Богач Корах Глава 1

Мой авторский сайт: https://www.danberg.net/


                Богач Корах

                Глава 1

Случилось сия история в давние-давние времена. Многие из иудеев, живших на нильских берегах, были жестоко угнетаемы безжалостными фараонами, томившими их непосильным трудом. С Божьей помощью страдальцы задумали и, наконец, решились покинуть чуждый Египет и отправиться на добрую свою родину в Ханаан. Нестройными колоннами, уж как могли, шли беженцы в родные края.

Предстояло пилигримам преодолеть путь совсем невеликий, и посему не требовалось им чрезмерно много времени на дорогу. Однако на беду свою, в самом начале похода искатели счастья тяжело согрешили перед Господом, и за это Он покарал избранный Им народ сорока годами скитаний по дикой, безлюдной и суровой земле – пока не вымрет поколение, совершившее грех в глазах Его.

Присмотримся поближе к рутинной жизни отбывающего наказание племени. Не будем забывать, что равновесие души зависит не столько от важных событий и высоких помыслов, сколько от вещей обыденных. Горшок с мясом, горячая похлебка и свежая лепешка многое меняют и заменяют.

***

Вот белое солнце пустыни поднялось над горизонтом. Удобно устроившиеся на песке камни, близкие холмы и далекие горы – все они разом сощурились под лучами утреннего светила. Зима выдалась недобрая. Ночные холода, колючий ветер, сушь, малохлебье.

Правды ради следует признать, что Бог не забывал о своих питомцах и посылал с небес пищу на иссохшую землю. Лепешки сияли белизной, как зимнее солнце, и вкус у них бывал отменный, медовый. Но не насыщались взрослые даром Всевышнего, а уж дети-то, известное дело, растут, и потому вечно голодны: им когда ни поднеси кусок – съедят всегда с жадностью, но не всегда с благодарностью. Вот и принуждены были переселенцы ковыряться в земле – хоть рад, хоть не рад, а надо!

В субботний день, однако, хлеб сверху не снисходил. Путникам полагалось создавать запас из двойного пятничного рациона. К несчастью, не всегда и не всем удавалось осуществить чудо сбережения, хоть и наслышаны были иудеи о славных деяниях великого предка их племени – одаренного мудростью Иосифа.

Божий дар назывался ман. Крепко запомнилось человечеству короткое это слово, а идея, в нем заключенная, навек полюбилась ему. И до нынешнего времени вспоминают люди с благоговением и вожделением о безмездной пище с небес.

Кроме пропитания переселенцам требовались и другие тривиальные вещи для поддержания здорового тела. Скажем, одежда, тепло, крыша над головой и прочее. Мудрые книги не оставили нашему поколению достаточно упоминаний об этой стороне дела. Впрочем, сие и не удивительно. Ведь главная задача тех древних иудеев состояла не в достижении телесного довольства, не слишком волнующего умы толкователей, но в самоисправлении и в устремлении к духовности, ибо былые грехи не пускали в рай Ханаана.

***

Утро святой субботы. Ручейки мужчин тянулись к большому молельному шатру, расположенному близко к скинии, то бишь к временному походному храму Господа. Места внутри шатра предназначались для персон важных, сановитых. Не успевшие пока занять высокое положение в иерархии общины, но имеющие намерение пробиться к вершине пирамиды, жадною толпой стояли у входа. Почет – вечная и заветная цель честолюбца, он неизменно будет стремиться к ней, и никак не искоренить эту страсть из сердца его.

Люди простой веры молились на периферии лагеря, в удаленных от святой скинии шатрах. Они полагали, что Господь не придает значения достоинству и степенности места, в котором творится молитва. Якобы Бог слышит всех одинаково, ибо почет, устанавливаемый людьми для самих себя, есть суета для Него.

Беседа с Господом окончена. Участники ее направились к домашним шатрам. Укрыться от холодного ветра, согреться возле теплых со вчерашнего дня камней очага, а то и закусить, чем Бог послал.

Не все враз расходятся. Богомольцы низкого звания, что молились в отдаленных от скинии шатрах, разбредаются первыми. Амбициозные и приближенные к святости пилигримы терпят дольше, демонстрируя рвение.

