядом ихнего сына Федора. Ужас охватил их. Так эта история и закончилась.
    - Дедушка, так Фёдора женили на Фае насильно?
    - Видимо продался он за легкую добычу на охоте, где ему помогала нечистая сила.
     - А-а-а, а зачем, дедушка, черту нужно было жениться на Федоре?
     - Не легко объяснить, но думаю: им нужно было двойное, как сейчас говорят: гражданство. Так легче делать разные пакости в нашем мире, то есть чтобы легче нечистой силе жить среди добрых людей.
      - А Фёдор вернулся?

      - Нет. Потому что он заключил брак с нечистой силой по тем, грязным для нас законам. Теперь он делает пакости нам. Вот такая история. А теперь выпьем ещё по стакану чаю и спать.
 
   
   
    


 
               


Рецензии