Медицина в жизни лётчика

     Каждый «будущий курсант» военного лётного училища впервые сталкивается с медицинской комиссией при первом обращении в военкомат. Это, когда его признают просто годным к военной службе. Потом, когда ты напишешь рапорт о желании поступить в лётное училище, тебя отправляют на самую первую в твоей жизни ВЛК – Врачебно-Лётную Комиссию. Обычно это бывает районная комиссия, и она определяет, поедешь ли ты в училище для поступления. Часть желающих, конечно, отсеивается. Потом, уже «просеянные» через районную ВЛК, кандидаты в курсанты, из разных районов собираются в «одну кучу» и проходят областную ВЛК. Здесь кто-то ещё отсеивается.

     После всего этого, в назначенный срок, тебе выдают проездные документы, и ты едешь в училище, которое выбрал. Там снова проходишь, можно сказать, уже «настоящую» авиационную ВЛК. И здесь снова многие отсеиваются. Наверное, предыдущие районные и областные ВЛК бывают не сильно «строгими». Строгой и придирчивой училищная ВЛК бывают потому, что училище хочет заполучить курсанта-первокурсника отменного здоровья с гарантией, что он в «ближайшее» время не покинет стены училища по причине здоровья. К тому же в училищной ВЛК добавляются разные «снимки пазух носа», прохождение барокамеры, да ещё «психологический отбор».

     А потом ты один раз в год будешь проходить придирчивую ВЛК, перед тем, как поехать на полёты в училищный учебный полк.

     В учебном полку местный доктор будет всё время контролировать курсантов, чтобы они не нарушали предполётный режим, инструктора и командиры будут запрещать заниматься видами спорта, которые могут принести травмы, такими, как бокс или футбол.

     Закончит курсант Училище, станет лейтенантом и поедет в полк. И снова попадёт под опеку полкового доктора, который так же будет контролировать соблюдение молодыми лётчиками предполётного режима, присматривать, чтобы они много не «употребляли». Ежегодно будет лётчик проходить ВЛК, которая будет прямо в полку, так называемо «амбулаторно». Это пока лётчику не «стукнет» 35 лет или он не приобретёт какой-нибудь диагноз. Тогда ему уже придётся проходить ВЛК стационарно, то есть ехать в госпиталь.

     Амбулаторно проходить ВЛК было проще и быстрее. Обычно в полк прилетала медкомиссия на Ан-26, так называемая ЛАМ – Лаборатория Авиационной Медицины. Обычно за один день и проходил лётный состав полка ВЛК. Даже бароподъём делали на Ан-26 вместо барокамеры, это когда в грузовой кабине размещаются лётчики и самолёт поднимается на высоту пять - шесть тысяч метров с разгерметезированной кабиной.

     И так, всю свою лётную жизнь лётчик будет проживать от ВЛК до ВЛК. В молодые годы обычным диагнозом в медицинской книжке был диагноз «Здоров» и вывод «Годен к лётной работе без ограничений». Но со временем приобретались различные диагнозы. Одни по-прежнему допускали вывод «Годен к лётной работе без ограничений». Другие уже накладывали ограничения и тогда лётчик переходил летать на другие типы самолётов, например, на дозвуковые или транспортные, или уходил в учебный полк.

     Но бывали и более радикальные изменения, когда лётчика «списывали» с лётной работы по состоянию здоровья. Если у лётчика была выслуга лет на пенсию он просто увольнялся из Армии. Если не было, переходил на какую-нибудь нелётную должность на КП, РСП или ещё куда.

     Это я рассказываю о том, какой была авиационная медицина в добрые и давние советские времена. Сейчас, как можно услышать «между строк» на просторах интернета, правила «немного другие». Во многие моменты даже не хочется верить.

24.01.2024 – Севастополь.


Рецензии