О действительной свободе человеческой. - Мысль
«Лучше быть сотрудником, нежели мёртвым орудием всеблагого Промысла».
«Действительным носителем полной свободы, и внутренней, и внешней,
может быть только тот, кто внутренне не связан никакою внешностью,
кто, в последнем основании, не знает другого мерила суждений и действий,
кроме доброй воли и чистой совести».
Владимир Соловьёв «Оправдание добра»
О С В О Б О Д И Т Е Л Ь Н Ы Е У З Ы
Действительно свободен тот, и только тот, человек, который действительно
д о б р о в о л ь н о пребывает Благим, Истинным и Прекрасным и, пребывая
таковым, всегда д о б р о в о л ь н о живёт и всегда д о б р о в о л ь н о действует,
во-первых, Благо, т. е. в Добре, во-вторых, Истинно, т. е. в Правде, и, в-третьих,
Прекрасно, т. е. в Красоте. (Всё это и есть именно то, что на библейском языке
именуется – по отношению к человеку – образом Божиим и подобием Божиим.)
Что значит пребывать Благим, Истинным и Прекрасным?
Это значит безусловно исполнять Волю БОЖИЮ и тем самым безусловно л ю б и т ь:
во-первых, любить БОГА ТРОИЦУ, во-вторых, любить Человека и Человечество
и, в-третьих, любить всё Живое, т. е. всю ту Живую Среду, в которой живёт
и с которой взаимодействует как Человек, так и Человечество. (Всё это и есть
именно то, что разумеется под вечным уподоблением образу Божию, т. е. вечным
стремлением ко всецелому обретению Чистоты и Полноты образа Божия и тем
самым подлинному животворящему достижению действительного подобия Божия.)
Свидетельство о публикации №224020901151
Вопрос о человеческой свободе на каком-то этапе своего развития задаёт, наверное, каждый из нас. И в меру этого развития отвечает на него.
Ответ, который дал Владимир Соловьев:"...кто внутренне не связан никакою внешностью, кто, в последнем основании, не знает другого мерила суждений и действий, кроме доброй воли и чистой совести", - достаточно полный на мой взгляд.
Уже из этого ответа следует, что свободных людей практически нет.
Т.к. редкий человек внутренне, а иногда и внешне не связан никакою внешностью.
Действительно свободный человек - это более высокая ступень свободы. Так мне кажется?
При этом человек доб р о в о л ь н о пребывает Благим, Истинным и Прекрасным и, пребывая
таковым, всегда д о б р о в о л ь н о живёт и всегда д о б р о в о л ь н о действует,
во-первых, Благо, т. е. в Добре, во-вторых, Истинно, т. е. в Правде, и, в-третьих,
Прекрасно, т. е. в Красоте.
То есть он действительно становится образом Божиим и подобием Божиим...
И в комментариях Вы, Владимир, написали об этом более подробно и необычно, мне думается, что это достойно отдельной Вашей мысли:
"... Итак, Благо-Истина-Прекрасное суть Статическо-Созерцательные Божественные Качества; Добро-Правда–Красота суть Динамическо-Творческие Божественные Качества...
.... Можно даже, с известным допущением, сказать, что Благо-Истина-Прекрасное суть Ц е л ь (И д е а л),
а Добро, Правда и Красота суть Средства для движения к этой Ц е л и для Е ё достижения."
ОЧЕНЬ ХОРОШО!
Спасибо Вам от сердца, с искренней благодарностью и признательностью, Светлана 💕
Лана Вальтер 26.04.2024 13:36 Заявить о нарушении
(Задержался с ответом. Давно сюда не заходил.)
Полагаю, что действительно Божественно Свободно на этой земле за всё время её существования
было (и есть, и будет) только одно Живое Существо, а именно БОГОЧЕЛОВЕК Иисус Христос.
СВОБОДА БОГОЧЕЛОВЕКА есть Идеал и Пример для свободы земного (падшего) человека.
И это значит, что если земной человек жаждет достижения подлинной свободы,
то у него нет иного – лучшего – пути к этой цели, кроме как пути уподобления
своей свободы СВОБОДЕ БОГОЧЕЛОВЕКА. И если именно такая цель поставлена человеком,
то он обязан изыскивать для её (вечного) достижения соответствующие средства.
Вот именно об этом я и написал в данной моей миниатюре.
Светлана, Вы заметили в своём отклике, что свободных людей практически нет.
Со своей стороны, я полагаю, что Вы одновременно и правы и не правы.
Разумеется, БОГОЧЕЛОЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДОЮ не обладает ни один земной человек.
И тем не менее всякий земной человек обладает той или иной человеческой свободой.
Всякий в той или иной мере свободен. А как каждый из нас распоряжается этою
своею свободою, можно достаточно адекватно судить по нашим делам и поступкам,
совершаемым нами в течение нашей земной жизни. Тут главное (в суждении) – избрать
для суждения наиболее подлинные ж и в ы е критерии.
И об этом я тоже написал в этой моей миниатюре.
К сказанному здесь я хочу ещё добавить одно соображение.
Обладание подлинною свободою всегда требует от человека
реальной жертвы, реального самопожертвования, а именно:
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ должно постоянно овладевать человеческим,
т. е. отвоёвывать человека у его эгоизма-эгоцентризма.
Человеческое должно претворяться в БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ.
Это и есть именно то, что именуется несением своего креста.
Сердечно благодарю Вас, Светлана, за искренний и раз/умный отклик!
С душевной призательностью,
Владимир Астраков 12.05.2024 12:01 Заявить о нарушении
Рада ему и Вашему визиту.
Понимаю, что Вы имеете в виду под истинной свободой и, конечно, согласна, что какой-то свободой каждый из нас обладает, даже если это всего два варианта
Благодарю Вас от души и всего Вам самого доброго, Светлана
Лана Вальтер 12.05.2024 16:35 Заявить о нарушении
Здесь, очевидно, человеческое преображается в богочеловеческое, по смылу (Мф.17:2)
Марина Северчанская 31.07.2024 08:56 Заявить о нарушении