Большевистская и антибольшевистская практика

БОЛЬШЕВИСТСКАЯ И АНТИБОЛЬШЕВИСТСКАЯ ПРАКТИКА

Л. Сокольский, Б. Ихлов

Ни одна из левых сил в стране, в т.ч. те, которые называют себя коммунистическими, не имеют тесных связей с пролетарскими массами, не опираются на класс, чью волю вроде бы они должны выражать. Они опираются на свои собственные идейки, которые как правило, безграмотны. Левые не имеют четких и идеологических платформ, они собирают в свои ряды всех недовольных из различных классов российского общества, от буржуазии до пролетариата. Не лучше «коммунисты», которые хотя и понимают, что их опора – пролетариат, но оказавшись полностью неспособными вылезти из сталинского прошлого, никак не найдут дорогу к пролетарским массам. Они не умеют разговаривать по-человечески. Говорят лозунгами, штампами, как на сталинском партсобрании: «Разоружись перед партией!!!» и т.п.
Как-то пермские комсомольцы пришли к проходным «Мотовилихинских заводов» и начали кричать: «Вы рабы, вас эксплуатируют, восставайте!» Естественно, рабочие в ответ посылали их на х… Как-то встретил на улице главу местной ячейки РКПб Бояршинова, спросил: «Что нового?». Тот задумался и ответил: «Капитал наступает!» Рассказал этот случай профессору истории ПГНИУ М. Г. Суслову, думал, тот посмеется. Но Суслов, отпетый сталинист, вдруг ответил: «Так ведь он правильно сказал». Представьте, насколько неадекватен профессор! Теперь вы понимаете, почему КПСС рухнула? Она словом с народом не могла перемолвиться. Отсюда – полшага до приклеивания ярлычков: левый уклонист, троцкист-вредитель, попутчик, вавиловщина и т.п.

Казалось бы, неформальная Партия диктатуры пролетариата большевиков под руководством Гриши Исаева – Котельникова – Алексея Разлацкого не была при власти, не из чиновников – но точно такая же, как КПСС. Вот ее лозунги. С которыми они шли к рабочим: «Власть стачкомам!» «Рабочий класс, организуйся!» «Мрет в наши дни с голодухи рабочий» т.д.
Эта оторванность левых и «коммунистов» от трудящихся обеспечивает им полное равнодушие масс в избирательных кампаниях. Агитировать они не умеют, вместо агитации – суют свои партийные программы, где, как и у либералов, прописано счастье для всех.

Эта оторванность приобретает фантастические степени. Ленин учил, что нужно исходить из непосредственных, ближайших интересов рабочих, идти, по возможности на шаг вперед. Но не на десять шагов! Что же делают «коммунистические» партии? А компартии подменяют собой церковь, они привносят в инертную, пассивную, темную материю рабочего класса свое божественное политическое сознание. Они размахивают перед носом у рабочего класса иконой социализма: вот, дескать, как плохо-то при капитализме, ух, какой плохой капитализм, а вот был бы социализм…

Маркс, Ленин учили, что практика – выше теории, «каждый практический шаг дороже дюжины программ», - писал Маркс. Ленин отвечал, что любая стачка намного важнее парламентской борьбы.
Что же наши «коммунистические» партии? А наши компартии умудрились не организовать ни единой забастовки, ни единого перекрытия магистралей. Правда, РКРП как-то приклеивалась в парочке забастовок, но скоро о них позабыла. А КПРФ вообще выступала против забастовок, в частности. Против захвата рабочими ВЦБК, поддержала капиталиста Сабадаша. И это не случай, а принцип: КПРФ не просто приглашает в свои ряды грязных воров, капиталистов, она еще получает деньги от буржуазного правительства за участие в выборах, и потому никогда не идет против власти.
Следовательно, всё это не коммунистические, а антикоммунистические партии.

