Сын Божий? Мессия? Бог?

   


    Ранние христиане величали Иисуса  разными почётными титулами: Мессия,  Сын Божий , а впоследствии, начиная с конца I века, — даже Господь.
    Кем Иисус себя считал и объявлял публично? В каком ключе мыслили  о нём  другие люди при его жизни? Вообще можно ли Его более чётко определить в какую-либо из существовавших религиозных категорий?

    В  эпизоде с призванием учеников (Мф.4:18-19) Иисус выступал только в роли проповедника. Чудеса, которые Он вскоре  совершил, еще не заставляют народ видеть в Нем кого-то большего, нежели пророка . В  более поздний период своего общественного служения Иисус спрашивал своих учеников,
    «А вы за кого почитаете Меня?»
    На этот вопрос Учителя отвечает Симон Пётр:
    «Ты Христос, Сын Бога Живого».
    По версии Матфея (16:17–20), Иисус в этом диалоге сказал Петру: «Счастлив ты, Симон , потому что тебе открыли это не люди из плоти и крови, но мой Небесный Отец». И — «запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос».
    Называя Иисуса Христом, т.е. «Мессией», Пётр мог иметь в виду обетованного Мессию — Царя из дома Давида, несмотря на доминирующее в то время у учеников и последователей мнение о том, что Он -только пророк. Возможно, Иисус и Сам считал себя пророком,по кр. мере, в начале своей Проповеди. Он отправляется в Иерусалим, потому что только в Иерусалиме подобает погибнуть пророку (Лк 13:33).

СЫН БОЖИЙ, СЫН ДАВИДОВ,или  СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ? МЕССИЯ? ГОСПОДЬ?

    Выражение «Сын Божий» могло означать человека, угодного Богу :
    «Блаженны миротворца, ибо они будут наречены СЫНАМИ БОЖЬИМИ!
    «А я говорю вам:любите врагов ваших..да будете СЫНАМИ Отца вашего небесного»...
    «Божьими детьми» могут именоваться те, кто сотворён Богом, благодаря Его «деятельности».

    Свою власть прощать грехи Иисус объясняет тем, что она была передана Ему Богом как Божьему «представителю», избранному Им, — и народ «прославлял Бога, давшего такую власть ЧЕЛОВЕКАМ» (Мф 9:8) Будучи «сыном Божьим», Иисус признавал, что все Его силы- от Отца, что Он находится в полной зависимости от Единого Бога.

    Евангельские свидетельства неоднозначны и тесно связаны с мессианским самосознанием Иисуса. Давид в Писании называется "сыном" по отношению к Богу (2 Цар 7:14, Пс 2:7). Мессия — также в каком–то смысле "сын Божий". В 1 Пар 29:23 о Соломоне говорится, что он "сел на престоле Господнем" — так что, очевидно, от сына Давидова ожидается, что он будет сидеть на престоле Божьем. Эта идея также подтверждает, что Мессия рассматривается как наместник Бога.
    Можно предположить, что Иисус видел свой уникальный статус пророка, «Сына Божьего»,-как посланника Бога, что совсем не одно и то же с буквальным представлением о сыне Бога. Возможно, Он думал о себе как о будущем Царе в Мессианском Царстве:
    Лк 1:32:Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
    2 Цар:7: и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.
    Лк 1:32: «и даст Ему Господь Бог престол Давида. отца Его»
    Лк 1:33: «И будет царствовать над домом Якова навеки и Царству Его не будет конца»»
    2 Цар:13: «Я утвержу престол царства его навеки»
    2 Цар 14: «Я буду ему отцом и он будет мне сыном
    2 Цар 16: «И будет непоколебим дом твой и царство твоё навеки пред лицом моим, и престол твой устоит вовеки»
    Из сравнения описаний будущих событий видно, что речь идёт о будущем правлении «Сына Божьего», наследника престола царя Давида- т.е. Мессии. Т.о. Лука в Благовещении архангела заимствует пророчество 2 Цар,подчёркивая его будущее исполнение Христом. Хотя никаких имён типа «Сын Божий» или «Сын Всевышнего» в 2 Цар нет, Лука заменяет «Мой Сын» (2 Цар 7:14) на имя "Сын Всевышнего".

