О действительной свободе человеческой. - Мысль

9  февраля  2024  года

          «Лучше  быть  сотрудником,  нежели  мёртвым  орудием  всеблагого  Промысла».
          «Действительным  носителем  полной  свободы,  и  внутренней,  и  внешней,
          может  быть  только  тот,  кто  внутренне  не  связан  никакою  внешностью,
          кто,  в  последнем  основании,  не  знает  другого  мерила  суждений  и  действий,
          кроме  доброй  воли  и  чистой  совести».
               Владимир  Соловьёв  «Оправдание  добра»

О  С  В  О  Б  О  Д  И  Т  Е  Л  Ь  Н  Ы  Е     У  З  Ы

Действительно  свободен  тот,  и  только  тот,  человек,  который  действительно
д о б р о в о л ь н о  пребывает  Благим,  Истинным  и  Прекрасным  и,  пребывая
таковым,  всегда  д о б р о в о л ь н о  живёт  и  всегда  д о б р о в о л ь н о  действует,
во-первых,  Благо,  т. е.  в  Добре,  во-вторых,  Истинно,  т. е.  в  Правде,  и,  в-третьих,
Прекрасно,  т. е.  в  Красоте.  (Всё  это  и  есть  именно  то,  что  на  библейском  языке
именуется  –  по  отношению  к  человеку  –  образом  Божиим  и  подобием  Божиим.)

Что  значит  пребывать  Благим,  Истинным  и  Прекрасным?
Это  значит  безусловно  исполнять  Волю  БОЖИЮ  и  тем  самым  безусловно  л ю б и т ь:
во-первых,  любить  БОГА  ТРОИЦУ,  во-вторых,  любить  Человека  и  Человечество
и,  в-третьих,  любить  всё  Живое,  т. е.  всю  ту  Живую  Среду,  в  которой  живёт
и  с  которой  взаимодействует  как  Человек,  так  и  Человечество.  (Всё  это  и  есть
именно  то,  что  разумеется  под  вечным  уподоблением  образу  Божию,  т. е.  вечным
стремлением  ко  всецелому  обретению  Чистоты  и  Полноты  образа  Божия  и  тем
самым  подлинному  животворящему  достижению  действительного  подобия  Божия.)


Рецензии
Добрый день, Владимир!

Вопрос о человеческой свободе на каком-то этапе своего развития задаёт, наверное, каждый из нас. И в меру этого развития отвечает на него.

Ответ, который дал Владимир Соловьев:"...кто внутренне не связан никакою внешностью, кто, в последнем основании, не знает другого мерила суждений и действий, кроме доброй воли и чистой совести", - достаточно полный на мой взгляд.

Уже из этого ответа следует, что свободных людей практически нет.
Т.к. редкий человек внутренне, а иногда и внешне не связан никакою внешностью.
Действительно свободный человек - это более высокая ступень свободы. Так мне кажется?

При этом человек доб р о в о л ь н о пребывает Благим, Истинным и Прекрасным и, пребывая
таковым, всегда д о б р о в о л ь н о живёт и всегда д о б р о в о л ь н о действует,
во-первых, Благо, т. е. в Добре, во-вторых, Истинно, т. е. в Правде, и, в-третьих,
Прекрасно, т. е. в Красоте.
То есть он действительно становится образом Божиим и подобием Божиим...
И в комментариях Вы, Владимир, написали об этом более подробно и необычно, мне думается, что это достойно отдельной Вашей мысли:

"... Итак, Благо-Истина-Прекрасное суть Статическо-Созерцательные Божественные Качества; Добро-Правда–Красота суть Динамическо-Творческие Божественные Качества...
.... Можно даже, с известным допущением, сказать, что Благо-Истина-Прекрасное суть Ц е л ь (И д е а л),
а Добро, Правда и Красота суть Средства для движения к этой Ц е л и для Е ё достижения."

ОЧЕНЬ ХОРОШО!

Спасибо Вам от сердца, с искренней благодарностью и признательностью, Светлана 💕

Лана Вальтер   26.04.2024 13:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
(Задержался с ответом. Давно сюда не заходил.)

Полагаю, что действительно Божественно Свободно на этой земле за всё время её существования
было (и есть, и будет) только одно Живое Существо, а именно БОГОЧЕЛОВЕК Иисус Христос.

СВОБОДА БОГОЧЕЛОВЕКА есть Идеал и Пример для свободы земного (падшего) человека.
И это значит, что если земной человек жаждет достижения подлинной свободы,
то у него нет иного – лучшего – пути к этой цели, кроме как пути уподобления
своей свободы СВОБОДЕ БОГОЧЕЛОВЕКА. И если именно такая цель поставлена человеком,
то он обязан изыскивать для её (вечного) достижения соответствующие средства.

Вот именно об этом я и написал в данной моей миниатюре.

Светлана, Вы заметили в своём отклике, что свободных людей практически нет.
Со своей стороны, я полагаю, что Вы одновременно и правы и не правы.
Разумеется, БОГОЧЕЛОЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДОЮ не обладает ни один земной человек.
И тем не менее всякий земной человек обладает той или иной человеческой свободой.
Всякий в той или иной мере свободен. А как каждый из нас распоряжается этою
своею свободою, можно достаточно адекватно судить по нашим делам и поступкам,
совершаемым нами в течение нашей земной жизни. Тут главное (в суждении) – избрать
для суждения наиболее подлинные ж и в ы е критерии.

И об этом я тоже написал в этой моей миниатюре.

К сказанному здесь я хочу ещё добавить одно соображение.
Обладание подлинною свободою всегда требует от человека
реальной жертвы, реального самопожертвования, а именно:
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ должно постоянно овладевать человеческим,
т. е. отвоёвывать человека у его эгоизма-эгоцентризма.
Человеческое должно претворяться в БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ.
Это и есть именно то, что именуется несением своего креста.

Сердечно благодарю Вас, Светлана, за искренний и раз/умный отклик!

С душевной призательностью,

Владимир Астраков   12.05.2024 12:01   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Владимир, за столь развёрнутый и подробный ответ.
Рада ему и Вашему визиту.
Понимаю, что Вы имеете в виду под истинной свободой и, конечно, согласна, что какой-то свободой каждый из нас обладает, даже если это всего два варианта

Благодарю Вас от души и всего Вам самого доброго, Светлана

Лана Вальтер   12.05.2024 16:35   Заявить о нарушении
Два варианта выбора

Лана Вальтер   12.05.2024 16:36   Заявить о нарушении
Владимиру 12.05.2024 12:01

Здесь, очевидно, человеческое преображается в богочеловеческое, по смылу (Мф.17:2)

Марина Северчанская   31.07.2024 08:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.