В моём лице они сталкиваются с обществом

Всем нам часто встречаются невоспитанные, плохо себя ведущие дети.

И в последние годы, когда навязанный нам детоцентризм стал нормой жизни, установилось негласное правило: все вопросы решать не с ребёнком, а с его родителями. До ребёнка нельзя пальцем дотронуться, ему нельзя ничего сказать и уж тем более, его нельзя воспитывать.

У него есть родители, и они сами знают, как им воспитывать своё чадо. А поскольку общепринятых норм поведения сейчас для многих родителей не существует, они их игнорируют или считают обязанными их придерживаться всех окружающих по отношению к своему чаду, а никак не наоборот, то и обращаться к ним по меньшей мере бесполезно.

У меня есть старинная приятельница, она старше меня, человек старой закалки, педагог по образованию, более сорока лет проработавшая в школе.

Сейчас на пенсии. Два взрослых сына имеют прекрасное образование, крепкие семьи, хорошие должности.

Бывшие ученики и коллеги не забывают, звонят, поздравляют, встречаются. На Новый год, в день рождения, первого сентября, в День учителя Лидия Васильевна печёт два ведра пирогов, несколько противней печенья и плюшек и включает большой электрический самовар.

Знает - обязательно кто-то придёт, приедет, заскочит, забежит - компаниями, поодиночке, с детьми, с мужем - на полдня, на часик, на минуточку.

С поздравлениями, новостями, проблемами, радостями. Муж знает всех. Их дверь и сердца открыты всем пришедшим в их гостеприимный дом, где радостная суматоха соседствует с задушевными разговорами.

Иногда я гуляю вместе с ней и её трёхлетним внуком Мишей в парке.

И заметила вот что: Лидия Васильевна всегда обращается напрямую к ребёнку, а не к его родителям.

Нет, если адекватный родитель следит за своим ребёнком и в случае конфликта тут же принимает меры к его разрешению, то, конечно, разговаривают и находят выход из положения все вместе - и дети, и родители, и Лидия Васильевна. И, как правило, становятся после этого добрыми знакомыми, при встрече здороваются и гуляют вместе.

Но бывают случаи, когда мама/бабушка/папа/реже дед зависает в телефоне, а ребёнок предоставлен сам себе. И если возникает конфликт, а родители и ухом не ведут, Лидия Васильевна никогда не взывает: кто мама этого мальчика?.. Скажите своему ребёнку!.. Она считает, что это бесполезно и бессмысленно.

Если родители не считают нужным учить ребёнка правилам поведения в обществе, то рано или поздно он столкнётся с этим обществом один на один, без буфера в виде мамы. И это общение без посредников, считает Лидия Васильевна, гораздо эффективнее, чем перепалки между взрослыми, имеющими разные понятия о воспитании и поведении, в присутствии детей.

НАПРИМЕР:

Ситуация 1

Миша лазит по "паутинке", бабушка его страхует. И краем глаза приглядывает за оставленным на другом краю площадки самокатом. Там, на границе площадки и газона, стоят и лежат с десяток велосипедов, самокатов, беговелов.

По площадке ходит толстенькая девочка, примерно ровесница Миши, а за нею неотступно семенит ещё более полная бабушка.

Вот девочка свернула к куче детских транспортных средств. Бабушка за ней.

К Мишиному самокату прицеплен большой яркий самосвал. Он на длинной верёвочке, на конце верёвочки петля, эта петля надета на руль. Кузов нагружен желудями "со шляпками", которые Миша долго и внимательно собирал под большим дубом.

Девочка подходит к самосвалу, хватает его двумя руками, делает шаг... Верёвка не пускает. Девочка, не выпуская машины из рук, начинает дёргать верёвку. Жёлуди рассыпаются, самокат падает на бок. Девочка злится и кричит.

Бабушка спешит на помощь - ловко снимает петельку с руля самоката. Девочка роняет самосвал на землю, берётся за верёвку и идёт к выходу с площадки. Верёвка зацепилась за переднее колесо, самосвал едет неровно, дёргается, гремит, опрокидывается на бок, теряя последние жёлуди.

Девочка упорно тащит его по тропинке уже за площадкой. Бабушка неотступно идёт следом.

Лидия Васильевна не может оставить внука, но и сдёргивать его с высоты, куда он старательно забрался, чтобы идти забирать игрушку, тоже не хочет. Она держит в поле зрения Мишину вещь и ждёт, пока внук слезет. Потом они выходят с площадки с другой стороны и идут навстречу девочке с бабушкой.

