Статья Немного о русском мире

Опубликована в «Пятой газете» № 19 от 09.05.2023 г.

   Я недостаточно знаю историю, чтобы много говорить или писать о русском мире. Но, тем не менее, советская школа и прочитанные книги дали мне возможность думать, сопоставлять, находить параллели и, иногда, улавливать и понимать причинно-следственные связи в известных событиях нашей истории.
При этом, все, что я хочу сказать, касается истории нашей страны уже в период нового времени.
    1. Совсем недавно, незадолго до своей смерти, наш замечательный художник Илья Глазунов, создавший, кроме своих великолепных произведений, музей русской жизни и быта разных сословий, сказал в своем интервью корреспонденту одного из центральных каналов телевидения, что русские крестьяне XVIII, XIX веков были … великими людьми! Он показал их нелегкую жизнь, которая их, тем не менее, подняла на очень большую высоту! В крестьянских семьях, как правило, рождалось много детей (как отмечают многие, по 8-12). Это, само по себе, говорило о том, что их жизнь не была убогой. Они, работая на помещика, успевали трудиться и для себя, овладев всеми основными ремеслами, достигая в них необычного мастерства. Это касается и строительства, и ткачества, и кузнечного дела и многого другого. И во всех этих предметах крестьянских ремесел являлась не только полезность и необходимость, но и настоящая красота...
    В одной крестьянской избе больше инженерного смысла, рациональности и эстетики, которая основана на любви к людям, самоуважении и христианской православной вере в Бога, чем во всех эстетически беспомощных современных высотных зданиях.
    Тоже самое мы видим в прекрасных мужских и женских одеждах, внутреннем убранстве жилищ, в различном инструментарии и орудиях труда.
    2. Теперь следует коснуться того, о чем мало и редко говорят. Дело в том, что для обустройства и организации жизни русскому человеку приходилось выполнять значительно больше труда, чем европейцу. Дело в нашем, в прошлом, более суровом, русском климате. В строительстве, например, часто приходилось создавать глубокое основание домов и других зданий, чтобы избежать деформаций зданий при промерзании грунта, который при этом увеличивался в объеме, или строить на сухом песке.
    Еще важнее тепловая защита домов. Расчетная температура для этого в Москве -300С, а в Европе наверно, не ниже -100С. Это требовало в полтора раза больше материалов и, следовательно, больше трудовых затрат. То же касается источников обогрева, верхней одежды и многого другого.
    Этим объясняется и русский характер, и русское трудолюбие и русское мастерство во многих трудовых процессах.
    3. Поэтому, вполне естественно, что Глазунов абсолютно прав, называя русских крестьян великими людьми.
    И, вот, эти люди, которых Глазунов назвал великим, попадают в армию. Они молоды, здоровы, трудолюбивы, верят в Бога и владеют, как правило, многими профессиональными навыками. Попав к такому военному полководцу, как Суворов, который в боевой выучке делает упор на бесстрашие через веру в Бога и любовь к своей стране и на максимально высокое воинское мастерство, русский крестьянин закономерно становится чудо-богатырем.
    Мы знаем, что Петр Великий бил шведов, Кутузов – французов, Сталин – немцев и японцев, а Суворов бил всех подряд.
    Это означает, что русские победы были не следствием стечения случайных обстоятельств или наличия таланта полководца, а следствием постоянно действующих факторов бытия русского народа, а точнее – русского мира.
    4. Несмотря на постоянные победы в различных войнах, в русском военном обществе никогда не развивалось превосходство русского народа, как такового, над другими народами и, прежде всего теми, которые входили в русский мир.
Нам известно, что в непревзойденной блестящей зимней операции в Альпах в 1799 году под руководством Суворова находились офицеры и солдаты разных национальностей (Багратион, Милорадович, Розенберг и другие). При этом, солдаты, офицеры и генералы все вместе находились в одинаково тяжелейших условиях и, разумеется, помогали друг другу.
