Невменяемый с камнем в руке

В нашем парке есть сооружение - высоко поднятая деревянная площадка, окаймлённая по бокам тремя ярусами своеобразной трибуны, с большой крытой сценой между ними.

Вчера там стояли три длинных стола с лавками, и две очень приятные молодые женщины раскладывали картонные тарелки с нарезанной цветной бумагой, клеевые карандаши, бумагу, пластилин.

Первыми подошли молодые родители с девочкой лет двух.

- Здравствуйте! Подходите, пожалуйста! - приветливо пригласили их женщины. - Мы сейчас будем клеить вот такого симпатичного ёжика! - и показали довольно большую аппликацию-образец.

Девочка тут же обрадованно вскарабкалась на скамейку и потянулась за клеем. Папа сел рядом, мама пристроила самокат и рюкзак и встала у них за спиной, зная, что дочка долго не просидит.

Женщины стали показывать и рассказывать, как нужно мастерить эту поделку. На тарелках горкой лежали нарезанные заготовки. Девочка с восторгом принялась мазать клеем вырезанную из плотной бумаги фигуру ежика, папа придерживал лист, помогал, объяснял, показывал, как наклеивать мелкие коричневые прямоугольнички, которые на аппликации изображали колючки.

Мама тоже помогала, хвалила, подправляла.

Девчушке скоро надоело сидеть, она вылезла из-за стола и стала бегать по сцене. Мама достала мячик, и они начали весело кидать его друг другу далеко от столов.

Но девочка помнила про аппликацию, время от времени подбегала к папе, карабкалась на скамейку рядом с ним, старательно мазала бумагу клеем, приклеивала с помощью папы несколько деталей и снова убегала.

Мама спокойно и невозмутимо ходила за ней.

Папа, видимо, вспомнив детство золотое, увлёкся поделкой, и они все вместе предвкушали, как принесут такого красивого "ёзыка" домой и повесят на стену.

Подошли другие люди.

Две девочки лет примерно восьми со своими бабушками. Они сели рядом и стали работать очень ловко и аккуратно. Женщины их хвалили. Девочки сказали, что они занимаются: одна в кружке бисероплетения, другая - в кружке мягкой игрушки. Они тут же нашли общий язык, но разговаривали мало и тихо, как на занятии, и к делу отнеслись серьёзно. Их бабушки присели на трибуне.

Подошли несколько взрослых с двумя мальчиками лет пяти-шести. Мальчишки не хотели сидеть и клеить, а хотели носиться и стрелять из автоматов. Соблазнить их аппликацией не удалось. Взрослые забрались своей компанией повыше на трибуну, а одна молодая женщина села к столу и стала мастерить. Мальчишки с воплями пробегали мимо, но потом стали притормаживать, смотреть, как продвигается дело, и даже задерживались на пару минут, чтобы быстренько приклеить пару "колючек".

Пришли ещё две девочки лет двенадцати-тринадцати, и с ними девочка лет пяти. Пришли несколько дошкольников, три мальчика лет семи-восьми, пара малышей лет трёх, все с родителями, бабушками-дедушками.

Скоро столы почти полностью заполнились. некоторые взрослые сидели рядом со своими детьми, маленьких посадили себе на колени. Дети постарше сидели одни. На трибунах собралось много взрослых. Они отдыхали, поглядывая на занятых делом детей.

Женщины очень хорошо организовали занятие, были внимательны ко всем, приветливы, всех хвалили, ненавязчиво помогали, поэтому у всех всё получалось.

Подошла женщина с мальчиком лет восьми - крупным, рослым. В руке он держал большой корявый камень, а женщина держала его за запястье. Она увидела столы, цветную бумагу, увлечённо чем-то занимающихся детей и требовательно стала выяснять, что здесь происходит. Мальчик стоял с отсутствующим видом, уставясь в одну точку и приоткрыв рот.

Ей объяснили, что здесь проходит пробное занятие для детей, делают аппликацию - ёжика. Занятие проводит Центр детского развития, который находится недалеко от парка, вот, пожалуйста, проспект. Там перечень всех кружков, часы работы, расписание - вся информация. Кто заинтересовался - добро пожаловать в сентябре, всех ждём!