    До момента «исповедования» Петра в истории своего служения Иисус ничего не говорил о себе как о Мессии. Более того: Он неоднократно пытался скрыть сам факт наличия или отсутствия у него мессианских устремлений.
    Существует специальный термин для обозначения этого странного явления, которое прослеживается во всех евангелиях: это «мессианская тайна». Но ключ к разгадке этой тайны можно получить в ответе Иисуса на вопрос Каиафы :
    «Ты ли Христос, Сын Благословенного?»
    «Я», — отвечает Иисус.
    Но тут же это ясное и лаконичное заявление Иисуса о своем статусе мессии( «Христос») сменяется проповедью, взятой прямо из книги пророка Даниила (7 глава ), которая снова все смешивает и запутывает:
    «И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14. 62).
    Первая часть ответа является отсылкой к Псалмам, где Бог обещает царю Давиду, что тот будет сидеть справа от него, «доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109. 1). Но слова «грядущего на облаках небесных» являются прямым указанием на Сына Человеческого . Иисус готов принять титул мессии только в том случае, если он будет согласован с его специфической трактовкой в духе книги Даниила — с идеей о «Сыне Человеческом».
    Это наводит на мысль о том, что самосознание Иисуса лежит в расшифровке его уникальной интерпретации образа из Даниила, выраженного словами «как бы Сын Человеческий».
    Хотя загадочный «как бы Сын человеческий» у Даниила нигде явно не подается как мессия, тем не менее, он именуется царем — тем, кто будет править всеми народами земли от имени Бога. Мог ли это иметь в виду Иисус, говоря применительно к себе о Сыне человеческом ?..

    Первое и основное  значение титула «Сын Человеческий»— это просто человек.
Однако в апокалиптических видениях Книги Даниила данное выражение используется в необычном контексте, когда образным языком предсказывается смена хищных мировых империй — Вавилонской, Мидийской, Персидской, Греческой — владычеством Бога:
    «Видел я в ночных видениях: вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И ему была дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему. Владычество его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство его не разрушится «Дан 7:13–14
       «Ветхий днями» — это Бог. Что касается «Сына человеческого», то образ здесь опирается на обычную идиому («сын человеческий» = «человек»)
    Отрывок Дан 7:13–14 оказал колоссальное влияние на иудейскую и христианскую экзегезу: как иудеи, так и христиане пытались найти в нём указание на свои представления о конце времён.

    В евангелиях Иисус называет себя «Сын Человеческий», говоря о себе в третьем лице («сын человеческий» = «человек»), напр., «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк 2:28) ; «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:20).
     Иисус также применял по отношению к себе выражение "Сын Человеческий" в трактовке Дан .7, т.е.  как эсхатологический судья, который восседая на троне в окружении небесных воинств, будет судить все человечество.

ВИДЕЛ ЛИ ИИСУС В СЕБЕ МЕССИЮ?

     Когда Иоанн Креститель спросил Иисуса, он ли «тот, кто должен прийти» — Иисус дал ответ, полный ссылок на пророка Исаю 35:5–6 и 61:1–2 (Мф 11:2–6, Лк 7:18–23). Ясно, что это ответ утвердительный. Иными словами, в своем ответе Иоанну Иисус подразумевает, что Он — тот, кто должен прийти (т.е. Мессия), и в доказательство этого указывает на то, что Он совершает дела Мессии.

