Читательский дневник 13. Лев Лосев. Кириллица

     Лев Лосев о Бродском: «это поэт мелического склада, и в начале 60-х годов для него злом была метрическая банальность, его раннее творчество — сражение с заезженными размерами русской поэзии».

      «Метрическая банальность», «заезженные размеры». Кто равняется на Бродского, валяйте, ведите сражение, ждите Нобелевской премии. По-моему, Иосиф сторонился банальности, казёнщины, коммерциализации и прочих признаков пошлости. Собственно, не он сторонился, а его слово было чуждо всему этому по природе. Многим даже слабые и опосредствованные элементы пошлости противны. Поэтам и не поэтам.

      Вообще-то лосевская характеристика  Бродского, конечно, ограничена. Вернее, ограниченна. Самого же Льва Лосева часто характеризуют как «филологического» поэта. Не по тематике, конечно. Но вот одно вполне филологическое стихотворение ЛЬВА ЛОСЕВА:

     ТРИНАДЦАТЬ  РУССКИХ

Стоит позволить ресницам закрыться,
и поползут из-под сна-кожуха
кривые карлицы нашей кириллицы,
жуковатые буквы Ж, Х.

Воздуху! — как объяснить им попроще,
нечисть счищая с плеча и хлеща
веткой себя — и вот ты уже в роще,
В жуткой чащобе Ц, Ч, Ш, Щ.

Встретишь в берлоге единоверца,
не разберёшь, человек или зверь.
«Е-ё-ю-я», изъясняется сердце,
а вырывается: «Ъ, Ы, Ь».

     «Ъ, Ы, Ь» рифма зовёт читать «Ер, Еры, Ерь». Мнемонический стишок гимназистов: «Ер-еры упал с горы. Ерь-ять, некому поднять. Юс, юс сам подымусь. Ижица, розга к ж-е близится». И извините уж, напомню: Це, Че, Ша, Ща.  Же, Ха.

     С названиями букв интересно у нас. Например, обычно называют букву Эль как Эл. В Ленинграде Дэ-Эл-Тэ. Ну, что ты с ними поделаешь. Букву Эф величают как Фэ, причём издавна, что вошло даже в "Словарь живаго великорусскаго языка" Даля. Иногда такая тенденция далеко заходит. Был у меня молодой коллега, который знал, что буквы следует именовать не так, как он привык, а как-то необычно. Например, не Фэ и Нэ, а как-то по-образованному. Что иногда из этого выходило, разберёшь, бывало, не сходу. К примеру, в технике существуют разъёмы типа «ШР», шланговый разъём. Ну, как это сказать вслух? Он говорил: «Эш Рэ». Ну, это ещё понятно более-менее.
 
     А вот что значит «Эн Нэ»? Подумайте. Я вот не сразу догадался. Это латиница, оказалось, «N H».
 
     Грамотей парень. Прзвище «Лом». Я про него, кажется, что-то рассказывал.


Рецензии
«сражение с заезженными размерами русской поэзии»

Любимое занятие бездарностей.

Валентин Великий   09.02.2024 17:04     Заявить о нарушении
Но ни про Бродского, ни про Лосева не скажешь, что это бездарности.

Андрей Паккерт   10.02.2024 18:36   Заявить о нарушении
Лосева не знаю, а Бродский и есть бездарность, да еще и плагиатор.

Валентин Великий   10.02.2024 19:16   Заявить о нарушении
Думаю, Вы неправы в Вашей жёсткой оценке. Если любите поэзию, почитайте Лосева и постарайтесь понять того и другого. Я сам не чувствую себя более талантливым, чем эти два и множество других поэтов

Насчёт плагиата хотелось бы конкретные примеры. Самостоятельно мне их трудно найти, не будучи эрудитом в этой области.

С неизменным уважением,

Андрей Паккерт   11.02.2024 10:14   Заявить о нарушении
"Если любите поэзию, почитайте Лосева"

Если любите поэзию — читайте не критиков, а поэтов, хороших и разных, развивайте свой вкус, то есть — учитесь различать художественное слово и его суррогат. Насчет плагиата Бродского, я всерьез этой темой не занимался, но кое-что для информации к размышлению могу предложить http://stihi.ru/2023/10/25/4511

Валентин Великий   11.02.2024 11:17   Заявить о нарушении
Спасибо за совет. И не гневайтесь. Мужчину это не украшает.

Андрей Паккерт   11.02.2024 21:08   Заявить о нарушении
Я никогда не гневаюсь, просто не способен. А резкий тон это лишь способ привлечь внимание к обсуждаемой теме. Всего хорошего.

Валентин Великий   11.02.2024 21:46   Заявить о нарушении
Да, я, наконец, кажется, догадался: Вы считаете Льва Лосева критиком? Вовсе нет, это поэт, хотя и выпустил книжку о Бродском. Но это не критика, а литературоведение. А приведённое стихотворение Лосева Вам не понравилось?

Зарабатывал же Лосев на хлеб тем, что читал курс чего-то в амер. ун-те. Сам он эту профессию назвал "профессор кислых щей". Шутка, конечно, но в каждой шутке...
Вы вот назвались эпитетом "Великий". Не всерьёз же?

Наилучшие пожелания.

Андрей Паккерт   26.02.2024 09:23   Заявить о нарушении
Мне совершенно безразличны и Лосевы и прочие ему подобные. Я не собираюсь пичкать свой дух их сочинениями. Предпочитаю держать его, дух, на строгой диете, чтобы сохранить его «нищим», дабы войти в Царствие Небесное.

Валентин Великий   26.02.2024 13:59   Заявить о нарушении
"Вы вот назвались эпитетом "Великий". Не всерьёз же?"

Предположить, что Великий это не псевдоним, а фамилия — воображения не хватило? Ну, значит, Вы — точно не великий, не бывает великих писателей с невеликим воображением. Понимаю, «Валентин Великий» звучит красиво и больше смахивает на удачный литературный псевдоним, но это говорит только о том, что у моей мамы был неплохой художественный вкус. Хотя папа очень хотел осчастливить меня «Петром», но подобное намерение родителя было тут же пресечено родительницей: «Петров у нас в деревне много, а Валентина — ни одного». Папа спорить не стал, ибо накануне слегка перепраздновал мое рождение, а потому был виноват, что называется, по всем статьям.

Валентин Великий   27.02.2024 10:17   Заявить о нарушении
Ну, я же не писатель, ничего выдумать не могу, воображение приземлённое.

Резкие у Вас суждения, Валентин. Лосева, значит, не читали. По форме это традиционный поэт. А кого любите? Есенина, Владимира высоцкого? Очень интересно.

Андрей Паккерт   27.02.2024 16:50   Заявить о нарушении
Да никого я уже не люблю и систематически стихов не читаю. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Есенин давно уже не резонируют с моим сердцем. Недавно, правда, приобрел сборники Тютчева и Фета. У первого мне очень нравится денисьевский цикл, у второго — стихи, посвященные памяти Марии Лазич. И я понимаю, почему мне остались близкими только эти двое. Лучшую свою лирику они писали уже когда им было за пятьдесят, как мне сейчас. И я их чувствую. А молодых уже нет. Вырос.

Валентин Великий   27.02.2024 17:48   Заявить о нарушении
Вон оно что. Спасибо за ответ.
Всего доброго!

Андрей Паккерт   28.02.2024 17:12   Заявить о нарушении