Обратимся к опыту РСДРП(б). Распространение марксизма в России началось с марксистских кружков, которые еще при жизни Маркса и Энгельса стали организовываться не только по всей Европе, но с начала 80-х гг. XVIII века и в России. Первыми их участниками были представители русской революционной интеллигенции, как правило, бывшие народники, которые глубоко разочаровавшись в народнической идеологии и методах индивидуального террора, активно искали новые пути освобождения русского народа от ненавистного самодержавия.
Поначалу рабочих в марксистских кружках было немного, но к середине 80-х в стране стали возникать кружки, состоящие из одних рабочих. Руководство кружковой работой и занятия вели обычно интеллигенты или разночинцы. Группа Д.Благоева в 1884 г. объединяла 15 социал-демократических кружков, в которых занималось почти 150 заводских рабочих Петербурга.
Средний марксистский кружок - 6-8 чел . Занимались в кружках в основном тем, что изучали теорию марксизма, философию, пытались понять ошибки революционеров предыдущих поколений. Марксизм осваивали по работам классиков. Показательны воспоминания Г.Ж.Кржижановского: «Скоро в нашей группе, состоявшей по преимуществу из студентов-технологов, создался специфический культ Маркса. Встречаясь с новыми людьми, мы прежде всего осведомлялись об их отношении к Марксу. Я лично, например, был глубоко убеждён, что из человека, который не проштудировал два или три раза «Капитал» Маркса, никогда ничего путного выйти не может… К сожалению, почти такую же требовательность мы предъявляли не только к студенческим головам, но и к мозгам тех рабочих, с которыми мы уже тогда стремились завязать регулярные сношения, группируя их в определённые пропагандистские кружки. Вспоминая, как терзали мы наших первых друзей из рабочего класса «сюртуком» или «холстом» из первой главы «Капитала», я и по сие время чувствую угрызения совести. Наши революционные рабочие кружки были нагружены и работой культурнического оттенка, чему не в малой степени способствовала та громадная духовная жажда, которою были преисполнены передовые рабочие того времени».

По-иному подходил к обучению рабочих Ленин, который тоже начинал свою революционную деятельность с самостоятельного освоения марксизма по работам классиков, изучая их зачастую в оригинале, участия в марксистских кружках, а позднее – и в их организации.
Крупская: «Большинство интеллигентов того времени плохо знало рабочих. Приходил интеллигент в кружок и читал рабочим как бы лекцию. Долгое время в кружках «проходилась» по рукописному переводу книжка Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Владимир Ильич читал с рабочими «Капитал» Маркса, объяснял им его, а вторую часть занятий посвящал расспросам рабочих об их работе, условиях труда и показывал им связь их жизни со всей структурой общества, говоря, как, каким путём можно переделать существующий порядок. Увязка теории и практики — вот что было особенностью работы Владимира Ильича в кружках. Постепенно такой подход стали применять и другие члены нашего кружка».

И.В.Бабушкин, рабочий-большевик, учившийся у Ленина: «Кружок составился из 6 человек и лектора, и начались занятия по политической экономии, по Марксу. Лектор (Ленин) излагал нам эту науку словесно, без всякой тетради, часто стараясь вызвать у нас или возражения, или желание завязать спор, и тогда подзадоривал, заставлял одного доказывать другому справедливость своей точки зрения на данный вопрос. Таким образом, наши лекции носили характер очень живой, интересный, с претензией к навыку стать ораторами; этот способ занятий служил лучшим средством уяснения данного вопроса слушателями. Мы все бывали очень довольны этими лекциями и постоянно восхищались умом нашего лектора, продолжая острить между собою, что от слишком большого ума у него волосы вон лезут. Но эти лекции в то же время приучили нас к самостоятельной работе, к добыванию материалов».

Оторванность русской социал-демократии того времени от рабочих масс показывает случай, описанный М.Сильвиным: «У нас были… связи на Семянниковском заводе за Невской заставой. В конце 1894 года или в самом начале 1895 года на этом заводе произошла забастовка, сопровождавшаяся бурными волнениями. Рабочие разгромили заводскую контору, избили кое-кого из старших служащих, бросали камнями в полицию, явившуюся для усмирения. В ближайшее же посещение кружка (один из кружков на этом заводе вёл сам Владимир Ильич) он спросил своих слушателей, в чём дело и почему они никак не сигнализировали о назревающих событиях и не дали вовремя знать о них, когда они произошли. Кружковцы дали общие пояснения на тему о том, что движение должно идти сначала вглубь, а потом вширь и т. п. Ещё раз подтвердилось, что наши кружковые рабочие далеки от массы».

