работа со словом... школа...

Лексико-тематические группы в интегрированном курсе гумаитарных дисциплин и работа со словом.

Принцип, избранный нами при проведении интегрированного курса, предполагает тематический отбор лексического материала для углублённой
работы со словом и соответствующими грамматическими понятиями в контексте истории русской культуры.
Современные учебники и школьные комплексы по русскому языку практически не предусматривают такого подхода, так как они ориентированы в первую очередь на словарно-орфографическую работу и усвоение правил орфографии и пунктуации.
В 5 классе в соответствии с темами «Природа», «Дом», «Семья», «Фамилия» ведётся многоплановая работа над лексическими блоками. На занятиях изобразительным искусством и МХК ученики «рисуют» слово с целью прочувствовать, «увидеть» его внутреннюю форму, услышать его звучание.
Отобранные в блоки слова становятся ключевыми в теме или в особой коммуникативной ситуации.
Параллельно работе над «зрительностью» слова продолжается работа над значением и толкованием общеупотребительных слов и диалектизмов, обращение к этимологии слова. Особенно это касается трудных русских слов с традиционными написаниями и заимствований ( праздник – праздный – порожний; календарь – календы). Один из эффективных приёмов в тематически организованной лексической работе  - обращение к корневому гнезду с использованием словаря ( «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля).
Для таких слов ученики завели специальный словарик.
Словарно-орфографическая работа сочетается с грамматическим анализом.
Изучение лексики по тематическим группам  служит базой для детских творческих работ изобразительного и речевого плана (сочинения-миниатюры по ключевым словам). Очень перспективной предоставляются такие работы в области этимологии.
Многоплановая работа над словом в интегрированном курсе, когда слово изучается, исследуется со всех сторон, а не только со стороны орфографии и грамматики, углубляет знания о языке как живом процессе и позволяет логично сочетать лингвистический анализ на базе фундаментальных понятий языкознания с региональным и культурологическим аспектом.

Из опыта практической работы по интегрированному курсу. Тезисы. 1995 год.


Рецензии