У женщины был очень недовольный недоверчивый вид.

- А занятие платное?

- Нет, бесплатное.

- И что, всем можно?

- Ну, конечно!

- И материал всем даёте?

- Конечно, всем!

- И потом можно будет домой забрать?

- Конечно! Принесёте домой, повесите на стену или на холодильник. Будет у вас дома вот такая красота! - женщина из Центра показала образец.

- Да? - с сомнением произнесла мама мальчика, - а если не получится?

- Получится! - оптимистично заверила работница Центра.

И опрометчиво обнадёжила:

- Мы поможем. Вон как у всех ребяток хорошо получается!

- Ладно. - Угрожающе сказала мама и дёрнула за руку сына.

- Иди туда!

И подтолкнула его к столу, за которым не было свободного места.

- Женщина, возьмите своего ребёнка на колени! - скомандовала она сидящим к ней спиной маме с мальчиком, увлечённо, голова к голове, клеящим ежа.

Женщина, не прерывая своего занятия, машинально посадила сына на колени, и они продолжили работу.

- Вы тут сколько ещё будете? - усаживая своего сына на лавку, спросила она.

- Планировали до часу, но, вообще-то, как материал закончится, так и свернёмся. Народу, видите, много, думаю, раньше закончим.

- Что значит, "раньше"? - возмутилась мама мальчика, - если у вас запланировано мероприятие до часу, то как вы смеете уходить раньше?

Женщина из Центра растерялась.

- Так если бумага кончится, все заготовки использованы, все работы доделаны и ребятишки с ними ушли, то что нам тут делать?

- Работнички! - процедила мама, - давайте сюда ваш проспект! Говорите, там все телефоны? А вот я вашему начальству позвоню!

Оживление за столами и разговоры на трибунах стихли. Все с недоумением поглядывали на странную тётю. Женщина, которую заставили взять на руки сына и рядом с которой усадили мальчика с камнем, заметила, что за соседним столом есть свободное место, и предложила воинственной маме пересадить сына туда.

- Он будет сидеть здесь! - безапелляционно заявила мама, - поближе к руководителю!

Хотя обе женщины из Центра не стояли на одном месте, а ходили вдоль столов.

- Так, давайте сюда, что там надо клеить! Женщина, локоть свой уберите!

Работница Центра торопливо положила комплект деталей перед новым участником. И вдруг он, до этого сидевший совершенно безучастно, с силой ударил камнем по картонной тарелке. Камень пробил её насквозь, мелкие цветные детальки взлетели вверх и рассыпались по всему столу. Все вздрогнули и испуганно стали озираться - что случилось? А мальчик ударил ещё раз, и ещё, и ещё, тарелка превратилась в лохмотья, стол трясся, и на его поверхности образовалась вмятина, и пошли трещины.

- О-о-о!.. Психа привели! - сказал на трибуне чей-то дедушка. - В нашем доме живёт. Всегда с камнями ходит. Долбит по всему, что под руку попадётся. Слов вообще не понимает. Всю площадку изуродовал.

- Да что же это такое! - вскричала сидящая рядом женщина и, подхватив сына, быстро выбралась из-за стола.

Сидящие справа от мальчика тоже вскочили. А он продолжал исступленно долбить увесистым камнем с острыми краями по столу, по тарелкам, по чужим аппликациям - по всему, до чего дотягивался.

Работницы из Центра испуганно заметались, прикрывая и убирая руки сидящих за этим столом детей, помогая им выбраться.

Поднялся возмущённый ропот. Взрослые стали спускаться с трибун.

- Почему ребёнок с камнем?

- Ты что творишь?

- А ну, брось!

- С ума сошёл?

- Большой парень, а не соображаешь?

- Мамаша, заберите у него камень!

- Чей ребёнок?

И вот тут оказалось, что мамы-то нет! Нигде! Она как-то незаметно успела исчезнуть, видимо, сразу, как посадила сына за стол.