Но как осуществить агитацию в массах, учитывая, что в РИ даже за сам факт общения интеллигента с рабочими можно было попасть на каторгу? Социал-демократы по предложению Ленина пошли следующим путем: поскольку русская социал-демократия на тот момент в значительной степени состояла из интеллигентов, плохо знающих быт и условия жизни рабочих, было решено начать со сбора материалов о реальном положении рабочего класса, подробно исследуя условия работы и быта рабочих каждого конкретного предприятия.
Крупская: «Владимир Ильич интересовался каждой мелочью, рисовавшей быт, жизнь рабочих, по отдельным чёрточкам старался охватить жизнь рабочего в целом, найти то, за что можно ухватиться, чтобы лучше подойти к рабочему с революционной пропагандой… В то время В. И. внимательно изучал фабричные законы, считая, что, объясняя эти законы, особенно легко выяснить рабочим связь их положения с государственным устройством. Следы этого изучения видны в целом ряде статей и брошюр, написанных в то время Ильичём для рабочих, и в брошюрах «Новый фаб. закон», в статьях «О стачках», «О промышленных судах» и других» (ПСС., Т. 2).
Бабушкин: «Мы получали от лектора (Ленина) листки с разработанными вопросами, которые требовали от нас внимательного знакомства и наблюдения заводской и фабричной жизни. И вот во время работы на заводе часто приходилось отправляться в другую мастерскую под разными предлогами, но на деле — за собиранием необходимых сведений посредством наблюдений, а иногда, при удобном случае, и для разговоров. Мой ящик для инструмента был всегда набит разного рода записками, и я старался во время обеда незаметно переписывать количество дней и заработков в нашей мастерской. Разумеется, главным препятствием ко всякого рода собиранию сведений служило отсутствие сколько-нибудь свободного времени, но всё же дело подвигалось, хотя не так полно и энергично, как следовало бы».
И.Сильвин: «Вопрос об изучении условий работы и жизни рабочих на каждом заводе был уже поставлен Владимиром Ильичём. Теперь он составил подробный «вопросник», который интересно было бы разыскать где-нибудь в старых жандармских архивах. Вопросник этот занимал несколько более четырёх четвертушек листа, исписанных его убористым почерком… Мы размножили его и раздавали пропагандистам других кружков. Мы так увлеклись собиранием сведений, что на некоторое время забросили всякую пропаганду. Владимир Ильич тоже занялся этим делом очень ретиво. Кто-то из наших рабочих, Шелгунов или Меркулов, посещал его на дому, и он до седьмого пота доводил их своими расспросами. Получить точные ответы на простые, казалось бы, вопросы о рабочей жизни было не так легко. Мы спрашивали, например, чем особенно недовольны рабочие в данный момент, на что они жалуются, что они хотели бы устранить на заводе, и получали иногда неожиданный ответ: «Перестали давать кипяток, вот и волнуются по этому поводу, требуют кипятку». Или из другой области: «Убавлена расценка на пятачок, предвидится из-за этого пятачка забастовка». Эти «кипяток» и «пятачок» были у всех на языке и испортили нам впоследствии немало крови после того, как агитация развернулась».

