Рейдерский захват пчелиных семей в начале XIV в

Кульматов Леонид Александровим, к. с-х.н.

   До 1951 г. историкам было известно о берестяных грамотах. Часть из них хранится в музеях, но все они были написаны чернилами. Летом 1951 года в Великом Новгороде под руководством доктора исторических наук Артемия Владимировича Арциховского проводились археологические раскопки. 26 июля подсобный рабочий Нина Фёдоровна Акулова нашла берестяную грамоту, буквы в которой были написаны методом выдавливания. Фрагмент довольно большой 38 на 13 сантиметров и общий смысл вполне понятен. С этого дня началась эпоха берестяных грамот – далее по тексту БГ.
   БГ найдены в 13 городах на территории России, Беларуси и Украины. В России БГ найдены в десяти городах. В Твери первая БГ была найдена 26 сентября 1983 года студенткой  Калининского государственного университета Татьяной Строгановой [5].

   По информации сотрудника Тверского краеведческого музея — головного музея ГБУК ТО «Тверской государственный объединённый музей (далее по тексту ТГОМ)»   Момбековой Асии Абдуманаповны в фондах музея хранится пять берестяных грамот.
 
  Нас интересует последняя грамота. На мой письменный запрос в музей я получил от главного хранителя ТГОМ Елены Геннадьевны Мойкиной письмо следующего содержания, фрагмент письма: «Грамота берестяная № 5 «От Илиице ко Илие …» Береста. Конец XIII -  начало XIV вв. Поступила в музейное собрание в 2001 г. Она происходит из раскопок 1993 – 1997 гг. Лапшина В.А. (Тверской кремль). Грамота опубликована на портале gramoty.ru, а также в статье Т.В.Рождественской «Тверские берестяные грамоты № 3 и № 5» [ 3 ].    В современной транскрипции текст берестяной грамоты № 5 звучит так: «От Илийце ко Илие. Шуйга дубие переписываете а в целы ти лазило. Я зо дубие отимаю по своеи мети а тесно сотесываете . То мои дубо. Ваше бортико окралося первы. А ныне поеди само семо утверди свою борте». Русский перевод: «;От Илийцы к Илье. Шуйга переделывает метки на дубах и вынимал мед из ульев. [Он говорит]: «Я отбираю дубы по своей метке». A затес стесывает, [говоря]: «Это мой дуб, [это] ваш прежний бортник своровал». Приезжай же сюда теперь сам, утверди [владение] своей бортью» [ 4 ]. 
 
  Текст небольшой, но может многое нам рассказать. В те далёкие времена земля наша была покрыта лесами дремучими и росли в них дубы могучие, в которых были дупла с пчёлами – борти. Соответственно, пчеловоды тогда назывались бортниками по старинному «бортико». Естественно, борть была не на каждом дереве и даже не на каждом двадцатом дереве. Для дупла с пчёлами годился только большой и старый дуб с дуплом диаметром около 30-ти сантиметров и до метра высотой.

   Чтобы увеличить количество пчелиных семей, бортники сами выдалбливали в больших деревьях дупла подходящего размера, делали в них специальный проём, чтобы можно было засунуть руку и вынуть соты с мёдом. Потом делали специальный вкладыш по размеру проёма и закрывали им вход в дупло. Во вкладыше или вверху оставляли небольшое отверстие для лёта пчёл. В естественных дуплах тоже делали проём с вкладышем для изъятия сот с мёдом..
 
   Все эти дела на высоте были очень трудоёмки, поэтому бортник часто имел помощников. Даже мёд забрать из дупла лучше со своим работником. Бортико имел плетёный короб, специально подготовленный внутри. Он поднимал его на верёвке, складывал в него соты с мёдом и опускал вниз. Помощник перекладывал соты в другой короб, а освободившийся бортник поднимал наверх и опять заполнял сотами с мёдом. Всяких работ у бортника было много с весны до осени. Все работы описать невозможно из-за ограниченного объёма статьи. Каждый бортник метил деревья с пчёлами своим знаком.
 
