Театральный разъезд

 
    Сцена в театре  является местом повышенного внимания, достаточно травматическим. Здесь нужно ухо держать востро! Но служители Апполона порою забывают о технике безопасности на сцене и чувствуют себя в театре или оркестровой яме почти как дома! В этом убедилась сама на одном из спектаклей в театре Оперы и балета Удмуртской республики.
     Это был год 1995. Весна. Цвела сирень,благоухали весенние цветы, в руках зрителей, в зале находилась  делегация США. Для иностранцев  давали оперу знаменитого земляка  - ,, Евгений Онегин,,! Татьяну Ларину исполняла  заслуженная артистка УР Татьяна Силаева, Ленского пел  артист В. Демин, оркестром же руководил опытный дирижёр! Вспоминаю имена дирижеров того времени. Г. Бехтерев, С. Разенков, Л. Казберов.О Сергее Разенкове хочется сказать    отдельно.
     Сергей Алексеевич Разенков закончил два факультета Уральской государственной консерватории им. М. Мусоргского: дирижерско-хоровой и факультет оперно-симфонического дирижирования. Класс профессора И. М. Павермана. Причем, как рассказывал сын прославленного дирижера, преподаватель зарубежной литературы Валерий Паверман, у которого  мне довелось учиться в Уральском государственном университете, Сергей Разенков был не просто одаренным студентом,  позже - прекрасным дирижёром и любимым учеником его отца И. Н. Павермана! Последний же был выпускником МГК им. П. И. Чайковского и толк в дирижёрах знал! Работал Разенков главным дирижёром в театрах оперы и балета: Челябинска, Карелии, Удмуртии, Якутии. Осуществил 30 программ симфонической музыки.
Выступил с Дальневосточным симфоническим оркестром в Хабаровске, Владивостоке,  Китае.
Являлся номинантом  IV-го всероссийского фестиваля «Золотая Маска» в номинации «Работа дирижера в опере».Большинство поставленных им спектаклей получили высокую оценку критики, общественности, зрителей.
   И вот, представьте, опытный, заслуженный дирижер, в середине спектакля, на котором присутствует иностранная делегация США, при полном зале, на самом лирическом месте, когда Ленский собирается петь одну из своих арий, с треском и грохотом падает в оркестровую яму!
   Глаза Ленского на сцене округлились до невероятных размеров, певица, исполнявшая Ларину, забыла закрыть рот  и косилась в оркестровую яму, откуда доносились совсем не музыкальные звуки. Коллеги по цеху волоком тащили дирижера подальше от зрителей. 
    На несколько секунд в зале воцарилась гробовая тишина. Но появившийся из оркестровой ямы   чешского производства смычок первой скрипки, взявшей на себя функцию дирижёра, продолжил спектакль. Вот, уж действительно,нарочно не придумаешь!
     Но нет, Разенков с его талантом, профессионализмом, опытом вряд ли мог позволить пропустить в театральном буфете рюмочку,  другую коньяка в антракте, в столь ответственный момент. Надо сказать, что Сергей Разенков и Л. Г. Казберов внешне  имели некоторое сходство, особенно за дирижерским пультом! Оба носили фрак с расходящимися фалдами,  обладали светлой волнистой шевелюрой и средним ростом.
Был в ту пору в театре  ещё один дирижер, кажется, Э.В.Розэн.А впрочем, не будем переходить на личности, падение или травма артиста на сцене не такая уж редкость и в наше время.
   Была у меня в подруга -  заслуженная артистка драматического театра Танечка Князева, жена режиссера Фараджулаева. Она была родом из Алнашского района Удмуртии. После окончания театрального институт Екатеринбурга, работала в ТЮЗЕ Екатеринбурга, затем, вернулась в Удмуртию в русский драматический театр. Она была яркая, остро характерная актриса. Мы подружились. Она оказалась прекрасной хозяйкой, мамой двоих сыновей. О своей работе Татьяна Князева говорила, что профессия у нее бесстыжая, так как приходится идти на всякие ухищрения, чтобы заинтересовать зрителя. Одна из таких мизансцен в спектакле обошлась актрисе падением в оркестровую яму. Конечно, оркестра там не было, театр драматический, но реквизит стоял и травму позвоночника она получила. С тех пор, превозмогая боль  спины, заслуженная артистка Татьяна Князева каждый раз выходила на сцену.
     Надо сказать, что искусство требовало жертв, не только от актеров, балерин, дирижеров...
Падали на сцене и труженики невидимого фронта. Речь идет о художниках и костюмерах, работниках обувного цеха!
     На одном из спектаклей драмтеатра, на сцену пригласили главного художника. Мужчина был высокий, интересный, слегка под шафе от успеха... На поклонах артистов, он стоял на втором плане , рядом с задником... Мало кто заметил, как в свете рампы его высокая стройная фигура слегка покачнулась и плашмя упала на сцене... Коллеги - артисты, как по команде, подхватили художника и ровным театральным шагом унесли за кулисы!
У каждого свой путь в жизи!


Рецензии