Что такое талант, или кем был А. С. Малиновский

Знаете, нужно проникнуться творчеством, нужно дышать им. Но тут не подходит слово «нужно». Александр Станиславович  Малиновский пел для нас, он не рассматривал свое творчество, как обязанность, как необходимость, как работу. Он дышал строчками. Его стихи – воздух для него. Его слова как лесной аромат ели.
Веретено слов закручивается - и сплетается  гнездышко новых смыслов, красивых метафор, сказочных эпитетов.  Спокойно душе от прочтения стихов о природе, о родном крае. Замирает сердце, будто хочет догнать ту «пепельную белку», о которой пишет Малиновский.
В творчестве Александра Станиславовича переплетается философская нить жизненных обстоятельств с любовью, которая лечит. Любовь, как та белка, перескочит с ветки на ветку, отрехнется от пушистого и мокрого снега, спрячется к себе в уютное дупло и радостно вздохнет, потому что любовь не видит преград, не чувствует холода и находит счастье в себе самой. Любовь не только слышит, но и слушает успокаивающее пение птиц, а красоту мира любовь видит во всем: в каждом многогранном колоске, колышущемся на ветру, в каждом прозрачном листочке, трепыхающемся в полете до земли, в каждой снежинке, упавшей на варежку…
Прости, Матушка Природа, что не видим твоих чудес. Александр Станиславович познал их, кажется, все… Он так талантливо описал твои невероятные мысли, твою суть… Невозможно, казалось бы, прочитать мысли самой Природы, но каким-то чудесным образом Малиновский заглянул в голову самой Матушки Природы, он растворился в ней, в ее мыслях, в ее мечтах. Зимой ей хочется, чтобы снежное покрывало быстрее уже стянули с ее горных плеч, а летом ей так жарко, что, наоборот, хочется, быстрее накрыться этим снежным покрывалом. Но в этом и есть вся ее женская сущность. У капризной женщины семь пятниц на неделе. Именно поэтому и смена погоды такая неожиданная порой: то в слезы она кидается,  то  через пять минут улыбается…
Невозможно оставаться равнодушным, читая строчки этого великого человека. Кто-то, может, скажет, что первый раз слышит о нем. Это же не Пушкин, не Лермонтов, не Есенин. Но поверьте, слава и признание приходит к человеку лишь после его смерти. И даже не одно столетие должно пройти, прежде чем читатели в полной мере проникнутся волшебством слов, складывающихся в узор повествования или описания. Только время – главный показатель таланта автора: когда тысячи рецензий на его творчество напишут критики, когда в школе будет не одно поколение учить его стихи наизусть, а его рассказы войдут в  обязательную программу школ, тогда и станет его имя в одну строку с величайшими писателями, такими, как Достоевский, Толстой и Чехов. А пока эта история лишь пишется здесь и сейчас, начиная с этой моей рецензии и с других таких же подобных ей.
Главное качество Александра Станиславовича Малиновского – умение передавать его силу любви читателям. Формула передачи этой любви очень простая: сохраненная энергии любви в сердце, помноженная на константу доброты равна  бесконечному потоку искренних строчек, проникающих прямо в глубину души.
Давайте на минутку подумаем, зачем писатель творит? Почему поэт не может не писать своих стихов? Для чего необъяснимый поток мыслей проходит сквозь писателя и выливается на бумагу? Кому пишет Автор? Какая цель им движет?
Представим себе ситуацию, если бы Малиновский не написал бы своих произведений? Вот ходил бы просто и восхищался природой, ее красивыми пейзажами, но не передавал бы свои чувства читателю? Зачем писать и кому это нужно?
Я расскажу сейчас одну интересную историю, немного отступив от темы касательно самого Малиновского, но  придерживаясь его любимой темы таланта в принципе. Однажды, когда мне было лет семь -восемь, я увидела в небе лучезарное облако. Оно было окутано тайной. Облако было серым в своем обрамлении, но оно все равно светилось. Это необычное облако заворожило меня настолько, что я прибежала домой и тут же нарисовала его. Это был творческий порыв, это было невыразимое счастье для меня нарисовать то облако. Я побежала потом к маме, к бабушке, к дедушке. Я показывала им свое облако так, будто я нарисовала какую-то истину, о которой они не знали, но должны узнать от меня. Они лишь кивали в ответ, что облако похоже на облако, что облака именно такие. Но для меня это облако было самым необычным на свете, самым волшебным. Я потом долго еще искала такие же облака, но даже сейчас я понимаю, что такие красивые пейзажи – очень большая редкость. И взрослые не восхищаются лучезарными облаками, как это делают дети. Детское видение мира исчезает с годами, и все мы знаем, почему. Я перестала искать свое облако где-то в 17 лет. Философским смыслом наделен стих, который я написала в подростковом возрасте.
