Выбрать путь
в чистейшее зеркало сердца,
что увидишь ты в нем?
Остается ли дух неизменен
по сравненью со днем вчерашним? - СЭН-НО-РИКЮ.
Давным-давно, в стародавние времена, когда люди еще верили в чудеса и сочиняли добрые сказки для деток, жил в маленькой деревне очень добрый горшечных дел Мастер, который лепил для бедняков простую глиняную посуду. Были его изделия незамысловато простыми, без вычурных узоров, без всякой росписи. Но односельчане любили есть и пить из этой недорогой утвари, потому что считали ее лечебной. Тот, кто болел, легко выздоравливал, стоило ему только испить из мелкой чашки чай или съесть из плошки повседневную порцию риса.
К Мастеру приходили разные ученики. Он обучал их ремеслу. Каждый проявлял старательность, вдумчивость и трудолюбие. Им со временем удалось сотворить много красивой посуды, которую начали покупать даже для дворца Императора. Но как бы искусно не был раскрашен горшок , какие бы узоры с позолотой не выводили по краям тарелок, никто из учеников Мастера не смог сотворить даже самой маленькой лечебной чаши.
И вот однажды в тихую деревню прибыл посланец самого Императора, чтобы передать Мастеру послание владыки. Горшечнику надлежало принять на воспитание такого ученика, которому он смог бы передать свои лекарские способности.
- Ты стар, - сказал ему посланник, - а искусство твое нужно людям. Найди себе достойного ученика и передай ему все свое умение.
И спросил его старый Мастер:
- Ты можешь из яблока сделать дыню? А из кизила – арбуз?
- Нет, - ответил тот растерянно.
Придворный не понимал, к чему клонит горшечник.
- Вот и я не могу научить своему искусству тех, кому не дано от природы изменять свойства простой глины.
- Ты хочешь сказать, что умеешь глину превращать в металл или в дерево?
- Я могу превратить глину в то, что от нее нужно людям, которые мне заказывают посуду.
Посланник не поверил Мастеру и решил схитрить, чтобы его испытать.
- Ты же понимаешь, что я не могу вернуться во дворец с невыполненным заданием, - льстиво сказал он старцу, - поэтому прошу тебя создать нечто такое особенное, чтобы император поверил моему рассказу про то, что тебе подвластно менять природу глины.
- Хорошо, - смиренно согласился Мастер. – Приходи ко мне на следующей полной луне и я дам тебе то, о чем просишь.
По прошествии времени слуга Императора снова вернулся в хижину к Мастеру. Какого же было его удивление, когда на потертой циновке возле очага он увидел прозрачную вазу из неведомого вещества. Огонь отражался на ее поверхности и тени его танцевали на гладких, выпуклых боках.
Посланник взял в руки эту хрупкую невидаль, чтобы рассмотреть ее ближе, и вдруг увидел, как внутри пустой вазы стали появляться трава, небо, маленькие домики. И вот уже новая деревня, веселая и светлая, ожила прямо на его глазах внутри самого сосуда. От изумления он чуть не выронил вазу из рук.
- Что это такое? – Спросил пораженный увиденным посланник у Мастера, скромно сидевшего в углу хижины. – Что это за волшебство?
- Нет никакого волшебства, - скромно ответил Мастер, - не ты ли заказывал мне то, что может убедить Императора в моем умении? Это дар пути, по которому я иду всю свою жизнь. Дары есть у всех, да не все ходят своими дорогами. Вот и не достигают чудес.
- Я не могу оставить тебя здесь. - Решительно сказал слуга Императора. Ты должен, как живое доказательство чуда, отправиться со мной во дворец и все объяснить нашему владыке.
- Хорошо, - согласился с ним кроткий Мастер. – Я пойду с тобой до созревания нового урожая риса. Потом вернусь к себе в деревню, чтобы помогать односельчанам.
- Ты за свой дар будешь купаться в золоте, зачем тебе твоя жалкая хижина?
- Как только я уйду отсюда надолго, мой дар пропадет. И я больше не смогу создать ничего, что могло бы послужить людям, – ответил ему горшечник.
Во дворце Мастера встретили с большим почетом и уважением. Император наградил его золотыми монетами и богатой одеждой. Тот вежливо поблагодарил владыку, но остался равнодушным к его подаркам.
Чудотворную вазу поставили в приемном зале. И каждый из придворных мог теперь, внимательно всмотревшись в нее, видеть в содержимом главное свое предназначение: кто-то дом, кто-то сад, кто-то ребенка, кто-то любимую, кто-то море… Люди приходили для того, чтобы найти себя в этих волшебных видениях и понять, кто же они есть на самом деле, в чем же их истинный путь?
Со временем, по распоряжению Императора, вскоре и родители стали приводить к вазе деток. Кто-то из малышей видел лошадок, кто-то красивые ткани, кто-то острые мечи, а кто-то простые башмаки или кастрюльки с дымящейся едой…
И вот однажды к вазе подвели маленькую девочку, которая ничего не смогла разглядеть внутри нее, кроме светящейся пустоты.
- Что ты видишь? – Спросила ее мать.
- Там ничего нет, только свет, - ответила дочка.
Мать очень испугалась. Она подумала, что у нее ребенок не такой, как все дети. Но Мастер, наблюдавший за девочкой, утешил женщину:
- Иди домой, - сказал он ей, - а дочку приведешь ко мне, когда начнет созревать новый урожай риса. Я возьму ее в ученицы.
Мать удивилась, но не обрадовалась. Она-то думала, что дочка, как все, заведет семью, выйдя замуж, станет воспитывать детей, а потом внуков… А ее девочке прочили совсем другую судьбу. Но ослушаться Мастера и перечить ему она не посмела.
Так началась история про первую женщину-Мастера, которая много лет творила волшебную посуду для людей, чтобы они могли, отразившись в ней, отыскивать свой путь...
P.S. Иллюстрации создаю сама. Они авторские.
Свидетельство о публикации №224020901753