Однако, следует заметить, что эсхатологические надежды еврейских современников Иисуса были весьма многообразны: единой чёткой схемы не существовало. Многие ожидали скорого конца времён, но не все связывали его с Мессией («Помазанником»). Одни думали, что Бог лично установит новое Царство, другие предполагали участие какого-либо великого ангела. Что касается специфически мессианских ожиданий, то и здесь отсутствовал стандарт. Например, ессейская секта Кумрана ожидала сразу трёх помазанников-мессий: помазанного Пророка, помазанного Первосвященника и помазанного Царя. За пределами Кумрана надежды чаще сводились к тому, что вместо  нечестивых правителей на трон вернётся законный потомок великого царя Давида, который установит праведное Царство.
    Евангелисты и другие новозаветные авторы, как известно, видят в Иисусе прежде всего давидического Мессию.  Они ориентируются на родословную Иисуса, согласно которой Иисус  является потомком царя Давида и имеет законное право на трон Давида ( то, насколько евангельская родословная соответствовала действительности, — другой вопрос).

    Таким образом, нас нет ни одного мало-мальски надёжного высказывания, где Иисус называл бы себя Мессией или хотя бы выражал недвусмысленное согласие на эту роль и титул.
    Косвенным аргументом в пользу того, что Иисус мог считал себя Мессией,  является надпись на кресте, описывающая «вину» Иисуса. Согласно Марку (15:26), она выглядела так :«Царь Иудейский.»  Однако, полагаться в решении столь важного исторического вопроса, как мнение Иисуса о своём мессианстве, на мнение Понтия Пилата (или первосвященника Каиафы), весьма рискованно.

Итак, вынести окончательный вердикт, считал ли Иисус себя Мессией — Царем, очень трудно. С одной стороны, важность титула Мессия для раннего христианства могла иметь место лишь в одном случае: если Иисус никогда прямо не отвергал титула «Мессия». Это может значить либо то, что Он принимал этот титул с оговорками, либо то, что  Он сам ещё не составил окончательного мнения о предназначенной ему роли.
С другой стороны, исключительно важны следующие факты: Иисус не объявлял себя Мессией публично; Иисус не говорил об этом в беседе с учениками; Иисус вообще практически никогда не поднимал мессианскую тему — не пытался ни развеять ложные, с его точки зрения, представления, ни уточнить правильную концепцию мессианства.

      МОГ ЛИ ИИСУС СЧИТАТЬ СЕБЯ БОГОМ?

Едва ли можно сомневаться в том, что сам Иисус никогда не помышлял выдавать себя за воплотившегося Бога. Такого рода идея  чужда иудаизму , и в евангелиях синоптиков нет ни следа чего-либо подобного; намеки на нее встречаются лишь в той части четвертого евангелия, которую менее всего можно считать отголоском истинных идей Иисуса. Иногда Иисус как бы принимает даже меры к тому, чтобы отвергнуть подобного рода учение . Даже и в четвертом Евангелии обвинение в том, что Он объявлял себя Богом или равным Богу, выставляется клеветой со стороны иудеев (Ин.5:18; 10:33). В этом же Евангелии Иисус заявляет, что Отец более его (Ин.14:28). Сверх того, он признает, что Отец открыл ему не все (Мк.13:35). Он считает себя выше обыкновенного человека, но от Бога его отделяет целая бесконечность. Он Сын Божий, но и все люди сыны Бога или могут до известной степени сделаться таковыми

           «Я И ОТЕЦ-ОДНО»

Для проповеди Иисуса определяющее значение имело то обстоятельство, что Бог — не просто Владыка и Творец мироздания, но и Отец своим творениям.
Представление о Боге Израилевом как об Отце было хорошо известно древним израильтянам, да и последующему иудаизму. В Книге Исход от лица Бога сказано: «Израиль — сын Мой, первенец Мой» (Исх 4:22)В ряде библейских текстов «Отец» встречается как обращение к Творцу. Например: «Только Ты — Отец наш... Ты, Господи, Отец наш» (Ис 63:16); «Ты Отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего» (Пс 88:26). Более того, в иудаизме времён Иисуса было известно и молитвенное обращение «Отче наш», «Отче мой».
Но одно дело — по привычке величать Бога Отцом, произносить соответствующие молитвы, и совсем другое — впитать это всей сутью своего существа, сделать это центром своей жизни. Иисус ощущал Бога не как абстрактного и далёкого Законодателя, а как живого Отца.