Оболочка ненужных видений
Истончается, как облака.
В водопаде безумных решений
Начинается путь в Никуда.
Облака стали ненужным видением. И решение их рисовать стало безумным. Но тогда я остановилась в некой точке:
Как тесен мир, в котором я живу;
А я хочу свободу за чертою.
Но все пути отрезаны, стою…
И верю в бесконечность за чертою.
То есть, как и любой другой писатель, поэт, художник, я видела, что для меня этот мир не может быть однообразным. Я хотела показать это другим, но видела, что они не испытывают интереса к тому другому миру, который видела я. Но желание показать мир своими глазами было непреодолимо…
 Рано или поздно каждый, у кого есть дар видеть то, чего не замечают другие, приходит к мысли, что он не может держать это в себе. Даже если на какое-то время закрывать в себе этот дар, потому что хочется быть, как все, и не выделяться, но вечно быть в клетке, сидеть на жердочке и не летать очень сложно. И именно с чувством полета можно сравнить процесс творчества.
Но вернемся к Александру Малиновскому, который очень талантливо стер грань между поэтическим и прозаическим.  В этом и есть дар Художника, когда муравьишка становится Гераклом, а дятел - лекарем, когда осень превращается в Шамаханскую царицу, а лето ассоциируется со скрипкой кузнечика, играющего  праздничную кантату Баха.
Но не только про природу писал Александр Станиславович, писал он также горькую правду жизни. Без прикрас, без метафор, рубил с плеча. Описывал жизнь и события в деревнях как есть, чтобы городские знали, что деревенские дома и школы деревянные, потому каждый день рискуют сгореть… Ничего тут сверхъестественного нет. И про талант тоже он не забыл сказать, что и в деревнях таланты рождаются сплошь да рядом. Как, впрочем, доказал он этот факт и тем, что отстаивал признание икон Журавлева, как много времени посвятил он этой главе своей жизни в прямом и переносном смысле. Удивительно, ведь если бы не Малиновский, то никто бы почти ничего про Журавлева не знал. Никому и дела бы никакого не было, кто был этот безрукий и безногий иконописец и где сейчас его иконы.
Грустно, но в этом тоже своя горькая правда, насколько люди безразличны к судьбам других. Малиновский упоминал о том, что такие, как Журавлев, милостыню просят с протянутой рукой. Но вопреки устоявшемуся мнению,  Журавлев зарабатывал на жизнь с кисточкой в зубах, рисуя картины и продавая портреты, а в тяжелые времена он выживал благодаря выписанному царскому пособию Николая II, который заказывал у него семейные портреты и был впечатлен талантом безрукого и безногого художника. И волей-неволей понимаешь, что во все времена были люди, которым физические недостатки не мешали добиваться своих целей, а их талант находил способ самовыражения.
В творчестве Малиновского каждое слово кричит о том, как он любил жизнь, как любил людей, как ценил свое присутствие в этом мире. И мир отвечал ему. Отвечал так, будто сливался воедино с ним. Отвечал, потому что верил, что Малиновский прочувствует. Жил на одном ритме с Миром, на единой волне, когда все живое как целый организм, вся планета как общее дыхание.  Малиновский выражал то, что хотела бы сказать нам вся Земля, будто был переводчиком с такого знакомого языка птиц и зверей, деревьев и цветов, дождя и ветра... Все мы слышим этот язык, но не понимаем его. Он же понимал и переводил нам этот язык звуков Природы. Переводя дыхание, Природа то стонала, то радостно кричала. Иногда взрывалась вулканами, но чаще пела песней соловья.
У Матушки Природы много талантов. Главный талант ее – открывать и вдохновлять  другие таланты. И если кто не видит в себе талантов, то нужно прочитать Малиновского, дабы понять, что пытается сказать нам наша Земля. Не нужно искать, нужно слышать Природу. Она и есть ключ к познанию самого себя.
Будет время все понять только в слиянии с природой. Александр Малиновский был безумно благодарен судьбе, что жил в деревне. Деревня подарила ему эту неуловимую взаимосвязь с солнцем, небом, землей, деревьями, животными, особенно с конями, любовь к которым у него появилась от деда-конюха, с которым он по две-три недели жил в лесу. Живя в городе, люди далеки от тайн мироздания, далеки от ощущения чуда, точнее они забывают среди многоэтажек, что мир живой природы удивителен.