- Девочка, где ты взяла эту машину? - спрашивает Лидия Васильевна.

- Там, - кивает куда-то себе за плечо девочка.

- Это твоя машина?

- Нет...

- А почему ты её взяла? Кто тебе разрешил?

Девочка растерянно говорит:

- Баба...

- Что вам нужно? - бросается на помощь внучке бабушка. - Вы кто? Что вы пристали к ребёнку?

- Это мой самосвал - говорит Миша.

Девочка заводит руку с верёвкой за спину. Лидия Васильевна продолжает говорить с девочкой, очень спокойно, но твёрдо и непреклонно:

- Чужие вещи брать нельзя. Эта машина принадлежит вот этому мальчику. Немедленно верни!

И протягивает руку, ладонью вверх. Строгий, требовательный тон возымел своё действие - девочка протягивает верёвочку, на конце которой лежит на боку потерпевший крушение самосвал. Глаза её наливаются слезами.

- Да что вам, машинки говённой жалко? - возмущается бабушка, стараясь кричать погромче, чтобы привлечь внимание возможных единомышленников. - Ну, поиграл бы ребёнок, ничего бы ей не сделалось! Она всё равно валялась, никому не нужная. А тут, глядите, сразу понадобилась! Ребёнка до слёз довели!

На этих словах девочка, как по заказу, начинает громко реветь.

- Вот если бы вы научили девочку спрашивать разрешения, прежде чем брать чужую вещь, она бы сейчас спокойно играла, - невозмутимо говорит Лидия Васильевна. - Но вы этим не озаботились. Ну, что ж, разрешаете ей брать чужое - будьте готовы к тому, что хозяин потребует вернуть. Это как минимум. Кстати, машина поцарапана об асфальт, а была новая и стоила полторы тысячи. Как насчёт возмещения ущерба?

- Да подавись ты!.. - плюнула добрая бабушка и резво потащила ревущую внучку прочь.

Ситуация 2

Миша играл в песочнице, и среди его игрушек был большой экскаватор. Подошла девчушка лет двух с папой. Было видно, что экскаватор пленил её с первого взгляда, малышка не сводила с него глаз. Она остановилась в двух шагах и, как заворожённая, смотрела на машину, какой дома у неё наверняка не было. Потом посмотрела на Лидию Васильевну и с большой надеждой в глазах спросила:

- Моня?..

- Ты хочешь поиграть с этой машиной? - уточнила та.

- Да.

- Это экскаватор вот этого мальчика, Миши. Сейчас мы у него спросим. Миша! Тебе сейчас экскаватор не нужен? Можно, вот эта малышка с ним поиграет?

Миша повернулся, внимательно посмотрел на девочку, на игрушки, на бабушку и кивнул:

- Можно.

Девочка с восторгом, бережно стала двигать экскаватор по песку, а её папа присел на бортик песочницы и стал объяснять, что это за машина, как она работает, и следить, чтобы дочка была аккуратна с ней.

Ситуация 3

Как-то мы сидели на скамейке, а Миша лазил по горке, сделанной в виде корабля.

У них с собой был большой мяч, с которым они играли в хоккейной коробке, когда она была свободна. А здесь, на детской площадке, Лидия Васильевна ловко зафиксировала мяч между скамейкой и стоящей сбоку урной.

Подошла молодая женщина, смуглая, с раскосыми глазами на круглом лице, с ней девочка лет двух, вся круглая, и лицом, и фигурой, с глазками-щёлочками. Женщина зыркнула на нас и села с другого краю, повернулась боком и достала телефон.

Девочка пошла одна бродить по площадке. Сначала её покатала на карусели вместе со своей внучкой чья-то бабушка, потом она долго стояла возле другой скамейки, где мама устроила своей дочке перекус.

Девочка ела печенье из коробочки и пила воду. Смуглая девочка стояла и смотрела ей в рот. Маме стало неловко, хотя их скамейка стояла за пределами площадки. Её дочка протянула девочке печенье. Мама не успела её остановить. Печенье моментально исчезло во рту. Мама забеспокоилась.

- Дочка, мы не знаем, можно ли этой девочке печенье? Вдруг у неё аллергия? Или ей по режиму сейчас не нужно есть? Мы можем навредить.

Девочка продолжала стоять и смотреть. Маминой дочке стало неудобно есть, когда тебе смотрят в рот, а ты не можешь угостить, и она свернула свой перекус, убрала печенье и воду в рюкзак и побежала на площадку.

