10. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА 10.
Во  дни оны прииде Иоанн Креститель,  проповедуя в пустыне  Иудейстей. И глаголя: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное ( Мф. III 1, 2)

1. "В каждом возрасте свои страсти - говорит Святитель -  в раннем возрасте обыкновенно бывает больше неразумия и малодушия, в последующем сильнее действует похоть, а  в следующем возрасте - любостяжание."
Поэтому- то Христос, прошедши чрез все эти возрасты и во всех их исполнив закон, в 30 лет приходит к крещению,  чем и заключил исполнение всех заповедей.
Иоанн же приступил к крещению  по возбуждению Божию, чтобы свидетельствовать о приходе Христа, которого он узнает по Духу Святому в виде голубя, сходящего на Него.
Крещение Иоанново не давало отпущения грехов. Он проповедывал Крещение покаяния.
"Да и каким бы образом, - объясняет Иоанн Златоуст, - могло быть отпущение грехов,  когда ещё ни жертва была не принесена, ни Дух Святый  не сходил, ни грехи не были заглаждены, ни вражда не пресеклась, ни проклятие не уничтожилось?"
2. Святитель объясняет нам , что  "нераскаянны были иудеи и никогда не чувствовали грехов своих, но будучи подвержены крайним порокам, всегда считали себя праведными. а это-то особенно  и  губило их, и  отдаляло от веры...
То и цель пришествия Иоаннова  состояла в том, чтобы расположить их  к познанию своих  грехов и склонить к покаянию; не для того, чтобы они были наказаны, а чтобы стали через покаяние более смиренными, осудили бы самих себя и прибегли к получению прощения."
Новая причина крещения - "Да веруют в грядущего по нем."
Иоанн Златоуст продолжает: "Неприлично было обходить домы и, взявшись Христа за руку, водить везде, говоря: Веруйте в Него; неприлично также было перед всеми мимопроходящими возносить этот божественный глас...Поэтому он и пришел крестить".
"Поэтому-то Иоанн в первый раз громогласно проповедует народу иудейскому пришествие Христово",
так что даже у мытарей и  воинов  стали порождаться высокие мысли".
3. "Пророки так были заботливы...что  задолго предвозвестили не только о Владыке своём, но и о том, кто будет слугой Его...
Смотри, как оба они, т.е.пророк и Креститель  соглашаются в одной мысли, хотя не одними словами выражают ее.. Исайя говорит, что такова будет проповедь Иоанна: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его (Ис.40:3). Сам Креститель по пришествии своём говорит: Сотворите же достойные плоды покаяния - это означает тоже самое,  что и слова: Приготовьте путь Господу.
Евангелист Лука прибавляет  и передаёт пророчество полностью: Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие ( Лк.3: 5; Ис. 40::4)'
Святитель ещё раз подчеркивает, что слова пророка и проповедь  самого Иоанна означают только то, что он пришёл предуготовить и   предустроить путь ко Христу, ...чтобы подготовить души тех, которые имели принять Бога всяческих".
4. Иоанн Златоуст, описывая Иоанна Крестителя, говорит, что иудеи  "почитали его за Илию; зрелище, которого они были свидетелями, напоминало им об этом святом муже и даже ещё более изумляло их...так как он (Иоанн) с самой колыбели постоянно жил в пустыне.
Предтече Того, Кто имел упразднить все древнее: труд,   проклятие, печаль и пот, - надлежало и самому иметь некоторые знаки такого дара и быть выше древнего осуждения.
Таким он и был...
Он не имел нужды ни в доме, ни в постели, ни в столе, ни в чем другом  подобном, но, нося плоть, вёл какую то ангельскую жизнь,
Для   того то он и носил власяную одежду, чтобы и самой одеждой  научить нас удаляться от всего земного, но возвращаться к прежнему благородству, в каком  был некогда Адам, прежде нежели  возымел нужду в платье и одежде. Таким образом, сама одежда Иоанна служила знаком и царского достоинства,  и  покаяния."