    В связи с этим, считаю уместным привести слова, которые мне говорил директор одного из трех гигантских оборонных предприятий в Ижевске («Ижсталь», «Ижмаш», «Ижмех»), еще в семидесятых годах прошлого века.
    «У меня есть прекрасные инженеры и рабочие – удмурты, у меня есть прекрасные инженеры и рабочие – русские, но самые лучшие чем рабочие и инженеры татары – они такие же грамотные, но более честолюбивые и стремящиеся к успеху!». Это свидетельство того, что люди всех национальностей имели одинаковые права.
Надо сказать, что обычное было то, что народы входящие или вошедшие в русский мир, сохраняя свою культуру и привычные национальные особенности, овладевали и русской культурой, то есть становились еще богаче!
    И чтобы понять, что такое «русский мир» надо вспомнить, в том числе, историю Великой Отечественной войны, когда сотни тысяч беженцев из западных районов нашей страны нашли приют и гостеприимство за Уралом и в Среднеазиатских республиках, особенно в Алма-Ате и Ташкенте.
    Классическим примером доказательства красоты и величия русского мира являются события в Чеченской республике. Чеченскому народу удалось победить в подготовленной и развязанной Западом гражданской войне.
    После завершения победой кровопролитной гражданской войны Чеченская республика расцвела и стала неотъемлемой составной частью русского мира, причем играющую в нем активную роль.
    5. Пожалуй, самым тяжелейшим испытанием для русского мира стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг., которая являлась основной частью всей Второй мировой войны.
    На приеме в честь парада Победы в июне 1945 г. Сталин признал, что в 1942 г., когда немцы почти овладели Сталинградом войну с нами должны были вступить Турция и Япония, «у нас было отчаянное положение.»  Но, тем не менее, в ноябре того же года состоялось крупнейшее контрнаступление, приведшее к окружению, уничтожению и пленению самой крупной группировки войск, наверно, за всю историю войн (около 300 тыс. человек).
    Как, и за счет чего это произошло?
    Надо прямо сказать, что во-первых, имели место те же постоянно действующие факторы, что и в суворовские времена. Но, за исключением одного главного фактора – веры в Бога, ибо коммунисты отрицали ее. Но и без веры в Бога, русский мир победил. Дело в том, что отменяя веру в Бога, коммунисты провозгласили нравственный кодекс для советского человека, в котором утверждались принципы, сформулированные в заповедях Христа. И это было принято русским миром, при этом значительная часть народа, молча, продолжала верить…
    И во время Великой Отечественной войны произошло то, чего не было никогда ранее. Это называется, теперь, массовым героизмом. Но он не мог возникнуть ниоткуда. Ему, в историческом плане, предшествовали те же суворовские победы и вся история непобежденного Западом русского мира. И для обстановки в мире в то время (и теперь!) героизм был востребован! Не случайно в это время М. Горький написал замечательный рассказ «Старуха Изергиль», главная героиня которого сказала: «В жизни всегда есть место подвигам!» А чуть позднее уже в Советском союзе стала крылатой фраза – «У нас героем становится любой…».
    В чем же выражался этот, невиданный до этого, массовый героизм?
    Во-первых, непосредственно в оборонительных и наступательных боях на фронте! Тут надо сказать несколько слов о 1941 г. Этот год был годом тяжелейших поражений, потерь и утрат.
    Но, он также был предвестником и по своим событиям источником побед в 1945 г.
    Мы должны помнить об этом! Помнить подольских курсантов, Зою Космодемьянскую, Александра Матросова (1942 г.). Помнить надо, но важнее понимать, что эти подвиги многократно повторялись, сотни раз …
Без массового героизма мы бы не смогли победить в Сталинградском сражении, на Курской дуге, в Будапеште и Берлине.
    Однако скептики и неверующие могут сказать, а как совместить понятие массового героизма и попадании в плен миллионов красноармейцев в 1941 г.?