Мальчишка сидел один за столом и бил по нему камнем. Видно было, что сил у него много. К нему боялись подойти. На слова он не реагировал. Вообще.

Папа двухлетней малышки, который начал работу раньше всех, успел её доделать, поблагодарил работниц Центра, забрал свою дочку и жену, и они ушли. Девочка несла в руках бумажного ёжика.

Другие родители тоже стали разбирать своих детей. Многие не хотели уходить, им хотелось доделать, но оставаться рядом с неадекватным мальчишкой было страшно.

Две девочки, занимавшиеся в кружках бисероплетения и мягкой игрушки, почти доделали свои аппликации. Сделали носик и глазки из чёрного пластилина и ещё придумали сделать из него же коготочки на лапках. Они очень оживлённо обсуждали это с руководительницами, работы у них получались очень хорошими, но бабушки настоятельно требовали уходить.

Мальчик встал и пошёл вдоль столов, продолжая разбивать камнем в клочья всё, что лежало на столах. Вид у него был невменяемый. Все вскочили, подхватив, кто что успел, и разбежались.

Две милые молодые сотрудницы детского Центра остались одни со странным ребёнком, продолжавшим методично колотить камнем по столам и остаткам рукоделия. Им было страшно. Они не знали, что им делать.

А, нет, не одни - с трибуны, складывая газету, спускался пожилой мужчина.

- Побуду с вами, пока этого архаровца не заберут, - сказал он испуганным девушкам.

Они обрадовались поддержке. Втроём они на все лады пытались отвлечь мальчишку, разговорить, хоть как-то обратить на себя его внимание. Но он был, как робот - бесстрастный, бесчувственный, механически выполняющий определённое действие. Мужчине удалось тихонько подойти к нему сзади и во время очередного замаха выхватить из его руки камень. Мальчишка взвыл и молниеносно вцепился зубами ему в предплечье. Мужчина чертыхнулся, отбросил камень и зажал ему пальцами нос. Мальчишка разжал челюсти. На руке у мужчины остался отчётливый след зубов.

- Ты что?!. Совсем?!. - мужчина взял мальчишку за плечи и тряхнул. Тот обвалился на пол и начал кататься, издавая жуткий вой. Девушки стояли поодаль, боясь приблизиться.

- Да, девчата, попали мы, - сказал мужчина. - Что делать-то? В советское-то время вызвали бы психиатрическую "Скорую", и все дела. Сейчас-то, небось, нельзя?

- Нельзя. Сейчас и обычную "Скорую" без согласия родителей нельзя вызывать.

- Полицию, может, вызвать?

- Не знаю... А что мы им скажем? Ребёнок на полу валяется, истерит? А мы с ним справиться не можем?..

- Нет, не так! Ребёнок без родителей! Один в парке. Может, они его заберут в детскую комнату и разыщут мать? Нам на работу надо возвращаться, в Центр, мы же не можем его здесь одного оставить?

- Нам ещё столы возвращать, наш Центр их у парка арендовал. А этот... их попортил. Вон - вмятины, царапины, трещины...

- Господи, как всё хорошо было вчера и позавчера! Тихо, мирно, приятно, весело!.. А сегодня, в последний день, такая напасть!..

- Ой, вон охранники идут! Может, у них спросить?

Мимо шли два молодых кавказца, одетые в форменные костюмы с надписью "Охрана" и в пластиковых шлёпках на белые носки. Они ели шаурму.

- Ребята, - обратился к ним мужчина, - вы не поможете? Тут ребёнок, один, без взрослых, и поведение странное. Что вы посоветуете? Может, полицию вызвать? Или, может, у вас радиоузел есть, объявление дать, может, мать услышит, придёт, заберёт?..

Охранники выслушали его безо всякого интереса, но, видимо, из уважения к возрасту, жевать перестали.

- Нэ наша смэна, - объяснил свою незаинтересованность один, и они пошли дальше по своим делам.

- Я боюсь, как бы нас не заставили платить за порчу столов, - сказала одна из девушек, собирая в пакет ошмётки детского творчества. - Очень заметно.