5. Святитель Иоанн Златоуст  с горечью обращается к нам:
"Если же Иоанн,  столь чистый муж, светлейший неба и высший всех пророков, более которого никого не было и который имел такое дерзновение, - если он вёл такую суровую жизнь, то какое оправдание будем иметь мы, которые после явленных нам благодеяний и при бесчисленных грехах, нас обременяющих, не оказываем даже малейшей части его покаяния,  но упиваемся, пресыщаемся, намащаемся благовониями,  живём ничуть не лучше театральных блудниц, всячески нежимся и таким образом делаем себя легкою добычей дьяволу?".
Святитель,  продолжая рассказ об Иоанне,  говорит, что он  поразил всех фарисеев  "не пророчествами о битвах и победах, войнах и бедствиях, не о взятии города...но о Небесах, Небесном Царстве и о мучении в геенне."
Святитель призывает нас:" Будем и мы подражать Иоанну, и, оставив сластолюбие и пьянство, начнём жизнь воздержанную..Теперь время покаяния как для некрещенных, так и для крестившихся, чтобы одни, покаявшись, сделались причастниками  Святого таинства, а другие, омывши скверны, приобретённые после Крещения, с чистой совестью приступили к трапезе.
Оставим же эту сластолюбивую и развращенную жизнь. Нельзя ведь, нельзя в одно и то же время и каяться, и предаваться сластолюбию.
И в этом пусть уверит вас одежда, пища и жилище  Иоанново."
Если для нас невозможно вести такую суровую жизнь,  то хотя бы оставаясь в городах,  будем совершать покаяние"
Иоанн Златоуст  предупреждает:
"Суд уж у дверей.
Да, если бы он и не был так близко, все- таки не должно быть беспечным, потому что конец жизни имеет такую же силу для отзываемого в будущую жизнь, как и кончина мира!".
6. Покаянием  Святитель назыаает" не то, чтобы отстать от прежних худых дел, но и то, чтобы показать большие добрые дела...
Как же нам их сотворить дела, достойные покаянияз?
Поступая напротив.
Например, ты похищал чужое? Впредь давай и свое. Долгое время любодействовал?  Теперь воздерживайся и от своей жены в известные дни; привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил, кого не встречал?  Впредь благословляй обижающих тебя и благодетельствуй бьющим. Для исцеления недостаточно только вынуть стрелу, но ещё нужно приложить лекарство.
Ты предавался сластолюбию и пьянству, теперь постись  и пей воду; постараемся истребить зло от прежней жизни"...
" Взыщи мира и пожени и"(Пслм XXXIII)
Да, утверждает Иоанн Златоуст: "Мы можем возвратить мир, который покинул нас ...Если оставим гордость и наглость и захочем вести жизнь скромную и кроткую."
7. По мнению Святителя,  " нет ничего хуже  наглой  надменности.  Она то и делает нас и напыщенными, и в то же время  раболепными, а потому в первом случае смешными, во- втором отвратительными. Если же искореним эту ненасытную страсть, то будем и истинно- смиренными, и высокими без всякой для себя опасности"
Иоанн Златоуст продолжает назидание:
" Итак, отсечем всякую безмерность и, принявши спасительное врачевство умеренности, будем жить добропорядочно, как следует, и станем усердно прилежать к молитве.
Если и не получим просимого, будем молиться,  чтобы получить; если же получим, не перестанем молиться и по получении просимого. Бог не для чего- нибудь иного откладывает исполнение наших прошения,  но для того, чтобы замедлением возбуждать к неусыпным молитвам "
"Любящие отцы и матери, когда дети перестают ласкаться к ним, и оставляют их, посылают слуг своих  пугать их, ...чтобы страхом" вернуть в свои обьятия.
Иоанн Златоуст  учит нас:" Если бы мы  были одинаковы как в благополучии, так и в искушениях, то не было бы и нужды в искушениях."
Он приводит в пример святых мужей, которые наиболее сияли во время бедствий и искушений:   апостола Павла, царя Давида,  многострадального  Иова, 
Иакова и сына его Иосифа.
Святитель  назидает: "Научимся мужественно все переносить, чтобы ни случилось с нами...
Знать, когда должны кончиться наши скорби, принадлежит Богу, который их попускает, а переносить эти скорби со всей благодарностью -  есть дело нашей благопризнательности.
Если будем благодарить и славить Господа при всяком бедствии, который Он устраивает для нашей пользы, то тогда легко отразим все наветы, и получим нетленные  венцы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.


Рецензии