Собранный материал о рабочей жизни по предложению Ленина было решено использовать для печатной агитации, подготавливая листовки (листки, прокламации) для рабочих конкретного предприятия по каждому конкретному острому поводу. Для начала, чтобы не слишком пугать рабочих революционными идеями о свержении самодержавия (царю на тот момент народные массы еще в стране верили), было решено начать с тех негативных явлений, которые нарушали действующее законодательство. Вот что об этом пишут участники событий:
Сильвин: «Как практически использовать полученный путём расспросов материал, мы пока ещё не решили, и Владимир Ильич выдвинул новую идею: начать агитацию на почве «законных» требований. Собранные по вопроснику сведения по каждому заводу показывали, насколько и в каких отношениях нарушаются уже существующие законы. Агитация должна была начаться на почве требований соблюдения закона. Владимир Ильич указывал при этом на тактику Моисеенко и его товарищей во время орехово-зуевской забастовки 1885 года».
Кржижановский: «Начиная с зимы 1894 года шпионско-полицейскому механизму Петербурга пришлось в усиленном масштабе познакомиться с той «возмутительной» литературой «подмётных листков», которые, несмотря на примитивную гектографскую форму своего производства, весьма заметно стали распространяться именно с этого времени в стенах главнейших петербургских фабрик и заводов. В этих листках, составленных на основании наших бесед с рабочими, мы старались исходить из повседневных нужд, из данной конкретной обстановки той или другой фабрики, возможно более быстрым темпом переходя к лозунгам политического характера, явно вытекавшим из тех препятствий, которые царское правительство громоздило на путях борьбы рабочих за чисто экономические блага. Летучие митинги, регулярные маёвки, наконец, создание постоянного литературного органа — вот что должно было с естественностью возникнуть из тех заданий, к которым приводил лозунг агитации».
Но не все социал-демократы того времени согласились с предложением Ленина о переходе к агитации в массах на почве повседневных нужд рабочих. Некоторые даже считали, что подобный метод уведет революционное движение в сторону от социализма.
Сильвин: «Оппоненты против нового метода подпольной работы главным образом С. И. Радченко и Г. Б. Красин, приводили то возражение, что мы размениваемся на мелочи, революционную работу сводим к борьбе за кипяток и вместе с тем проваливаем дело социалистической пропаганды, потому что с переходом к широкой агитации все наши кружковые рабочие, конечно, очень быстро будут выхвачены жандармами, и всё дело приостановится».
Крупская: «Метод агитации на почве повседневных нужд рабочих в нашей партийной работе пустил глубокие корни. Я поняла вполне всю плодотворность этого метода только гораздо позже, когда жила в эмиграции во Франции и наблюдала, как во время громадной забастовки почтарей в Париже французская социалистическая партия стояла совершенно в стороне и не вмешивалась в эту стачку. Это-де дело профсоюзов. Они считали, что дело партии — только политическая борьба. Необходимость увязки экономической и политической борьбы была им совершенно неясна».
Сильвин: «Между тем агитационная кампания шла полным ходом. Рабочие Путиловского завода Борис Зиновьев и Пётр Карамышев с подобранной ими группой молодёжи агитировали открыто всюду, где возможно, разбрасывали листки прямо на улицах, в толпе рабочих, при выходе с заводов и в других местах. Листок обычно касался какого-нибудь частного случая: злоупотреблений, нарушения закона, сбавки платы без предупреждения и т. п. Приезжал фабричный инспектор, начиналось расследование, полиция вела своё дознание. Всё это было событием в однообразной заводской жизни, вызывало толки, будило интересы. Напряжённо ждали, каков будет результат вызванной листком шумихи. Уже самое распубликование злоупотребления или случая произвола, казавшегося своим, домашним, внутренним делом, порождало само по себе возбуждение. — Ловко продёрнули! — говорили в толпе, читая свежий, только что подобранный листок. Читали его теперь уже громко, т. е. публично, чаще всего те же рабочие, которые дали для него материал и распространяли его. Приходя в кружок, пропагандист теперь не выискивал наиболее развитых, интеллигентных рабочих, способных усвоить теорию прибавочной стоимости. Он искал живых, деятельных, развитых товарищей, которые способны были бы стать агитаторами, улавливать настроения, подмечать важные факты. «Агитация» так захватила нас, что скоро нам просто некогда стало заниматься кружковой работой….»
Крупская: «Материал собирал и проверял Владимир Ильич тщательно. Помню, как собирался, например, материал о фабрике Торнтона. Решено было, что я вызову к себе своего ученика, браковщика фабрики Торнтона, Кроликова, уже высылавшегося раньше из Петербурга, и соберу у него по плану, намеченному Владимиром Ильичём, все сведения. Кроликов пришёл в какой-то занятой у кого-то шикарной шубе, принёс целую тетрадь сведений, которые были им ещё устно дополнены. Сведения были очень ценные. Владимир Ильич на них так и накинулся. Потом мы с А.А.Якубовой, повязавшись платочками и придав себе вид работниц, сами ходили ещё в общежитие фабрики Торнтона, побывали и на холостой половине и на семейной. Обстановка была ужасающая. Только на основании так собранного материала писал Владимир Ильич корреспонденции и листки. Посмотрите его листок «К рабочим и работницам фабрики Торнтона». Какое детальное знание дела в нём видно. И какая это школа была для всех работавших тогда товарищей. Вот уж когда учились «вниманию к мелочам». И как глубоко врезывались в сознание эти мелочи» (ПСС, Т. 2).