Последними покидают большой молельный шатер братья Моше и Аарон. Высокие эти особы стоят во главе общины. Моше – начальник над народом, Аарон – первосвященник. Править, вести и учить они назначены Богом. Находятся, однако, среди важных обычников большого шатра и такие, которые обвиняют братьев в самозванстве и узурпаторстве.

Немало сторонников нашли себе обвинители. Заметим, что дерзкое инакомыслие и агрессивные деяния порицателей имели то положительное значение для потомков, что дали обильную умственную пищу мудрецам-толкователям.

Пожалуй, в этом пункте повествования загодя сообщим читателю, что перипетии раздора меж Моше и Аароном с одной стороны, и их противниками с другой, станут основным содержанием настоящей правдивой повести.

В сердцах переселенцев не ослабевал ропот против бедствий бесконечных скитаний. Временами брожение умов становилось настолько опасным, что выливалось в злые и язвительные вопросы к Моше и Аарону: “Зачем вы увели нас из Египта? Разве под властью фараона нам жилось хуже, чем в холодной и голодной пустыне?”

В ответ братья должны были терпеливо разъяснять людям великую миссию народа-избранника, втолковывать в незрелые головы преимущества свободы перед рабством, живописать великолепие ожидающей иудеев ханаанской земли, текущей медом и молоком, и так далее и тому подобное.

Труднее всего оказалось объяснить простому народу справедливость наложенной Всевышним кары – долгих сорок лет жестоких злоключений. “За что, спрашивается? Ну, отлили тельца из золота, нарушив устав Господень. Так ведь и сам первосвященник Аарон творил идола! Не доволен был Моше, а равно и Бог, что разведчики с сомнением высказались о достоинствах Святой Земли? А, может, правы были соглядники?”

Попробуй-ка сладь с таким жестоковыйным людом! Моше и Аарону приходилось уповать лишь на собственный разум и наставления Господа, ибо никак не могли они знать мудрых трактований драмы, в которой оба участвовали. В те далекие времена книги еще не были написаны, а будущие толкователи еще не родились.

Братья поневоле держали ухо востро, прислушивались к подозрительным шепоткам и неподдельно внимали гласу народа.

 - Что думаешь о сегодняшней молитве, Аарон? – спросил Моше.

 - День субботний, молились от души! – ответил Аарон.

 - А настроение у людей?

 - Смиренное и благостное. Одним словом, подобающее.

 - Подобающе говори со мной, первосвященник! Смирение и благость оставь для паствы. Я начальник над народом, выше меня только Бог. Мне нужно знать всё так, как оно есть на самом деле! 

 - Понятно, Моше. У Кораха лицо было непроницаемым. Трудно догадаться, что на уме у него.

 - Рядом с Корахом стояли закадычные товарищи его. По правую руку, Датан, по левую – Авирам и Бен Пелет – так, кажется. Ты ближе меня был к ним, видел их глаза.

 - Был ближе, а глаз их не видел. Опустили очи долу.

 - Тревожно мне. Глаза прячут – плохой признак.

 - Знаю, опасны эти люди. Взбунтоваться могут. Тогда нам несдобровать.

 - Почему так думаешь, Аарон? Говори! Первосвященник глядит прямо в души людей, несомненно ведает, чем дышит каждый из его друзей, а, равно, и врагов. Много ли сторонников у Кораха?

 - Ты сам сказал, что начальнику над народом нужно знать всё, как есть. Готов выслушать неприятную правду?

 - Да говори же, наконец, святоша!

 - “Святошу” я тебе прощаю, а вот ты, памятозлобный, никак не простишь мне грех золотого идола. Побывал бы в моей шкуре! Сам-то на гору к Господу поднялся и вестей не подавал, а меня одного с диким людом оставил!

 - Ладно, брат. Бог рассудит. Докладывай, Аарон.

 - В большом молельном шатре были наши противники и чуть-чуть сторонников. В большинстве своем сюда ходят молиться люди образованные, лицемерные. Ждут, чья возьмет – к тому и примкнут.

 - Сидят на заборе, стало быть. Таким нет доверия. Кто слишком рьяно ищет почета при жизни, тот никогда не войдет в храм ее. А простой народ в какую сторону глядит?

 - Простой народ к нам в большой шатер не ходок, у него для молитвы другие места имеются. Но настроения его мне известны, ибо полагаюсь я на донесения верных разведчиков.

 - Не из-за верных ли разведчиков Бог наказал нас пустыней? Доверяешь им?