Надо не забывать, что в плен сдавались те части, которые не имели возможность оказывать сопротивление врагу. Достаточно вспомнить о героической обороне Севастополя. Она длилась с октября 1941 до июля 1942 г. Но в начале лета 1942 г. Севастополь был полностью блокирован немцами с суши, с моря и с воздуха. Тем не менее, еще месяц его защитники вели ожесточенную борьбу с немцами. Когда все боеприпасы были израсходованы героям пришлось сдаваться в плен, т.к. эвакуацию войск морем в тех условиях Черноморский флот осуществить не смог.
    О героизме русских можно прочитать в дневнике нашего противника, командующего немецкой группой армий «Центр» генерал-фельдмаршала Федора фон Бока:
    - 24.06.1941 г.:  Русские отчаянно сопротивляются.
    - 30.06.1941г.: Русские делают вид, будто сдаются, а потом открывают ураганный огонь.
    - 18.07.1941 г.:   Русские воюют не так, как французы, мало уделяя внимания своим флангам
    - 17.11.1941 г.:    Суть дела … заключается в том, что противник на фронте 4-й армии постоянно наращивает силы, подтягивая к своим позициям свежие, хорошо подготовленные и обученные войска.
    - 21.11.1941 г.:    «Многие лейтенанты командуют батальонами. один обер-лейтенант возглавляет полк. численность некоторых полков сократилась до 250 человек… Корпус как боевая единица больше функционировать не в состоянии. От нас по-прежнему требуют дойти до канала «Москва», не понимая того, что потом мы не сможем сделать и шагу.» (фон Бок цитирует командира корпуса).
    Следовательно, те красноармейцы, которые погибли или попали в плен в 1941 году вместе с теми, кто остался в строю, по совокупности результатов своего воинского труда до плена или гибели, исполнили свою историческую миссию: сорвали блицкриг, отстояли Москву и Ленинград и обеспечили перемещение из западных районов страны оборудование и людей оборонных предприятий на Восток, что создало необходимые условия для будущих военных успехов и Победы!
    Еще бы хотелось отметить, что если немецкие войска добравшись осенью 1941 года до окраин Москвы остановились полностью, утратив свою мощь и способность продолжать эффективную боевую работу, то советские войска подошли к Берлину, имея огромный военный опыт, прекрасное вооружение и в количестве, явно большим, чем это было необходимо для взятия Берлина.
    Другое проявление массового героизма в полном смысле этого слова, было в тылу и заключалось в неимоверном трудовом подъеме на грани самопожертвования.
Миллионы сильных и деятельных мужчин ушли в армию, на их место встали женщины, подростки и пенсионеры. Приходилось в кратчайшие сроки осваивать производственные навыки, трудиться по 12-16 часов в сутки. При этом женщинам надо было возвращаться домой к детям, а подросткам часто устраивали спальные места прямо в производственных цехах. Выживать и сохранять, при этом, силы помогала широчайшая взаимопомощь и поддержка между собой, существовавшая в такой степени только во время войны.
    В стране существовала справедливая карточная система на хлеб и другие продукты. На хлеб были отдельные хлебные карточки. Насколько помню, нормы были следующие: бойцу в действующей армии полагалось 1 кг хлеба в день, рабочему на заводе – 800-900 гр. в день, служащему – 550 гр.,  детям – 500 гр., иждивенцам – 400 гр.
    И, действительно, трудовыми героинями становились почти все. я это могу сказать о своей матери, о матери жены … Но, я лучше вспомню свою первую учительницу в деревенской школе на окраине г. Мичуринска. Школа представляла собой обыкновенную крестьянскую избу. Учительница – сорокалетняя женщина по фамилии Мжачех, была в этой школе одновременно учительницей, директором, завхозом и уборщицей. В школе было четыре класса, как положено – 1, 2, 3 и 4 и одна классная комната. Поэтому занятия проводились в две смены. В первую смену за одним рядом парт сидели ученики первого класса, за другим – третьего. Во вторую смену также – второго и четвертого. За все четыре года войны эта учительница не пришла в школу только однажды, по неизвестной нам причине, она пропустила только один день… При этом, она очень энергично вдалбливала в нас знания. И отучившись у нее 4 года и оказавшись в 5-м классе в Московской школе на Арбате, я по уровню знаний чувствовал себя среди других уверено и свободно.