Агитация в массах стала приносить свои плоды. Вот что об этом рассказывает один из участников тех событий, рабочий Шелгунов В.А.: «То, что В, И. с первых же шагов «Союза борьбы» направил его на рельсы революционного марксизма, сыграло большую организующую роль. Несмотря на то, что в декабре 1895 г. вся руководящая верхушка марксистской интеллигенции, а также большое количество рабочих были арестованы, всё-таки в мае 1896 г. в Петербурге вспыхнула небывалая в России забастовка, охватившая свыше тридцати тысяч рабочих. Основным требованием рабочих было требование об уплате за коронационные дни, которые рабочие вынужденно прогуливали, а следовательно, не получали зарплаты. В то время короновался Николай II. Эта забастовка была небывалым явлением. В самом требовании уплаты та коронационные дни сказалось непочтительное отношение рабочих к «высокой особе» царя. Эта забастовка, которая была вызвана работой «Союза борьбы», сыграла ту роль, что рабочее движение из тайного стало явным. И так как большое количество рабочих познакомилось с прокламациями, с нелегальной литературой вообще, то о социалистах уже заговорили вслух».

Марк отмечал, что любая эконмическая забастовка является в то же время политической. Но часть социал-демократов того времени попросту отказались от политики. Вот как пишут участники событий:
Сильвин: «Заветным нашим желанием было внести в массовое движение сознательную политическую идею, идею борьбы за низвержение самодержавия, за политическую свободу. Но из опасения сделать преждевременный, тактически ошибочный шаг мы бессознательно скатывались к «экономизму...»
Крупская: «Многие из товарищей, работавших тогда в Питере, видя эффект листковой агитации, в увлечении этой формой работы забыли, что это одна из форм, но не единственная форма работы в массе…
В 1895-м он пишет брошюру «Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах»… Многим интеллигентам эта брошюра показалась скучной, растянутой, но рабочие зачитывались ею: она была им понятна и близка…» (ПСС, Т. 2).

Кржижановский: «…нам, марксистам до педантизма, гораздо более импонировало в нём удивительное умение владеть оружием Маркса и превосходное, прямо-таки поразительное знакомство с экономическим положением страны по первоисточникам статистических сборников. Моя первая встреча с В. И. состоялась на квартире 3. П. Невзоровой при его докладе в нашем кружке на тему о рынках… Некоторые члены нашего кружка были даже до известной степени шокированы этой своеобразной конкретностью подхода к столь теоретическому вопросу, как вопрос о создании рынка для развивающегося капитализма. На материале хозяйственного развития России В. И. опрокинул все их путаные, искусственные построения о развитии капиталистической экономики».