Смуглая девочка тоже побрела - к нашей скамейке. Она покрутилась около мамы, но та ни на секунду не оторвалась от телефона, перешла на нашу сторону и увидела мяч. Подбежала и хотела с размаху ударить ногой. Лидия Васильевна, не прерывая разговора, подставила ладонь. Девочка в растерянности опустила ногу.

Пообтиралась об урну, пытаясь подобраться к мячу то с одной, то с другой стороны, подошла сзади и стала трогать мяч то пальцем, то мыском сандалика.

При этом она ни разу не взглянула на нас, как будто нас тут и не было.

Мячик не двигался с места. Тогда она осмелела, упёрлась в него двумя руками и вытолкнула бы из укромного убежища, куда его так удачно пристроила Мишина бабушка. Но Лидия Васильевна твёрдо придержала мяч рукой, посмотрев девочке прямо в глаза и молча погрозив пальцем. Девочка отступила и пошла к маме, которая за всё время и головы не подняла. И вдруг встала, злобно пробурчала что-то на гортанном наречии, рывком посадила дочку в коляску и увезла с площадки.

Ситуация 4.

Миша играл в песочнице, во дворе пятиэтажки, расположенной недалеко от входа в парк. У него был рюкзак с игрушками, он достал несколько. Рюкзак с раскрытой горловиной стоял в углу. Мы сидели рядом на скамейке. Двор был пуст.

Вдруг прибежали два мальчика, лет пяти-шести, видимо, погодки. Они бежали и орали, толкались на ходу. Подлетели к песочнице, и старший скандально закричал, ни к кому не обращаясь:

- А где мой замок?.. Кто сломал мой замок!.. Кто будет отвечать за мой замок?.. Прикинь, какие-то ... сломали мой замок!.. Вы мне ответите!.. Я этого так не оставлю! Вот сделаете замок, я вам его сломаю!..

Мы точно знали, что, когда мы сюда пришли, никаких следов каких-либо построек в песочнице не было. Просто взрыхлённый истоптанный песок, и всё.

Младший что-то подтявкивал, поддерживая брата. Продолжая орать и ругаться, они полезли на горку, на качели, нигде не задерживаясь, толкаясь, дразнясь, и было понятно, что это их обычный стиль общения.

Следом за ними приплыла мама - неопределённого возраста и неприличного вида: безобразно толстая, в леопардовых лосинах, не прикрывающих живот, в коротком топе, не прикрывающем чудовищный бюст, в грязных и рваных босоножках на грязных же ногах с облупленным педикюром. От неё явственно тянуло перегаром и табаком. Большие тёмные очки в пасмурный вечер, возможно, прикрывали фингал под глазом, но это уже наши домыслы. Она села на соседнюю скамейку, стоявшую тоже около песочницы, под углом к нашей, и углубилась в телефон.

Мальчишки были совершенно расторможены, носились по площадке, как чумовые, и орали совсем уж неприлично. Мы переглянулись, и Лидия Васильевна стала поджидать удобного момента, чтобы увести Мишу со двора. Вот никогда они здесь не гуляли, а сегодня Миша уговорил зайти на пустую незнакомую площадку.

Мальчишки сразу заметили незнакомого мальчика с большим мешком игрушек и, поносившись для приличия по всей площадке, ворвались в песочницу. Миша покосился на них, повернулся спиной и продолжил играть в своём углу.

Младший воровато подобрался к Мише, понаблюдал, как тот играет, и сцапал формочку, лежащую чуть в стороне от других игрушек. Отскочил с ней на середину и стал проворно закапывать формочку в песок. Тут же подскочил второй.

- Дай мне..! Дай сюда!.. Отдай, кому сказал?..

Младший не обращал внимания на его вопли. Он зарыл формочку так, что её уже не было видно. Старший тут же полез её выкапывать руками из влажного плотного песка. Они стали выдирать эту формочку друг у друга из рук, выкрикивая недетские оскорбления и угрозы.

И всё время посматривали на Мишу. Видно было, что им очень хочется поиграть в его игрушки - с ним, а лучше без него, и они, как могли, привлекали к себе его внимание.

Миша полез в рюкзак, покопался в нём и вытащил небольшую машинку и грабельки. Из рюкзака на песок выпал кусок голубого мела. Миша этого не заметил. Младший словно ждал - мгновенно схватил и зажал в кулаке. Старший тут же схватил его за руку и стал разжимать пальцы.

- Что у тебя?.. Дай сюда!.. Быстро!.. Слышал?.. Отдай мне!..