А женщинам в колхозах было еще тяжелее. У них не было выходных, у них был огромный тяжелый труд каждый день. На фронте бывают передышки, перегруппировки и так далее, а в тылу у женщин этого не было.
    Я читал позорные западные небылицы о том, что колхозниц на работу выгоняли чекисты с пистолетами в руках. Но чекисты тогда занимались более серьезными делами, а в г. Клину в Московской области, уже в 60-е годы прошлого века, бывший председатель колхоза, инвалид, до этого потерявший ногу на фронте, рассказал мне, что летом он вставал в три часа утра и медленно шел по деревенской улице, стуча костылем в двери и окна домов, где жили колхозницы, а когда доходил до конца улицы и поворачивал назад, то уже видел впереди женщин, выходящих из своих домов на работу. Прогулов и симуляций не было.
    Я возмущен тем, что трудовой подвиг десятков миллионов советских женщин забыт. О нем никто не вспоминает, а ведь, их роль в Победе была такой же великой и необходимой, как и роль солдат и офицеров на фронте. И у меня уже нет надежды на то, что тем женщинам поставят памятник рядом с могилой Неизвестного солдата в Москве.
    Да, конечно, и в других странах было много героев. Я прочитал несколько книг о войне США и Японии в это же время, когда шла и наша война. Там американские летчики мужественно сражались с японцами в воздушных боях прямо над Тихим океаном, понимая, что при повреждении самолета спастись в океане практически почти невозможно. Для этого требовалось большое мужество, и оно у американцев было, но это, конечно, не могло быть массовым явлением в силу относительно малого количества пилотов, оно измерялось тысячами, а не миллионами.
Таким образом, массовый народный героизм – это одна из центральных особенностей русского мира, героического по своей истории и по своей сути.
    Надо прямо сказать, что именно следствием героизма русского мира, благодаря действиям его победоносной армии осенью 1945 года был освобожден Северо-восточный Китай. И, затем,  русский мир, несмотря на свое разрушенное войной народное хозяйство, стал энергично помогать китайскому народу, можно сказать, китайскому миру в материально-техническом плане, создав условия для образования Китайской народной республики. А этот исторический факт окончательно установил вектор дальнейшего развития человеческой истории. Сегодня это стало совершенно очевидным.
    6. И последнее, что я еще могу сказать о русском мире – это об отношении к побежденным.
    Так называемый, цивилизованный Запад руками цивилизованных французов, представителями народа Жанны Д’Арк, Вольтера, Робеспьера и Виктора Гюго разграбили в 1812 г. Москву, а руками цивилизованных немцев, народа Канта, Гегеля, Гете и Маркса, совершали во время Великой Отечественной войны, невиданные до этого, чудовищные преступления против русского мира, грабя и уничтожая его на временно оккупированных территориях.
Но русский мир и русское воинство, имея в душе и в сознании право на отмщение, не стало мстить ни во время Великой отечественной, ни во время Отечественной войны 1812 г.
    Российская армия, вошедшая в Париж в начале 1814 г., не сожгла и не разграбила его. Город остался невредим и жил обычной жизнью, но с серьезными гостями. Французское общество оказалось достаточно гостеприимным, а прекрасная половина французского народа была готова общаться с гостями-победителями. Но нормальные человеческие отношения между мужчиной и женщиной во все времена и у всех народов требовали денежных средств. И парижские банки охотно давали русским офицерам кредиты. Довольно скоро настало время русской армии возвращаться на Родину. У господ русских офицеров денег на возврат долгов парижским банкам не было. Казалось, без Императора этот вопрос решать было невозможно. Но командующий русским корпусом Воронцов продал имение Круглое в Могилевской губернии, которое досталось ему по наследству от тетки, и расплатился за офицеров с Парижскими банками.