  Даже просто обойти бортьевое угодье  и осмотреть деревья с пчёлами было делом не простым из-за приличной площади. Дупла с пчёлами необходимо было периодически проверять и охранять как от медведей и птиц, так и от грабежа со стороны конкурентов, что мы и читаем в грамоте. Помощник бортника Ильи по имени Илиица застал бортника по имени Шуйга за переделом собственности, так как Шуйга наносил свой знак на дубы Ильи.  Мёд и воск были ценными товарами и потреблялись как самим населением, так и являлись важными статьями экспорта.
    Мёд представлял собой ценное пищевое сырьё, имеющее в своём составе «… до 300 различных компонентов (ферменты, витамины, соли, бальзамы и т.д.), которые в совокупности с основной частью определяют его диетические и лечебные свойства.» [2 ]   С мёдом готовили сладкие каши, выпечку, делали медовый квас и зимний горячий напиток – сбитень. До появления водки (технология получения водки из ржи и пшеницы была освоена в России во второй половине 15 века [1]  ) именно из мёда готовили алкогольные напитки под общим названием мёды питные, которые разделялись на: меды ставленые (стоялые), меды хмельные, меды варёные. [1]  Никакого напитка под названием «медовуха» и в помине не было. Даже в словаре В.И. Даля вы не найдёте слово «медовуха». Изобретение и распространение водки сыграло чрезвычайно пагубную роль, как для здоровья народа, так и в социальном плане. Мёды питные были свободны от сивушных масел, кислот, тяжёлых спиртов, других побочных веществ [ 1 ].

   Кроме этого мёд являлся ценным лекарственным средством как сам по себе, так и в сочетании с травами и другими натуральными компонентами. «Внучка Владимира Мономаха Евпраксия в своём медицинском трактате посвятила целую главу целебным свойствам мёда». Ещё более древнее медицинское издание- «Папирус Эберса», представлял собою первое руководство по апитерапии, т.е. использованию мёда и других биологически активных продуктов пчеловодства в медицине и косметике, было написано египетскими жрецами-врачевателями за 1700 лет до н.э.» [ Пчеловодство, Кривцов Н.И., Лебедев В.И., Туников Г.М.].
 
  Интересно узнать конкретную стоимость дерева с пчёлами. Для этого нам надо обратиться к такому известному историческому документу, как «Русская Правда». За незаконный сруб дерева с пчёлами устанавливался штраф в три гривны князю.  Если украдет кто рой пчел, то 3 гривны штрафа князю. За кражу княжеского коня штраф три гривны князю. Надо думать, что у князя были отличные кони. На одну гривну можно было купить десять овец.  [6]  Теперь становится понятно, как высоко ценилось дерево с дуплом и пчёлами.


   Тверская БГ № 5 ценна тем, что напрямую сообщает откуда получали мёд и воск наши далёкие прадеды, проживавшие в тверском регионе. Теперь мы можем уверенно сказать о том, что пчеловодству на тверской земле более семисот лет.  Во-вторых, мы читаем о попытке захвата ценных хозяйственных объектов – деревьев с пчёлами, что говорит о нравах и обычаях жителей тех далёких времён. В-третьих, данная грамота ещё раз подтверждает тот факт, что простое население Древней Руси свободно владело грамотой и письмом и вело активную переписку по различным хозяйственным делам.
 
  В заключении я хочу выразить большую благодарность за помощь и консультации при написании статьи главному хранителю ТГОМ Елене Геннадьевне Мойкиной и сотруднику ТГОМ Момбековой Асие Абдуманаповне.

Библиографический список литературы
 1. Похлёбкин В.В. Кулинарный словарь \ Похлёбкин Вильям Васильевич. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 503 с.
2.  Пчеловодство \ Ю.А. Черевко, Л.Д. Черевко, Л.И. Бойценюк, А.С. Кочетов; Под. Ред. Ю.А. Черевко. – М.: КолосС, 2006. – 296 с.: ил.
3. Рождественская Т.В. «Тверские берестяные грамоты № 3 и № 5» сборник «Терской Кремль: комплексное археологическое источниковедение (по материалам раскопа Тверской Кремль-11, 1993-1997). СПб. 2001. С.185-189.
4. www.gramoty.ru Грамота № Твер.5 – Древнерусские берестяные грамоты».
5. https://elib.tverlib.ru/o_pervoy_tverskoy_berestyanoy_gramote.
6. Библиотека литературы Древней Руси. Том 4 (XII век)  Русская правда (пространная редакция)
Подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова

07.02.24 г.


Рецензии