Листовка райкома РСДРП, январь 1906 г.
Товарищи! Предполагая сделать краткое обследование рабочей жизни, мы обращаемся, товарищи, к вашему содействию. Всякая борьба должна очно учитывать и рассчитать все условия жизни и деятельности рабочего и потому по возможности точно и полно ответьте на предложенные в бланке вопросы. Напряженность и важность разгоревшейся борьбы обязывает нас точно знать наши силы и уяснить наши нужды, ответы должны касаться всего завода (фабрики, мастерской) и потому, если кто из товарищей знает условия жизни и работы только некоторых разрядов рабочих (например, токарей, укупорщиков и т. п.), то пусть ответит на вопросы, напр. о заработной плате и т. п. применительно к этим разрядам, отметив это в конце бланка. Если-бы оказалось, что в бланке нет вопроса, который товарищу, заполняющему бланк, хотелось бы отметить, — предлагают сделать это в конце бланка.
1. Какая фабрика, завод или мастерская и где находится.
-  Завод котлов и механизма Об¬щества Франко-русских заводов (бывш. Брда). Мясная, д. 17.
2. Сколько рабочих, из них, женщин, детей. Длина смены. - Более 2000; женщин, детей нет. 10 час.
3. Какие главные разряды рабочих и число (хотя бы приблизительно)
- Рабочих одной части сборной мастерской можно разделить на несколько частей: чернор. 8, учеников 9, слесарей, слесаря разделяются на два разряда — старшие и просто слесаря; старших 5, слесарей 9.
4.   Средний заработок в каждом разряде мужчин, женщин, детей (поденно, помесячно, поштучно).
- Средний заработок (цеховой день) старших 2 р. 50 к., слесарей 1 р. 30
5.   Сверхурочные работы и плата за них.
- Постоянные сверхурочные не производятся, а в случае крайней необходимости за двойную плату.
6.   Жилищные условия рабочих (живут ли при заводе, вне его и проч.).
- Живут как мастеровые, так и чернорабочие, на частных квартирах.
7.   Главные траты рабочего (одиночки, семейного) по разрядам (на квартиру, пищу, одежду и проч.; и в особенности на чай, сахар, табак, керосин, спички).
- Определить траты рабочих по мелочам трудно, тем более что сами рабочие не могут их определить, трата на квартиру 1/4 заработка для женатых и 1/7 для холостых, остальное на пищу, одежду и т. д.
8. Есть ли при заводе (фабр., мастер.) библиотека, столовая и вообще какие-либо учреждения для рабочих.
- В скором времени рабочие на собранные промеж себя средства (около 600 р.), дополненные жертвованием администрации (около 700 р.), откроют в отведенной администрацией помещении библиотеку; в этом помещении столовая, где можно пользоваться горячим кипятком и плитой. При заводе открыта низшая школа для первоначального обучения детей обоего пола.
9. Часто ли меняется состав рабочих или они более или менее постоянные. Практикуется ли администрация завода увольнение сознательных рабочих после стачки и вообще.
- Состав постоянен. Сознательные рабочие за стачки не увольнялись; в последнее время в сборной мастерской за неимением работ отказано 25 чел., из них 12 чел. соприкасались с РСДРП, рабочие просили администрацию взамен увольнения работать 3-4 дня/неделю или по 5 час./день. Просьба отклонена по настоянию мастера Смирнова В.; в совете мастеров он заявил, что последствия берет на себя.
10. Связь рабочих с деревней: уезжают ли рабочие, хотя бы часть, при обычных условиях работы в какое-либо время года в деревню, много ли таких рабочих, помогают ли рабочие своим заработком в деревню и много ли таких, и пр.
- Рабочие одной части сборной мастерской настоящие пролетарии, если есть у кого связи с деревней, то чисто платонические, в известный промежуток времени наезжают в деревню погостить, из заработков ничего не дают, потребности так широки, что одним своим заработком еле удовлетворить.
11. В какое время года бывает ежегодно особенно много работы или работа распределяется в году более или менее равномерно.
- Количество работы зависит от числа заказанных военных судов; три года тому назад работы было много и работали равномерно, затем прогрессивное уменьшение. Это объясняется тем, что заказы на военные суда передаются за границу, заказов частных завод не принимает. За работу дают дешево, а техника производства ниже всякой критики, да и организация распределения работы по неумелости протекционных мастеров, поставлена очень дурно.
12. Не стоит ли завод (фабр., мастер.) в особенно тесной зависимости от ж\д или другого завода.
- Завод стоит в теснейшей связи с морским министерством, вследствие этой связи является переполнение штата администрации, по наведенным (хотя и не точно) данным, сумма ежемесячно получаемых администрацией денег, на много превышает сумму заработков рабочего, отсюда средний заработок рабочего, по сравнению с другими: Обух., Путил., Семян., довольно низкий.
13. Насколько зависит производство цехов или мастерских друг от друга.
- Механическая мастерская (точки, проточки, обточки) и сборная находятся в зависимости от литейной и модельной мастерских, котельная от быстроты доставки материала, требуемого для работы, вообще, за последнее время хронической безработицы особой резкой зависимости не ощущается.
14. Были ли забастовки до октября 1905 г.
- Первая забастовка началам 4 января, завод забастовал первым после путиловцев, результаты: отмена обысков и штрафов, казенный чай, небольшая прибавка заработка, изменение отношений администрации к рабочим, в либеральном направлении. Вторая за проведение революционным путем 8-ч. раб. дня кончилась неудачей, рассчитали, прошествии 2-х недель приняли без последствий.
