Картина, написанная после поездки на Босфор

Картину «Вид Леандровой башни в Константинополе» Айвазовский написал в 1848 году под впечатлением от путешествия в столицу Османской империи. Художник ездил туда вместе с великим князем Константином Николаевичем и красота города на Босфоре ошеломила его.

Айвазовский посчитал, что Константинополь затмевает красоту Венеции и Неаполя. В результате после поездки он создал множество работ, среди которых «Вид Леандровой башни в Константинополе».

Кстати, с 28 марта 1930 года город стал называться Стамбулом.

«Вид Леандровой башни в Константинополе»
На полотне изображена Леандрова башня, построенная в XII веке на крохотной скале у входа в пролив Константинопольской гавани. Некоторые источники датируют её появление боле ранними сроками. Однако она всегда служила маяком, местом швартовки кораблей и считалась одним из символов города. На заднем плане видны корабли с белыми парусами и силуэты самого Константинополя.

Башню Айвазовский запечатлел в тёплом рассеянном свете лучей заходящего солнца. И не случайно для этой картины он выбрал вертикальный формат. На растянутом по горизонтали полотне маяк смотрелся бы совершенно иначе. А так венчающему башню острому шпилю вторят вертикальные линии мачт кораблей и минаретов. Все детали композиции находятся в тесном соединении между собой, а башня словно пронзает небо.

С Леандровой башней, кстати, связано множество легенд. Согласно одной из них она называется Девичьей башней или Кыз Кулеси.

Античная легенда
Согласно легенде, Геро и прекрасный юноша Леандр жили в греческих городах, расположенных на противоположных берегах Геллеспонта. Геро была жрицей богини любви Арфодиты и служительницей маяка в городе Сест на европейской стороне пролива. Леандр жил в Абидосе на азиатском берегу. Видимо, бог Эрот решил пошутить и поразил их сердца стрелами любви, хотя прекрасно знал, что молодым жрицам не разрешается выходить замуж.

Но разве можно влюблённым запретить любить? Вот и стали они стали встречаться втайне ото всех. Для свиданий придумали условный знак: Геро, когда могла увидеться со своим любимым, относила фонарь на верх башни. И юноша плыл к ней, ориентируясь на этот свет, а утром возвращался обратно.

Однажды их тайна открылась, и верховный жрец решил пресечь эту любовь. Когда Геро посигналила юноше фонарём, жрец коварно погасил его. Леандр не смог доплыть до башни, заблудился в темноте и погиб. Узнав об этом, Геро прыгнула с башни. А сооружение получило название в честь несчастного влюблённого.

Правда, есть другая интерпретация античной легенды. Геро потребовала у Леандра доказать свою любовь, переплыв пролив в бурю. Потом одумалась, но было уже поздно. Фонарь на маяке погас от порывов ветра, юноша сбился с пути и утонул. Утром волны выбросили его тело на берег под ноги Геро. Увидев труп любимого, девушка бросилась в море.

В любом случае, фонарь погас и все погибли… Финал не изменился. Существуют ещё византийская и турецкая легенды о башне, но в них имя Леандр не упоминается. Обе поясняют второе название – Девичья башня. В византийской версии заточённая в башне девушка погибает от укуса змеи. В турецком варианте она выходит замуж на прекрасного спасителя.

Гипотезы историков
По мнению некоторых историков, башню построили ещё до нашей эры. На это месте афинский военачальник IV века до н. э. Харес навсегда простился со своей любимой и верной женой Давалис. Женщина сопровождала его во всех военных кампаниях, но внезапно скончалась. В память о своей супруге на скалистом островке в проливе Харес и возвёл башню. Версия красивая, но не имеет подтверждения.

Зато другая звучит более реально. Вроде как Девичью башню приказал заложить военачальник из Афин по имени Алкивиад. Подобным образом он планировал контролировать корабли из Персии, которые прибывали через Босфорский пролив. Однако согласно документам, полководец выстроил только контору для сбора налогов, на башню средств не хватило.

По третьей версии башню возвели по приказу императора Константина Великого. В его времена строение выполняло сторожевые функции.

Факты
Современные учёные выяснили, что башню возвели во времена Византийской империи. Установлено, что в XII столетии византийский император Мануил приказал построить башню, которая не имела отдельного названия и являлась частью крепости. Это строение соединялось с берегом очень большими цепями из металла. Во время военных действий цепи натягивали и Босфор оказывался заблокированным, то есть корабли не могли его преодолеть.

Во времена Османской империи это строение играло роль маяка, который указывал путь проходящим через пролив судам в ночное время или в туман. В штормовую погоду оно служило причалом, к которому могли пристать некрупные корабли.

По праздникам на башню устанавливали пушки для салюта. Некоторое время её использовали даже в качестве тюрьмы для осуждённых на смерть. В начале XIX столетия в Константинополе бушевала холера, и башню использовали в качестве карантинной и лечебной зоны.

Позже здание снесли. Однако на этом месте возвели деревянную постройку, функционал которой неизвестен. Но она сгорела.

Строительство и реставрация
В 1832 году Османскую империю возглавил султан Махмут II. И он приказал вновь возвести на островке каменную башню.

В 1857 г. строение было передано комитету по управлению маяком, который решил поручить компании из Франции превратить башню в современное действующее строение, способствующее безопасности судоходства. Именно тогда на ней установили огромный фонарь. Здание служило маяком практически столетие.

В 1920 году маяк автоматизировали. В начале Второй мировой войны его отремонтировали и укрепили бетоном, а во второй половине прошлого века передали в военное ведомство. Теперь его использовали её как радиолокационную точку. Леандровой башней управляли военно-морские службы. Они контролировали не только морские маршруты, но и воздушные над проливом Босфор.

В 1982 г. её передали гражданской структуре, отвечающей за морскую безопасность. Спустя годы здание перешло в ведение Министерства туризма Турции. В 2000-м здесь разместили культурный центр.

Айвазовский и Константинополь
Картину «Вид Леандровой башни в Константинополе» сегодня можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. Благодаря гению художника зритель может представить, как она выглядела в XIX веке. Вообще Айвазовский увековечил Константинополь, в котором был четыре раза, на многих своих полотнах. Особенно его привлекал город на восходе или заходе солнца.

Ивана Константиновича Айвазовского принимали турецкие султаны. Ему даже был пожалован чин придворного художника и несколько высоких наград Османской империи. А среди местных художников появилось немало подражателей российского живописца.

В конце жизни после сообщений об армянских погромах в Османской империи художник выбросил в море подарки и награды султанов.

Зато в Турции с ними расставаться не захотели. Полотна Айвазовского можно увидеть во дворце Долмабахче, музее Сакиба Сабанчи, Морском музее, Военном музее, Константинопольском патриархате и Константинопольском патриархате Армянской апостольской церкви. Несколько картин Айвазовского есть и в резиденции президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Ну а мы можем увидеть творения художника в Третьяковке.


Рецензии