Выбрать путь

Ежели заглянуть
в чистейшее зеркало сердца,
что увидишь ты в нем?
Остается ли дух неизменен
по сравненью со днем вчерашним? - СЭН-НО-РИКЮ.


   Давным-давно, в стародавние времена, когда люди еще верили в чудеса и сочиняли  добрые сказки для деток, жил в маленькой деревне  очень добрый горшечных дел  Мастер, который лепил для бедняков  простую глиняную посуду. Были его изделия  незамысловато простыми, без вычурных узоров, без всякой росписи. Но односельчане любили есть и пить из этой недорогой  утвари, потому что считали ее лечебной.  Тот, кто болел, легко выздоравливал, стоило  ему только испить из мелкой чашки чай или съесть из плошки повседневную порцию риса. 

   К Мастеру приходили разные ученики. Он обучал их ремеслу. Каждый проявлял старательность, вдумчивость и трудолюбие. Им  со временем удалось сотворить много красивой посуды, которую начали покупать  даже  для дворца Императора. Но как бы искусно не был раскрашен горшок , какие бы узоры с позолотой не выводили по краям  тарелок, никто из учеников Мастера  не смог сотворить даже самой маленькой лечебной чаши.
 
   И вот однажды в тихую деревню прибыл посланец  самого Императора, чтобы  передать Мастеру послание владыки.  Горшечнику  надлежало принять на воспитание такого ученика, которому он смог бы передать свои лекарские способности.

    - Ты стар, - сказал ему посланник, - а искусство твое нужно людям. Найди себе достойного ученика и передай ему  все  свое умение. 

И спросил его старый Мастер:

    - Ты можешь из яблока сделать дыню? А из кизила – арбуз?

    - Нет, - ответил  тот  растерянно.

Придворный  не понимал, к чему клонит горшечник.

    - Вот и я не могу научить своему искусству  тех, кому не дано от природы изменять свойства простой глины.

    - Ты хочешь сказать, что умеешь глину превращать в металл или в дерево?

    - Я могу превратить глину в то, что от нее нужно людям, которые мне заказывают посуду.

Посланник не поверил Мастеру и решил схитрить, чтобы  его испытать.

    - Ты же понимаешь, что я не могу вернуться во дворец с невыполненным заданием, - льстиво  сказал он старцу, - поэтому прошу тебя создать нечто такое особенное, чтобы император поверил моему рассказу про то, что тебе подвластно менять природу глины.

    - Хорошо, - смиренно согласился Мастер.  –  Приходи ко мне на следующей полной луне и я дам тебе то, о чем просишь.


    По прошествии времени  слуга  Императора снова вернулся в хижину к Мастеру. Какого же было его удивление, когда на потертой циновке возле очага он увидел прозрачную вазу из неведомого вещества. Огонь отражался на ее поверхности и тени его танцевали на гладких, выпуклых боках.

   Посланник взял в руки эту хрупкую невидаль, чтобы рассмотреть ее ближе, и вдруг увидел, как внутри пустой вазы стали появляться трава, небо, маленькие домики. И вот уже новая деревня, веселая и светлая, ожила прямо на его глазах внутри самого сосуда.  От изумления он чуть не выронил вазу из рук.

     - Что это такое? – Спросил пораженный увиденным  посланник у Мастера, скромно сидевшего в углу хижины. – Что это за волшебство?
 
     - Нет никакого волшебства, - скромно ответил Мастер, - не ты ли заказывал мне то, что может убедить Императора в моем умении?  Это дар пути, по которому я иду всю свою жизнь.  Дары  есть у всех, да не все ходят своими дорогами. Вот и не достигают чудес.

     - Я не могу оставить тебя здесь.  -  Решительно сказал  слуга Императора. Ты должен, как живое доказательство чуда, отправиться со мной во дворец и все объяснить нашему владыке.
 
     - Хорошо, - согласился с ним  кроткий Мастер. – Я пойду с тобой до созревания нового урожая риса. Потом вернусь к себе в деревню, чтобы помогать односельчанам.
 
     - Ты за свой дар будешь купаться в золоте, зачем тебе твоя жалкая хижина?

     - Как только я уйду отсюда надолго, мой дар пропадет. И я больше не смогу создать ничего, что могло бы послужить людям,  – ответил ему горшечник.

     Во дворце Мастера встретили с большим почетом и уважением. Император наградил его золотыми монетами и богатой одеждой. Тот вежливо поблагодарил владыку, но  остался равнодушным к его подаркам.

     Чудотворную вазу поставили в приемном зале. И каждый из придворных мог теперь, внимательно всмотревшись в нее, видеть в содержимом главное свое предназначение: кто-то дом, кто-то сад, кто-то ребенка, кто-то любимую, кто-то море… Люди приходили для того, чтобы найти себя в этих волшебных  видениях и понять,  кто же они есть на самом деле, в чем же их истинный путь? 

     Со временем, по распоряжению Императора, вскоре и  родители стали приводить к вазе  деток. Кто-то из малышей видел лошадок, кто-то  красивые ткани, кто-то острые мечи, а кто-то простые башмаки или кастрюльки с дымящейся едой…

     И вот однажды к вазе подвели маленькую девочку, которая  ничего не смогла  разглядеть внутри нее, кроме светящейся  пустоты.

     -  Что ты видишь? – Спросила ее мать.

     -  Там ничего нет, только свет, - ответила дочка.

Мать очень  испугалась. Она подумала, что у нее ребенок не такой, как все дети.  Но Мастер, наблюдавший за девочкой,  утешил женщину:

     - Иди домой, - сказал он ей, - а дочку  приведешь ко мне, когда начнет созревать новый урожай риса. Я возьму ее в ученицы.

     Мать удивилась, но не обрадовалась. Она-то думала, что дочка, как все,  заведет семью, выйдя замуж, станет воспитывать детей, а потом внуков… А ее девочке прочили совсем другую судьбу.  Но ослушаться Мастера и перечить ему она  не посмела.

     Так началась история про первую женщину-Мастера, которая много лет  творила  волшебную посуду для людей, чтобы они  могли, отразившись в ней,  отыскивать  свой  путь...




 P.S. Иллюстрации создаю сама. Они авторские.


Рецензии