15. Прошли ли забастовки октября, ноября, декабря 1905 г. и дружно ли прошли.
- Особенно дружно в октябре, ноябре. Декабрьская тоже прошла. дружно. После трех дней забастовки старостами сделана провокация: они сходили к директору и заявили, что рабочие желают работать. На другой день свисток. Рабочие, в виду очень удрученного состоять всей массы петербургских рабочих стали работать, сознательные протестовали. Проработав половину дня, рабочие забастовали. На другой день опять свисток, часть рабочих стала на работу. Чтоб предупредить забастовки, старосты выпросили работать на один шабаш до 2-х час. дня по 7 часов в сутки. В таком положении работали 4 дня.
16. Была ли борьба за 8-часовой рабочий день и чем она кончилась.
- Борьба за проведение в жизнь 8-часового дня продолжалась 2 дня, администрацией заявлен расчет, рабочие, видя, что ряды бойцов редки, прекратили забастовку и тем спасли себя от расчета.
17. Закрывался ли завод (фабр., мастер.) с октября 1905 г., т. е. давался ли рабочим расчет, если закрывался, то сколько раз это было и на какое время.
- С 17 октября рабочих не рассчитывали, и завод закрыт бывал только во время забастовок. Отношение к забастовкам администрации было снисходительное.
18.    Какие отношения с администрацией завода (фабр., маст.)— хорошие, враждебные, обыкновенные), фабричной инспекцией.
- Отношение администрации завода к рабочим хорошее, да и немудрено: проснувшийся рабочий ни на одну минуту не переставал бороться, чтобы удержать за собой отвоеванные права…
19. Какие особенно ненавидимые мастера, инженеры и проч. на заводах (фаб., мает.). Вывозили ли кого-либо на тачке.
- Особой ненавистью рабочих пользуются мастера: сборных мастерских Смирнов, очень хитрый человек, рабочие потребовали увольнения, он унизился, просил извинения, но теперь опять по-прежнему. Вельский Кузьма, Наддачин. В котельной мастерской хотели вывезти мастера Кузьмина, но неудачно, сговорилась группа, но когда начали дело, струсили; остался один, он только посадил мастера на тачку, его рассчитали.
20. Участвовали ли рабочие на демонстрациях и какая часть из них участвовала.
- Небольшая часть рабочих участвовала в демонстрациях. Но сколько, трудно учесть, организованные все участвовали, исключая тех, которые томились в тюрьмах.
21. Не было ли демонстративных выходов с заводов (фабр., маст.) с песнями, флагами и проч.
- Несколько раз рабочие выходили из завода с пением революционных песен и красными флагами, прекратили только тогда, когда при выходе стояли охранители порядка, казаки и полиция.
22. Были ли над рабочими насилия со стороны полиции, казаков и войска на заводе или около завода (фабр., маст.) и когда это было.
- Массового столкновения на улице с полицией не было, с казаками было, в дни последней политической забастовки; некоторых побили, одному ухо отрубили. Со стороны рабочих: одного казака убили и 3-х ранили, 2-х серьезно, также и полицию, 1-го околоточного чуть живьем не сожгли, отделался одеждой.
23. Не было ли случаев избиения ораторов и вообще сознательных рабочих и много ли в этом участвовало рабочих, есть ли и много ли сочувствующих этому.
- Были попытки черносотенных элементов избить сознательных товарищей, но кончились неудачей или обоюдно попадало, ораторов не избивали. В последнее время появились черносотенные элементы союза борьбы с анархией и революцией в прокатной мастерской числом до 70 чел., из них активных до 10 чел.
24. Были ли на заводе (фаб., маст.) митинги, где они происходили и часто ли (если возможно, то определить числом), и возможно ли их вообще в обычное время устраивать.
- Митинги в славное время свободы бывали на неделе 2 раза. Устраивались в сборной мастерской, куда могли вместиться все рабочие и где есть трибуна, митинги проходили образцово. На каждом собрании выбирался председатель и вопросы баллотировались поднятием рук, управляли С.-Д. В настоящее время их невозможно устраивать, но станет «потеплей», и все пробудится к жизни.
25. Как раньше относилась и теперь относится администрация завода (фаб., мает.) к митингам и даст ли для них помещения (если ставит при этом какие-либо условия, напр., чтобы не было посторонних, то отметить эти условия).
- Митинги и собрания можно устраивать только революционным путем, на что рабочие сейчас не решаются. Администрация говорит, что она не против собрания, но как полиция: градоначальником не разрешается никаких собрании. Шутить не будут, а пришлют вооруженную силу. Присутствие посторонних с общего согласия рабочих допущено. Низшая администрация отчасти протестовала, но бесплодно.
26. Вошли ли рабочие или часть их (какая, если можно указать, или сколько) в какие-либо профессиональные союзы.
- Была принята выработанная Семян. зав. программа профсоюзов с некоторыми дополнениями, но союз не успел осуществиться, был открыт с.-д. клуб. Действ. членов 200 человек, приходило на собрание до 400; приходилось ограничиваться за малостью помещения. Всем нравилось, и можно сказать не ошибаясь, что четверть всех, рабочих вошла в клуб.
27. Много ли рабочих имеют право участвовать в выборах в Госуд. думу, много ли их записалось и отношение их к Г. д. (думают ли, что нужно выбирать или бойкотировать и проч.).