Благодаря своему слиянию с Природой Малиновский стал изобретателем: более двадцати его изобретений нашли применение в производстве. Выбор профессии инженера для него был неизбежен, наверное. Природа всегда толкала людей на изобретения: восторгающие глаз крылья бабочки, паутинки-сети, парашютики-одуванчики, павлиний хвост воланчиком, кошачий глаз, способный отражать свет в темноте… Как тут оставаться равнодушным, если так и хочется что-нибудь изобрести!
Как же все было интересно этому человеку, и как он заинтересовывал других. Например, когда Александр Станиславович  узнал, что  даже самарцы не знают исток реки Самары, то отправился в настоящую мини-экспедицию, итогом которой стала книга «В плену светоносном». Очень примечательна его фраза, что река петляла, «как голубая светоносная артерия». Подробно описав, где находится исток, как он его нашел, Малиновский также нарисовал карту. Получается, что эта светоносная артерия вдохновила его, писателя, исследователя, изобретателя, стать картографом и краеведом.
 После того, как книга вышла в свет, уже не один краеведческий отряд дошел до истока реки Самары. Малиновский заставлял людей видеть то, что видел сам. Он, как поводырь, вел читателей, говоря им, что они слепы, но могут прозреть, если станут верить в то, что есть нечто большее, чем просто зеленая трава и засохшая, в трещинах, земля. Как проводник, Александр Станиславович, привел читателей к прекрасному - к речке, которая хвасталась не  своей многовековой историей, а журчала о том, сколько песен спели ей птицы. Малиновский пытался донести мысль, что, конечно, хорошо читать книги, представлять в своем воображении, что есть такая река, но, не увидев реку, не познакомившись с ней, не услышав ее журчание, не сроднишься с ней, не сможешь осознать биографию без близкого общения, не составишь свой портрет по чужому портрету. Всегда, читая книгу, ты видишь глазами автора, либо его героев, но никогда не видишь так, как если бы ты сам через это прошел. Это всего лишь иллюзия опыта. Но настоящий истинный опыт дает нам реальный мир. Книги учат нас видеть, не видя, и слышать, не слыша. Природа учит нас воспринимать жизнь в ее первозданном совершенстве.
Что хочется еще раз подчеркнуть, это то, что, читая произведения Малиновского, очень хочется перенять у него тот опыт, который он проживает всей душой.   
Александр Станиславович умел делиться своим опытом, заражая читателя своим желанием познания мира через себя и познанием себя через мир.   Даже есть такой момент, что Природа дает тебе ключ к тому, как из грусти, обиды, злости выйти в противоположное гармоничное радостное состояние. Есть энергия у Природы, которой она готова с каждым поделиться. Наполниться этой энергией легко. И тому подтверждающим примером является сама личность Александра Станиславовича Малиновского. Он успевал работать на заводе на руководящей должности, писать при этом рассказы, стихи. Успевал преподавать в университете, изучать иконы Журавлева, быть краеведом, изобретателем, ученым, получать десятки премий в области литературы, инженерии. И душа его продолжала гореть творческими идеями. Природа его заряжала энергией, он, в свою очередь,  передавал эту энергию своим читателям, слушателям. Безвозмездно отдавал,  не требуя взамен почестей, благодарностей. Хотя они сами его находили, но важнее было для Малиновского другое – убедить людей в исключительной важности Природы, приобщить их к этому удивительному миру бесчисленного разнообразия видов и форм. Природа дарит бесконечное слияние души с чем-то необъяснимо прекрасным, когда мы не можем выразить словами то чувство гармонии и умиротворения, которое разливается по всему телу от ощущения себя частью этого мира, когда мы восторгаемся фейерверком снежинок, искрящихся на солнце, или стремительностью водопада, клокочущего и танцующего в горах. Это и называется экологией души, когда внешний мир Природы проникает в наш внутренний мир и наши мысли совпадают с замыслами Творца относиться бережно и с любовью ко всему живому. Этот опыт бесценен. И Малиновский не мог не получить признания и остаться незамеченным, ведь Дух Земли  благословил его на передачу опыта общения с Природой современникам и потомкам.


Рецензии
Ирина, с интересом прочитала ваше видение Малиновского А.С. Я с его творчеством познакомилась относительно недавно. Понравилась его проза. Есть у меня эссе "Вся жизнь под открытым небом". Успехов вам!

Татьяна Шахлевич   24.01.2025 14:10     Заявить о нарушении