 - Мои люди надежнее твоих, Моше. Работают на меня не за малопонятную им веру, а за честную мзду.

 - Боже мой, и это я от первосвященника слышу! Пусть останутся твои богохульные слова между нами. Что же доносят тебе честные мздоимцы-соглядатаи твои?

 - Доносят, что настроение в народе – половина на половину. Сколько за нас с тобой, столько и против нас. Но и те, что верят нам, тоже ропщут на тяготы каждодневные. Почему, кричат, нам целых сорок лет муки терпеть? Не хотим, говорят, в голой пустыне умирать, а желаем жить в волшебном краю ханаанском!

 - Чем примечательна одна половина, а чем – другая?

 - Недовольные, что за нас с тобой, были в Египте бедняками и работягами. Недовольные, что против нас – просвещенные середняки и богачи белоручки.

 - Нащупал разные породы? Хвалю! Сообразно свойствам людей и наставляй их: каждому воздай по чину и достоинству его.

 - Представь, Моше, я догадался сам!

 - Объясни, Аарон, неясную мне вещь. Вот, скажем, бедняки направились в Ханаан. Их я понимаю: они лучшей судьбы ищут, рабов хотят иметь, господами надеются стать. Просвещенные – так тем свободу подавай. А богачи что? Им и в Египте как будто бы сладко жилось – они-то зачем потянулись за нами?

 - О богачах говоря, ты, конечно, Кораха подразумеваешь. Это ясно. Замечу тебе, Моше – господами все без исключения желают быть, а что до богачей, то им, в Египте, как раз свободы и не хватало! 

 - Корах богат чрезвычайно. Значит, за свободой он подался?

 - За ней самой! Богатство у него есть, и несметное. Чтоб силу золота почувствовать вполне, свобода требуется. Дай такому волю – он и власть добудет, и над людьми возвысится, и магнатом сделается!

 - Прав ты, Аарон. Вот, возьмем, к примеру, нас с тобой – мы, скромно говоря, люди не самые бедные, в неге и довольстве жили на Ниле. А как с небес получили власть и вкусили ее очарование, так уж теперь и расставаться с нею не намерены.

 - Не так громко, Моше! Твои откровенности не всегда к месту. Думаешь, на бараньей коже уши не растут?

 - Уши? На бараньей коже?

 - Да, братец. Стены-то у шатров мы из чего мастерим?

 - Снова ты прав, Аарон. 

 - Довольно пугать себя, начальник. День сегодня субботний, для благости иудеям дан. Слуги стол накрыли. Закусим. Похлебка овощная только из печи, остыть со вчерашней трапезы не успела. И козлятина еще теплая.

 - Давай-ка мы поедим сейчас мясного, вина пригубим. А сыр овечий с маслинами и молоко козье с лепешками пусть своего кошерного часа дожидаются. После вечерней молитвы употребим. 

***

Исполнив задуманное и вполне насытившись, братья Моше и Аарон покинули шатер, вышли за кордон и стали не спеша прогуливаться. Беседуя, они говорили исключительно о духовном, ибо в субботу следовало избегать суетных тем.

Надышавшись чистым воздухом, начальник над народом и первосвященник вернулись к шатру и уселись поблизости, подставив лица полуденным солнечным лучам.

 - Гляди, Аарон, какое солнце белое!

 - Зимнее. А все же греет!

 - Мне кажется, дымом запахло, - сказал Моше, потянув носом воздух.

 - И правда, есть запах, - тревожно отозвался Аарон.

 - Посмотри-ка вон туда, Аарон! - вскричал Моше, - видишь, над тем дальним шалашом серый дымок? Ветер его в нашу сторону несет.

 - Беда! В субботу кто-то очаг затопил! На том краю лагеря верные нам бедняки живут. Всегда порядок соблюдали. Глазам своим не верю!

 - Охранник, ко мне! – крикнул Моше, - отправляйся к шалашу, над которым дым вьется. Вели хозяину, чтоб с женой и детьми шел сюда. Скажи, Моше и Аарон желают с ними со всеми познакомиться.

Вскоре появились званые гости. Мужчина средних лет и с ним выводок ребятишек – которые постарше, а которые маленькие. Женщины среди пришедших не было.

 - Здравствуйте, добрые иудеи! – радушно проговорил Моше, - рассаживайтесь на циновках.