Они стали драться.

Лидия Васильевна встала со скамьи и села на угол бортика песочницы около Миши, стала тихонько говорить, что лучше им пойти в парк, где песок чище и песочницы лучше, и их знакомый мальчик Антон, наверное, уже там и ждёт - когда же придёт Миша, чтобы вместе строить гараж, как вчера. А сама уже собирала игрушки, и Миша стал помогать - постукивать каждой игрушкой по бортику, чтобы отряхнуть от песка, и класть в рюкзак.

Братья дрались, взрывая ногами песок, потом упали, кусок мела отскочил к рюкзаку. Они не заметили, а Миша машинально поднял его и бросил в рюкзак.

Их мать, держа в руке телефон, больше смотрела всё-таки на своих детей, но не произносила ни слова. Просто наблюдала. Старший начал орать:

- Где мел?.. Отдай мне мел!.. Где он?.. Я хочу мел!.. Дай мне быстро!..

А младший уже ковырял песок какой-то палочкой, не обращая внимания на его вопли. Старший продолжал требовать мел. Мать молчала. Он орал каждую фразу всё громче и всё более угрожающе.

- Я хочу мел!.. Где мел?.. Я хочу мел, я кому сказал?..

И вдруг подскочил к Лидии Васильевне и заорал ей в лицо:

- Я хочу мел!!.

Лидия Васильевна холодно посмотрела ему в глаза и безразлично спросила:

- И что?

Мальчишка, чуть сбавив тон, повторил:

- Я хочу мел!.. Дай мне! Где мел?..

- Чей? - так же равнодушно спросила Лидия Васильевна, завязывая шнурок рюкзака.

Мать мальчишек внимательно слушала, не сводя с них глаз.

Лидия Васильевна отряхивала Мишу.

- Мой мел!.. Его этот ... у меня отнял!.. Мой!..

- Где твой мел, понятия не имею.

- Я хочу мел!.. - опять заблажил мальчишка.

- Хоти. - Пожала плечами Лидия Васильевна, взяла Мишу за руку, и они подошли ко мне.

- Ишь, сидит, оглохла, что ли?.. - прошипела мать. - Ребёнок оборался, а она хоть бы ... ! Мела пожалела! Твой всё равно не рисовал!

- Ваш ребёнок хотел, чтобы я дала ему мел? - догадалась Лидия Васильевна.

- Ну, наконец, допёрло! Ребёнок десять раз повторил: хочу мел!

- Кому повторил?

- Кому? Вам! Тупая, что ли?

- Как я могла понять, что он орал это мне?

- Так у вас же мел был!

- Гениально! - восхитилась Лидия Васильевна и уточнила: - То есть, он хотел, чтобы я дала ему наш мел?

- Ну да! Вам он всё равно не нужен!

- Ну, что нам нужно, а что нет, не вам решать. Если бы ваш ребёнок умел обращаться к незнакомому человеку, вежливо, без истерики, излагать свою просьбу, то он бы сейчас рисовал мелом. Но его, к сожалению, этому не научили.

Мы ушли и слышали, как за спиной женщина орала на своих сыновей, загоняя их домой.

Лидия Васильевна считает, что чёткие, конкретные слова, сказанные чужим человеком, ребёнок поймёт и запомнит лучше, чем неопределённые, расплывчатые рассуждения родителей.

Что твёрдый отказ в чём-то от постороннего человека научит его лучше, чем родительское сюсюканье: игрушка не наша, но ты можешь поиграть, пока хозяина нет, а мы потом отдадим.

Что игнорирование окружающими неправомерных "хотелок", высказанных в недопустимой форме, быстрее отучат от истерик, чем родительские пляски с бубном вокруг истерящего чада.

Мы часто говорим: родители, потакая во всём ребёнку, не воспитывая его, внушая, что он лучше других и ему всё позволено, оказывают своему чаду медвежью услугу. Потому что, оказавшись в обществе, он быстро узнает, что ничем не лучше других, что его желания не бросаются исполнять, что за какие-то поступки придётся отвечать, причём не перед родителями, из которых можно вить верёвки, а перед незнакомыми, равнодушными к тебе людьми.

Лидия Васильевна считает, что она, как часть этого общества, на практике помогает быстрее постичь его законы тем детям, чьи родители почему-либо не считают нужным делать этого сами.

Дорогие читатели, а как считаете вы?

С кем вы разрешаете конфликты "в песочнице"?

С детьми или с родителями?

                02.09.2020


Рецензии