Евангелие от Иоанна10:24-30 :
« Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей;
Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего: Я и Отец — одно.»

На эти слова :"Я и Отец ; одно»  ссылаются, чтобы чтобы доказать, что Иисус и его Отец - две составляющие триединого Бога.Что же имел в виду Иисус, произнеся их?  Иисус утверждает, что Он совершает дела во имя своего Отца и  говорит о символических овцах, которых ему дал его Отец.Оба высказывания были бы бессмысленны для его слушателей, если бы Он и Его Отец были одной и той же личностью. Напротив, Иисус, по сути, сказал: "Мой Отец и я связаны такими тесными узами, что никто не может похитить у меня овец, так же как никто не может забрать их у моего Отца". Сын и его отец - не могут быть одним и тем же лицом; их двое, и их связывают крепкие узы единства .Они - "одно" в том смысле, что имеют одни и те же намерения и ценности. Иисус не только не свидетельствует о Своей независимости от Бога , напротив, он говорит, что Сын ничего не может делать сам от себя, но только то, что, как Он видит, делает Отец,то же делает и Сын .
Такие крепкие узы единства не делают Бога и его Сына, Иисуса, неотличимыми друг от друга. Они - две личности со свойственными им отличительными чертами. У Иисуса есть свои чувства, мысли, опыт и свобода воли. Тем не менее, Он Сам решает подчинить свою волю Отцу: "Пусть будет не Моя воля, а Твоя "(Лк 22:42)». Эти слова были бы бессмысленны, если бы Его воля не отличалась от воли Его Отца.
Иисус молится о своих последователях:
« молю.. да будут все едино; как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня " ( 17:20, 21).
Итак, говоря: „Я и Отец -одно“ , Иисус имеет в виду самые тесные узы, которые только возможны между двумя личностями. Иисус - это «названный» («приемный») Сын Бога. «Христос» - означает «помазанник». Кто же это может  «помазать» Бога?
Он в своем Отце и Отец в нем. Он живет в своих учениках и всюду с ними ; Он и его ученики составляют одно целое, как и Отец его с Ним одно целое.
Крайне маловероятно, что кто-либо при жизни Иисуса имел  в виду, что Иисус — это Бог.

Итак, дать однозначный ответ, кем мог считать себя Иисус, не основании евангелий мы не можем. Он существовал в полном теоцентризме: в центре для Него был Бог . Иисус считал, что Бог возложил на Него миссию колоссальной важности, — большей важности, чем на кого-либо из предыдущих пророков. Но Он считал, что главное в этой миссии — не в том, чтобы стать главным самому, но чтобы сделать главным для людей Бога :«Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы ему служили...» Мк 10:45).
Он не называл себя Мессией, возможно полагая связанные с этим титулом военно-политические ассоциации неуместными. Для Него же самое главное было — богообщение, исполнение заповедей и ощущение себя Сыном Божиим. В особо торжественные минуты он называл себя именно Сыном, а не Мессией. Название "Сын Божий", или просто "Сын" стало для Иисуса аналогичным с "Сыном Человеческим", а следовательно, и синонимом Мессии, с той только разницей, что он называл сам себя только "Сыном Человеческим" и, по-видимому, никогда сам не присваивал себе названия "Сына Божия".

    Можно предположить, что самоопределение Иисуса как «Сына Человеческого», восходит к  седьмой главе книги пророка Даниила. Иисус воспринимал себя , вероятно, как того, кому должны быть переданы Царство, сила и власть. Такое самоопределение показывает, что Иисус видел в себе своего рода "наместника Бога". В одном речении, с большой вероятностью аутентичном, он заверяет своих учеников:
    "Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пьете за трапезой в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен" (Лк 22:29–30). Эгоистичное беспокойство учеников о том, достанутся ли им почетные места, когда Иисус придет "во славе" (Мк 10:35–45),  по всей видимости, выросло из убеждения, что Иисус — действительно "Сын Человеческий", через которого будет восстановлен Израиль и утвердится Царство Божье.


Рецензии