К поиску истоков действительности в её Первоначале

       «Человек разумный» никогда не смирится с версией происхождения нашего мира из ничего. Он в постоянном поиске ответа на вопрос: как произошёл Мир? Только ответив не него, он придёт к пониманию смысла жизни, основаниям морали, нравственности, истинных ориентиров целевых, ценностных устремлений. К пониманию Мира как такового и себя в нём можно придти только через познание его истоков. Постижение их не только философская проблема, но и условие благополучия нашей жизни. Целью наших устремлений при этом становится не достижение любой ценой личного успеха, а формирование духовно устойчивого бытия, не расчленённого на физиологическую, психологическую, нравственную, интеллектуальную и другие составляющие. Необходимо придти к интегральному восприятию жизни, и себя в ней, как участника процесса становления Мира. Нашу действительность можно уподобить дереву, сколь угодно долго живущему. Жизнь каждой клеточки дерева задана зародившим его семечком. Задача, решаемая человеком, подобна поиску семечка, из которого выросло дерево. Жизнь человека обретёт достойный смысл, когда сопровождается стремлением осознать себя частью целого под названием Мир и своего места в нём.
          Видимо такого понимания жизни человека добивались мыслители античности и средних веков   отчаянным поиском первоначала (семечка) мира. Такое первоначало, по их мнению, должно нести в себе как субстратную первооснову, так и первопричину Мира, и закон Его становления. Видимо так рассуждал Аристотель, утверждая: «знание первоначал не только мудрость, но и прогноз». Первоначало, по мнению Аристотеля, заложило наше будущее, как и Мира в целом. Им определены дороги в будущее, включая становление человека. Признанием такой ситуации обусловлен поиск европейским сознанием первоначала мира вплоть до конца средних веков.
          Однако, зарождение эпохи Нового времени сопровождалось утратой европейским мышлением интереса  к поиску первоначал мира. Достижения в науке, первая научная картина Мира, рост актуальности решения технических задач зарождающейся промышленности содействовали сосредоточения мыслителей Европы на решении проблем реальной, видимой действительности. Поэтому всё более углублялась пропасть между практическим естествознанием и поисками метафизических основ Бытия. Нашлись и обоснования такого разворота интеллектуальных поисков. Например, Р. Декарт, выдающийся учёный, философ того времени, утверждает, что субстанциональные формы первоначала имеют совершенно иную природу, чем объекты природы. Они не могут существовать в вещах, вызывать в них движение, поэтому должны быть исключены из философского и познавательного процесса, как излишние.
          Подобная трактовка действительности, изоляция её от первоначал, стала важнейшим фактором становления эпохи Нового времени, получившим название - «декартовский поворот». При этом достижения теоретического разума объявлялись химерами (И.Кант). Предметом науки и мировоззренческих поисков становились только объекты видимой природы. Философия стала служанкой естествознания, а метафизика рефлексией научных достижений в попытках «охватить мир как целое посредством мышления» (Б. Рассел). 
          Последствия декартовского переворота известны. С одной стороны громадные достижения в познании природы, технический прогресс во всех сферах жизни человека. Но хорошо обустроенный храм цивилизованного мира оказался «разнообразно украшенным, но без святыни» (Г.Гегель). Ситуация не изменилась и в нашу, Новейшую эпоху. Она  продолжает движение обозначенное предшественницей. Становится всё  более очевидным, что достижения цивилизации, обусловленные отказом от признания её глубинных, фундаментальных основ, утрачивают свою привлекательность.
          В наше время кризисные явления, вызванные «декартовским поворотом», наблюдаются в естествознании, социальной сфере и в практической жизни. Известно множество не разрешаемых проблем и парадоксов [1 с.5] в рамках сложившейся картины мира. Ущербен горизонт мышления в социальной сфере. Верхи в ней очень далеки от низов. Манипуляция низами уже не служит панацеей при решении социальных проблем. Они не решаются даже достаточно высоким уровнем удовлетворения потребительских интересов человека. Высока угроза того, что сложившаяся структура организации социального бытия - сверху вниз и абсолютизация потребительских ценностей бытия человека уже в ближайшее время приведут человечество к гибели.
          Существуют ли пути преодоления чрезвычайно тревожной ситуации? Они должны быть, и найдутся, если мы не смиримся с идеей возникновения мира из ничего. Нам необходимо вернуться к признанию первоначала Мира, поиску заложенных в нём целей, ценностей, высшего предназначения бытия, включая жизнь человека. Такой поиск должен проводиться с признанием всеобщности бытия Мироздания. Это означает признание процесса становления мира как непрерывным, так и взаимообусловленным. Механизм с реализации всех его стадий должен быть единым, не содержать качественного разделения процессов природной и социальной жизни. Таким подходом руководствуется метафизика духа, рассматривая нашу действительность продуктом самоорганизации первоначала Мира. Духовная самоорганизация Его объектов, их синергия является универсальным механизмом эволюционных процессов в Мире [2].

Литература

  1. Сазонов В.Н. Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа /Мировоззренческие основания духовной природы бытия/, Saarbrucken, 2013г. 
  2. Сазонов В.Н. Природа явлений в метафизике духа. Журнал «Успехи гуманитарных наук», 2009 г. №2,с.87, а также на сайте: проза.ру


Рецензии