Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь
г. Москва, поселение Новофедоровское, п. Зосимова Пустынь
Храмы монастыря:
1. Собор Троицы Живоначальной
2. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (в надвратной колокольне)
3. Часовня Воскресения Христова
Другие постройки и сооружения:
4. Келейный корпус
5. Монастырский корпус (кельи, иконная лавка, туалеты)
6. Монастырская постройка
7. Хозяйственная постройка (2010-е гг.)
8. Монастырский корпус
9. Игуменский корпус (1915 г.)
10. Монастырская постройка (нач. XX в.)
11. Ограда
12. Юго-западная башня
13. Юго-восточная башня
14. Главные ворота
15. Северные хозяйственные ворота
16. Юго-западные хозяйственные ворота
17. Юго-восточные хозяйственные ворота
18. Хозяйственная постройка
19. Внутренняя ограда
20. Хозяйственная территория
21. Детская площадка
22. Руины монастырской постройки
23. Руины гостиницы
24. Место Одигитриевской церкви (утрачена)
25. Поклонный крест
В 1826 году из Москвы, из Чудова монастыря, пришёл в Верейский уезд Московской губернии монах Зосима, бывший отставной поручик из смоленских помещиков, по приглашению помещицы Бахметевой, урождённой княжны Львовой, для образования на её землях женской общины. В этом же году монашеская община и была устроена, благословлённая митрополитом Московским Филаретом. Первыми насельницами пустыни стали сёстры Николаевского монастыря города Туринска, что находился в далёкой Екатеринбургской губернии.
При жизни Зосимы в пустыньке не было ещё ни одного храма. Да и сам он поселился в нескольких километрах от пустыньки, в лесу, где крестьяне построили ему келью. Только в выходные и праздники он навещал образованную им общину.
Строительство Троицкой церкви начнётся в этом же году после смерти старца. Но построен собор будет только в 1838 году. Троицкую церковь начнут строить на средства московских купцов Лепёшкиных. Они же не оставляли обитель и в будущем, помогая средствами на постройку других зданий пустыньки. Строительство Троицкой церкви благословил опять же митрополит московский Филарет. К концу года церковь освятили. А в 1855 году сам митрополит Филарет принимал участие в освящении расширенного храма Троицы Живоначальной.
Нужно сказать, до постройки будущего собора на территории монастыря имелась часовня. Ещё одну, Одигитриевскую домовую церковь устроили над вратами, на средства царевны Тамары в 1839 году в связи её излечением, ещё старцем Зосимой.
В 1852 году в Зосимовой пустыни был освящён новый каменный Одигитриевский храм.
А в 1856 году наконец-то община была преобразована в монастырь стараниями многих благодетелей пустыньки. Духовная жизнь в Зосимовой пустыни после этого ещё больше стала процветать.
В этом же, 1856 году, заканчивалось строительство колокольни. А на втором ярусе предполагалось разместить церковь и освятить в честь Иоанна Крестителя. Опять же купцы Лепёшкины, уже сыновья, продолжали опекать пустынь. На этой колокольне были размещены семь колоколов. А саму Предтеченскую церковь освятили летом 1857 года в присутствии оптинских старцев, которые почитали старца Зосиму. Богадельню, которая требовалась пустыни, построили в 1863 году.
В начале 70-х годов 19-го столетия пустынь была окружена стенами с четырьмя угловыми башенками. В начале 20-го века в монастыре и подле него развернулось большое строительство. Три келейных корпуса, в которых, помимо келий, располагались просфорная и рукодельная, новый настоятельский корпус, больничные покои и странноприимный дом. К началу века в монастыре уже было более 250 насельниц. А в 1910 году лесную пустыньку старца Зосимы решили обустроить. Построили на месте его кельи часовенку.
К 1917 году монастырь подошёл в полном расцвете, немного потускневшем в призме событий Первой мировой войны. Первые два года Зосимову пустынь новая власть как бы не замечала. Но этого нельзя сказать о монастырских насельниках. Они не стали дожидаться, когда к ним придут, и пришли сами. С организацией трудовой артели. А в монастыре богослужения-то продолжались. Правда, уже через год о монастыре вспомнили и прислали отряды рабочих для заготовки дров для столицы. И лес вокруг пустыни стал быстро редеть. А заготовители расселились в монастырских зданиях.
А дальше, через полгода, пришли отряды изымать церковное имущество. И изъяли.
Но монастырь был жив. И артель существовала. А в 1928 году в пустынь привезли постояльцев – мужчин с разными психическими отклонениями и назвали это учреждение Инвалидным домом №9 «Зосимова пустынь».
А в 1929 году дошло дело и до артелей. Их ликвидировали, а все сёстры Зосимовой пустыни были изгнаны. Но 12 лет с разными ухищрениями перед новой властью монастырь продолжал существовать. А дальше…Что ж… Троицкий собор пошёл под клуб. Гробницу старца Зосимы, конечно, вскрыли. Мощи до сих пор не найдены. Колокольню переоборудовали под водонапорную башню. А в Отчин колодец засыпали, что попадалось под руку. Одигитриевскую церковь сравняли с землёй.
Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году в бывшем монастыре был госпиталь. Кстати, немцы были остановлены прямо перед стенами монастыря. Ещё позже монастырь стал пионерским лагерем Московского метрополитена со спортивными площадками и открытой сценой. И только в 2000 году Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. Монашеская жизнь стала возвращаться в эти намоленные места. Вместе с некоторыми реликвиями того времени.
В 1997 году был очищен Отчин колодец. А также было сделано навершие на колодец, с дверцами.
*Л.И. Денисов "Православные монастыри Российской империи". – М., изд. А.Д. Ступина, 1908 г., стр. 514.
"Соборы.ру"
Фото автора. План В.Д. Куркова
Корректура М. Зуйкова
Русавкино, январь 2024 г.
Свидетельство о публикации №224020900374