 - Как зовут тебя, милый человек? – поддержал Аарон ласковый тон брата.

 - Шломо мое имя в народе израильском, а как звали меня в Египте – заставил себя забыть! – достойно ответил гость, - а вас, братьев я хорошо знаю: ты – Моше, начальник над народом, а ты – Аарон, первосвященник.

 - С каким имуществом, Шломо, ты вышел из Египта? – поинтересовался Моше.

 - Мы люди бедные, нет у нас багажа ни на подводах, ни за плечами… А у вас тут едой пахнет, не то, что в моем шалаше…

 - Эй, слуга, принеси Шломо и деткам его чего-нибудь поесть! – скомандовал Моше.

 - А зачем ты в Ханаан подался? – спросил Аарон.

 - Как это зачем? От тебя ли вопрос такой слышу, Аарон? – изумился Шломо, - земля ханаанская медом и молоком течет! Всего вдоволь. Тамошние обитатели рабами нам будут, а мы – господами над ними. Иудеи станут в шатрах сидеть и учение Божье постигать. Довольно с меня в глиняных карьерах надрываться, да кирпичи для фараона обжигать! На легкий труд мы идем.

 - Ты полагаешь, Шломо, что постигать учение Божье – это легкий труд? – поинтересовался Аарон.

 - Все мы, простые рабочие, так думаем. А разве нет? Вот придем в Ханаан, обустроимся сперва. Потом станем собираться для учения в теплом шатре. На столах угощение, питьё. Ты, Аарон, или кто из учеников твоих, будете слово Божье молвить, а наше дело повторять за вами и заучивать!

 - Есть у меня вопрос к тебе, Шломо, - перебил Моше мечтательную речь гостя, - вот, ты говоришь, что господином над ханаанцами станешь, а ведь они по доброй воле к тебе в рабство не пойдут! Что воевать тебе придется – догадываешься?

 - Догадываюсь, Моше.

 - Боишься, небось? – уколол Аарон.

 - Избранному народу нечего войны бояться! Мы иудеи, и с нами Бог! Не допустит Он нашего осрамления. Ибо победа избранников Его – Его победа!

 - А почему ты без жены пришел, Шломо? – решился на вопрос Аарон, - или овдовел?

 - Неможется супруге моей, слаба она, да и питания дома не хватает.

 - Мы с Моше будем молиться за ее выздоровление! – пообещал Аарон.

 - Премного благодарены! - хором ответили Шломо и дети его.

 - А есть ли у твоей семьи враги? – ни с того ни с сего поинтересовался Моше.

 - Немного, но есть.

 - Кто такие? – продолжал допытываться Моше.

 - Голытьба, вроде нас. Чтобы завидовать нам – нет такого, ибо завидовать нечему, а просто сердца у них злые. Праведников из себя строят, говорят, мол, мы с женой уставом пренебрегаем, и детей безбожию учим. Вранье!

 - А известно ли тебе, Шломо, какой день сегодня? – как бы невзначай осведомился Аарон.

 - Право, насмешник ты, первосвященник. Кто ж в нашем стане не знает, что нынче святая суббота!

 - А заповеди Божьи ты соблюдаешь? – строго прозвучал неожиданный вопрос начальника над народом.

 - Все мы, в Ханаан идущие, блюдем закон.

 - Почему же тогда ты в священный день субботний развел огонь в очаге? – грозно вскричал Аарон.

 - Так ведь жена больна, холодно ей, последний хворост в очаг бросил!

 - Шломо, ты грубо нарушил Божью заповедь! – возвысил голос Моше.

 - Нарушил, чтобы душу живую спасти! Нельзя разве?

 - Один пожалуется на холод в доме, другой подхватит, дескать, голодно ему, а третий скажет, мол, ноги мои босы. И поразит маловерие нестойкие сердца! Так за отговорками да за увертками народ Бога забудет! – возмутился Аарон.

 - Эй, охранник, - гневным голосом позвал Моше, - отправь Шломо и выводок его в соседний шатер и двери за ними запри. Пусть посидят ночь и о жизни подумают!

Охранник увел испуганных гостей, вернулся за новыми указаниями.

 - Слушай меня хорошенько, - строго обратился к стражнику Моше, - завтра ты с товарищами выведешь Шломо за границу лагеря. Доставишь туда врагов его. Объявишь во всеуслышание, что за нарушение субботы подвергается Шломо справедливой каре – смертной казни через побитие камнями. И пусть враги нарушителя забросают его тяжелыми глыбами на глазах детей его и, якобы, недужной жены!

