Возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь ве

Возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная.

В христианской религии душа человека неотделима от тела и потому с телесной смертью никуда не выделяется и не отлетает (в ад или рай) в ожидании Страшного суда и воскресения. Она так же мертва, как и плоть, и будет воскрешена одновременно с телом во время Второго Пришествия. До этого же времени будет пребывать в небытии, мраке и пустоте забвения, то есть в могиле, которой и мыслился первоначально ад (гадес). Ничто не будет ей ни видеться, ни слышаться, ни помниться. Когда человек умирает, то, согласно Библии, "выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его" (Псалом 145:3,4). Смерть - это отсутствие жизни. Библия подчеркивает разницу: "Возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная" (Римлянам 6:23). Смерть - это полностью бессознательное состояние, состояние небытия. "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают" (Екк.9:5).

Представление о бессмертной душе, которая остается после смерти и, словно через дверь, ведущую в иную жизнь, отправляется в рай или ад, не исходит из Библии. Наоборот, слово Бога учит, что человек сам является душой, что на самом деле его душа - это он сам со всеми своими физическими и умственными качествами (Быт.2:7; Второзаконие 27:25; Притчи 2:10), а также: "Душа согрешающая, та умрет" (Иезекииль 18:4), и нигде не сказано, что человек имеет бессмертную душу, которая останется после смерти тела. Воскрешенный Иисусом Лазарь ничего не говорил о том, что он был в раю или в аду мучений, что сделал бы, если бы там был, - мертвый Лазарь был полностью в бессознательном состоянии и остался бы в таковом до "воскресения, в последний день", не верни его Иисус к жизни.

Все домыслы в концепции христианства насчет путешествий отделившейся неприкаянной души по царству теней до Второго Пришествия или же бесприютного скитальчества в отвергнутом мире, существования в особом тонком многомерном пространстве, иногда влияющем на мир грубо материальный, получение информации о покинутом трёхмерном мире и скорбение о нём - неверные трактовки Священного Писания, его смесь с античными идеалистическими идеями бессмертия души (Платона, Аристотеля, Пифагора, орфиков), произведенная Оригеном, Августином и Фомой Аквинским, а затем дополненная и уточненная, часто противоречиво, Альбером II, Абеляром, Бонавентурой, Росцелиным, Ансельмом Кентерберийским, Дунс Смитом и др.
 
В книгах Ветхого Завета неоднократно повторяется мысль о том, что со смертью человека все для него кончается: он уже не встанет, никто не разбудит его, даже сам Бог не сотворит такого чуда. ("Человек - прах, и в прах возвратится", "Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух" (кн. "Премудрости Соломона"). То есть смерть, согласно Библии, - это наказание; смерть - противоположность жизни, а не другая форма существования. Не удивительно, что в Библии нигде нет речи о наказании в аду.

(Что касается мистической веры евреев в переселение душ, то эта идея, по-видимому, возникла в Индии. В Каббале она впервые появилась в книге Бахир и затем, со времени появления книги Зоар, стала признаваться каббалистами вообще). Впрочем, как утверждал Дэвид Юм, "самые решительные сторонники смертности души никогда не отрицали бессмертия ее субстанции". Юм Д. Соч. в 2 т. - М., 1965. - Т.2, c.800.


Рецензии
Вы подняли интересный вопрос о бессмертной душе и муках ада. Признаюсь, я, как и многие, считал источником этих представлений Библию. Однако Ваша статья заставила меня присмотреться к тексту Писания и в целом проверка подтвердила Вашу правоту.
Вместе с тем, в Синодальном переводе иногда всё же встречаются упоминания адских мук:
"И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои" (Сир 28:24)
"из глубин нестерпимого ада" (Прем 17:12)
"И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои" (Лк 16:24)

Кроме того, время от времени авторы Библии различают тело и душу:
"И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф 10:28)
"не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться" (Лк 12:22)
"Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших" (1 Кор 6:20)
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится" (1 Фес 5:23)
"да возвратится душа отрока сего в него!" (3 Цар 17:21)
"душа его оставила его на ложе" (Тов 14:11)
"плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает" (Иов 14:22)

Вообще трансформация представлений о душе и аде могла бы стать темой интересного исследования.
С уважением,

Томас Твин   17.02.2024 19:13     Заявить о нарушении
Благодарю.

Вера Гераниева   18.02.2024 10:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.