К сегодняшнему дню можно предложить аналогичную листовку:
ТЕЛЕВИЗОР ИЛИ ЗАБАСТОВКА?
1. Есть ли у вас хоть одна акция вашего завода? Были ли вы когда-нибудь на собрании акционеров?
2. Видели ли вы когда-нибудь материалы собраний акционеров, сколько составляют фонд платы труда, фонд развития производства (фонд накопления), фонд соцкультбыта?
3. Вы заключили колдоговор или контракт? Или работаете за зарплату в конвертах?
4. Видели ли вы хоть раз Устав вашего предприятия?
5. Какова ваша зарплата, какова продолжительность смены, во сколько смен работает завод, бывают ли задержки зарплаты или отсутствие ее индексации, каковы условия труда, сколько квадратных метров ваша квартира и на сколько человек?
6. Обращались ли вы когда-нибудь в суд для защиты ваших трудовых прав, участвовали ли когда-нибудь в забастовке, в захвате предприятия или в перекрытии магистралей?
7. Кто несет ответственность за нарушение трудового законодательства: работодатель (гендиректор) или собственник завода?
8. Кто ваш гендиректор, кто собственник завода, характеризуйте их: воры, некомпетентные, по полгода не появляются на заводе и т.д.?
9. Есть ли у вас профсоюз или ваш работодатель нарушает закон?
10. Как вы относитесь к жизни: вам все равно, что творится на заводе, или вы стремитесь что-либо изменить? Вы всё еще верите в игру под названием «выборы»?

Литература: 1. Крупская. «Из воспоминаний о Ленине». 2. Бабушкин. «Из воспоминаний»
3. Сильвин. «В дни «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»». 4. Кржижановский. «О В. И.». 5. Шелгунов. «В. И. в Петербурге». 6. «Листовки петербургских большевиков 1902-1917», ОГИЗ, 1939 г. 7. Плеханов Г. В. «Социализм и политическая борьба»; «Еще раз социализм и политическая борьба».


Рецензии