 - Не слишком ли ты крут, братец? – удивился Аарон.

 - Пример Шломо – другим наука! На переломе судьбы наш народ. Пропадет он без моей твердой руки! – отрезал Моше.



Целиком повесть опубликована здесь:  ЛИТРЕС


Рецензии
Ну, тут с какой стороны посмотреть на вопрос, если с морально этической, то да, зверства и диктатура, с другой, только так и можно победить и завоевать царство себе, с религиозными нищими фанатиками. И ведь Израиль появился и стоял долго, пока не ослабели духом. Именно такие бедные и религиозные создали страну, так же как римляне, так же как арабы, так же взяли Южную Америку испанцы, в Северной Америке тоже страну создали оборванцы, Правда, эти поклонялись напрямую Золотому Тельцу. А бывшие рабы и богачи не воины и вообще ущербные создания, а вот их дети, рождённые и выросшие свободными, закаленные испытаниями, те, кому нечего терять, вот это те, кто способны держать в руки оружие. А религия, это знамя под которым все объединились. Не будь этого, не существовало и нас с вами или влачили жалкое существование на задворках истории. А тогда ещё времена были суповыми, людей убивали везде, постоянно и даже не всегда по поводу. И даже если бы Моше и Аарон все выдумали и просто захватили власть, делали-то все как по справочнику. Есть два сорта правителей - диктаторы и «демократы», при первых, если умны, страна богатеет и расширяется, а народ стонет и плачет, при других, людям хорошо, люди благоденствуют, но страна рушится, слабеет и попадает под пяту соседей. Человечество оно таково, как обезьяны, чуть расслабишься, и останешься с голым задом, а то и убьют, а диктаторы держат всех в тонусе. Потому как люди по природе ленивы и жадны, хотят делать меньше, а получать больше, без кнута и меча у горла никуда не пойдут и ничего делать не будут. И сейчас, кстати, не лучше, да, камнями не забрасывают, но чуть скажешь чего лишнего против власти или религии и все, террорист, или как в Америке, отменят. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   09.02.2024 18:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша.
Ценю твои подробные комментарии.
У меня вопрос к тебе: не слишком ли ты всерьез воспринимаешь историю с исходом иудеев из Египта? А вдруг не было никакого исхода? А что действительно было и есть поныне - так это нравоучительные толкования мифа!

Дан Берг   09.02.2024 20:41   Заявить о нарушении
Я рассуждал в контекстах того, если бы исход реально был. Конечно, глупо утверждать, что то или иное было, если не являлся свидетелем, но тут возникает другое немного, народ существует, любой, пока у него есть его вера и традиции, отказываешься от них и перестаёшь существовать, особенно в условиях рассеяния и враждебном окружении. Иудаизм и вера в него со всем содержимым, это есть то, что делает евреев евреями, так же как православие русских русскими, синтоизм японцев японцами и так далее. Потому я могу сколько угодно думать о том, были ли те события в реальности или их выдумали, но верить надо, потому что человеку всегда надо во что-то верить, чтобы не сойти с Ума и не покончить с жизнью, особенно в нынешних реалиях. К тому же, представьте на минуту, что рай существует и в Торе все написано верно, и после смерти за не соблюдение попадешь в ад? И зачем рисковать, на меня религия накладывает не такие уж страшные ограничения, на самом деле, просто вы находитесь немного в иной ситуации, в Израиле, где все свои, то есть не надо, как всем остальным евреям сохранять себя и выдерживать атаки антисемитов, нет опасности ассимилировать или того хуже, для еврея, стать христианином, или жениться на русской, то есть предателем своего народа, потому вам, ортодоксия и кажется чрезмерной и даже бредом, вредительством, а для нас это как посох в тяжелом пути. Тут Важно что? Понимать, что представляют собой жрецы и не давать им денег, благо, в Талмуде и Торе все написано четко и можно разобраться самому. Вот когда фанатики в Израиле начинают портить жизнь другим, чего-то требуя от них, это уже плохо и перебор. С уважением.

Александр Михельман   10.02.2024 08:24   Заявить о нарушении
Спасибо, Саша.

Дан Берг   10.02.2024 09:29   Заявить о нарушении