- Вот как мать его появится - ну, не бросила же она его! - показать ей его "художества" и охранников позвать, пусть она ущерб оплачивает! Давайте, может, я схожу, там у входа будка стоит, и где здание администрации, я тоже знаю.

Но девушки буквально вцепились в мужчину и не отпустили. Им было страшно.

Мальчишка катался и выл. Девушки всё убрали, выбросили в урну, и одна из них всё-таки пошла в администрацию. Вернулась она смущённая.

- Они сказали, что столы пусть тут остаются, завтра какие-то ещё занятия будут, не наши. А я им не сказала, что они испорчены... Побоялась. А теперь, кто последний их будет сдавать, с того и спросят... Ой, нехорошо как получилось!..

Они сделали ещё несколько безуспешных попыток установить контакт с мальчишкой, разговаривали, не спуская с него глаз, и ждали его маму.

Она появилась без двадцати два.

- Сына! Что случилось? Кто тебя? Вы что стоите, смотрите? Довели ребёнка? Вставай, сына, мама пришла!

Она потянула его вверх, и он неожиданно встал, и взгляд его снова сделался стеклянным. Мать крепко ухватила его за запястье.

- Послушайте, куда вы ушли? Вы знаете, что он тут вытворял? Он сорвал занятие! Он разбил все столы! Это ещё хорошо, что он не покалечил никого! Почему он у вас ходит с камнем? Это же опасно! И потом, почему вас так долго не было? Мы не должны караулить вашего ребёнка! Нам нужно возвращаться, мы на работе! - наперебой заговорили девушки и мужчина.

- А на работе, так и работайте! - пошла в контратаку женщина. - Чего-то я тут никакой работы не вижу! Ребёнок на полу лежит, плачет, а эти... педагоги... стоят, смотрят! Где его поделка?

- Какая поделка? Да он на бумагу и не взглянул! Сразу начал тут всё крушить! Камнем! И он у вас, похоже, слов не понимает! Вы его сюда зачем привели?!.

- Зачем? Затем, зачем и другие! Вы же сказали: детский Центр, занятие для всех, уйдёт с поделкой, вы поможете! Думала, наконец-то в парке занятия какие-то появились, можно на пару-тройку часов ребёнка оставить под присмотром, хоть время с пользой проведёт.

- Послушайте, мы не присматриваем за детьми! Мы проводили показательное занятие. Все дети были с родителями. Родители должны смотреть за своими детьми! Мы только показываем, как делать аппликацию, и рассказываем о нашем центре. Зачем вы ушли? Тем более, знаете ведь, что ребёнок проблемный. Мы не несём за него ответственность!

- Как это не несёте? Я вам его привела на занятие, значит, пока я не приду, вы за него отвечаете! И что я вижу? Ребёнок плачет, поделки нет. Может, вы с ним и не занимались?

- Послушайте, но он не реагирует на слова! Он не слушает. Он даже не прикоснулся ни к чему, сразу стал бить камнем!

- А это уж ваша работа. Педаго-о-о-ги! Надо было его увлечь, заинтересовать! Подход к нему найти! Научить! Вам за это деньги платят! А вы только с теми детьми занимаетесь, которые сами всё умеют! Ничего-о-о!.. Я на вас управу найду! Я жалобу во все инстанции накатаю! Я вам покажу небо в алмазах! Я ваш центр на уши поставлю! Ну-ка!.. - она вытащила телефон и быстро сфотографировала висящие у девушек на шее бейджики. - Вот так! И к директору вашему схожу. В сентябре придём, я с вас с живых не слезу. Индивидуально будете заниматься! Пойдём, сына!..

Она дёрнула мальчика за руку, и он молча и отрешённо пошёл с ней.

- Да, девчата, опасную вы себе профессию выбрали! - озадаченно сказал мужчина. - Не дай Бог, она его и правда к вам приведёт в сентябре! Не завидую!

А как вы думаете, приведёт? Пойдёт жаловаться? И вообще, что это было?

                25.08.2020


Рецензии
Господи, как узнаваемо...

Мария Березина   09.02.2024 22:21     Заявить о нарушении