    Гораздо более сложная, масштабная и трагическая ситуация сложилась с разрушенным и побежденным Берлином в 1945 г. Армии пришлось кормить голодных немцев. Сталин приказал отправить большое количество продуктов питания, хотя в самом Советском Союзе ситуация с продовольствием была напряжённая. Люди жили в режиме постоянного недоедания. Народ и армия, русский мир помогал восстанавливать и нормализовать жизнь в Берлине и во всей, наиболее разрушенной, Советской зоне оккупации Германии, потому что в ней велись самые разрушительные сражения на заключительном этапе войны.
    Советские комендатуры с преданными им частями и подразделениями в 1945 и последующих годах вместе с немецкими специалистами провели колоссальную работу по восстановлению разрушенной инфраструктуры немецких городов и поселков. Об этом советский писатель Эммануил Казакевич написал замечательную повесть «Весна на Одере».
    История не знает подобных примеров помощи побежденному народу со стороны народа-победителя. Но, такова была философия русского мира.
    Знаменателен, при этом, такой факт. В последние месяцы войны многие немцы, боясь русских, старались уехать в Западную часть Германии, чтобы сдаться американцам или англичанам. И произошло следующее: если сдавшиеся русским немцы (имеется ввиду военнослужащие, прежде всего) размещались в специально подготовленных лагерях с режимом, соответствующим международным конвенциям и положениям, то в Западной зоне оккупации наши союзники оказались не готовы к содержанию большого количества военнопленных. И это обернулось сотнями тысяч смертей от голода в их зонах.
    … Летом 1944 г. в ответ на появившееся в западной прессе публикации о том, что русские травят военнопленных немцев, Сталин приказал показать их народу и в одно из воскресений в Москве по Садовому кольцу прошли под конвоем десятки тысяч пленных солдат, офицеров и генералов. Хмурые люди, в военной форме шли молча и так же молча собравшиеся москвичи смотрели на своих обезоруженных врагов.
Пленных было много, а конвоиров мало. Это были самые молодые русские, можно сказать, солдатики с русскими трехлинейными винтовками наперевес.
    Я спросил тогда у матери: почему они не разбегаются. Она ответила сразу, быстро и четко:
    - Потому, что они содержатся в приличных условиях и знают, что после войны их отправят обратно, в Германию …
    Но мы не только содержали военнопленных, мы их учили и, кроме того, они работали над восстановлением разрушенных зданий или на строительстве новых.
Мы перековали немецкого генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса из фашиста в социал-демократа. В Красногорске Московской области в лагере для военнопленных была создана школа, в которой обучали военнопленных, в том числе, истории и основам марксизма-ленинизма.
    То же было и на Дальнем Востоке. Я был знаком с советским генералом, который, участвуя в десантной операции во время последнего аккорда Второй мировой войны, пленил императора, созданного Японией государства – Маньчжоу-Го. Его звали Пу И, и я с интересом, однажды, прочитал, что он регулярно получал пятёрки по основам марксизма-ленинизма в школе для военнопленных.
    Кстати, следует отметить, говоря об отношении к военнопленным, что по опубликованным данным из Советского плена вернулись в Германию более 70% пленных, а из немецкого вернулись менее 30 %.
    7. Таковы только некоторые, отдельные черты русского мира, которые усвоил обычный рядовой русский человек.
    А есть, еще, необыкновенная культура русского мира, замечательная во всех своих проявлениях, есть философия русского мира и есть еще очень многое, чем может гордиться русский мир.
    Очевидно, что русский мир очень нужен человечеству, но его стараются погубить!
    У него оказалось много врагов, которым он не делал зла. И он вновь, как это было многократно, в последнюю тысячу лет, переживает опасный период ожесточенной борьбы за свое существование. Эта борьба и победа в ней еще потребуют колоссальных усилий, т.к. она ведется на два фронта: с фашизмом,   как с внешним врагом и с русофобией, как с внутренним.
Тысячелетняя история русского мира позволяет рассчитывать на его очередную победу над злом.


Рецензии