Потребность в чуде
4.4.4. Системные цели
4.4.4.1. Индивидуальные системные цели человека
4.4.4.1.2. Индивидуальные системные потребности человека в стадиях развития, гомеостаза и деградации
...
4.4.4.1.2.30. Потребность в чуде.
Потребность в чуде является чисто человеческой и родом она из нашего «сказочного» детства. В любой культуре при воспитании детей им рассказывают различные сказки и мифы, в которых происходят невозможные, с точки зрения рационального сознания, события. Кроме того, имеются и врожденные предпосылки для появления веры в чудеса. Они связаны с генетически детерминированным стремлением сознания искать связь между любыми событиями (глава 4.4.4.1.2.15. Потребность в создании личной модели бытия), что приводит к формированию у детей (даже без «сказочного образования») «неупорядоченной телеологии», то есть, склонности видеть во всем, что их окружает, результат целенаправленной деятельности [160]. В итоге все дети, до определенного возраста, верят в возможность чуда и желают его осуществления и это желание иногда (при скрытой помощи родителей) даже сбывается (подарки от деда Мороза). В дальнейшем поддерживает веру в чудеса и целый пласт искусства, связанный с созданием в книгах и кино фантастической реальности.
С возрастом вера в чудеса под давлением рационального сознания у многих, но далеко не у всех (вспомним верующих), проходит, а если точнее, уходит в неосознаваемую часть сознания. В тяжелые периоды жизни, когда нет надежды или вариантов рационального решения возникших проблем, потребность в чуде возникает почти у всех («в окопах нет атеистов»). И в этом плане вера в чудо имеет определенное адаптационное значение, повышая психическую устойчивость человека в критических ситуациях. Аналогичное значение потребность в чуде несет в случаях, например, неудовлетворенности своей жизнью в целом, сохраняя человеку надежду на лучшее будущее независимо от текущих обстоятельств.
В более мягком варианте потребность в чуде проявляется в активном участии многих людей в различных азартных играх и лотереях. Хотя рациональное сознание говорит о том, что шансов выиграть очень мало, люди, надеясь на чудо, готовы тратить время и деньги, чтобы попытать удачу.
Известна любовь большинства людей к получению неожиданной «халявы», которую можно рассматривать как маленькое чудо. Этим, кстати, пользуются предприимчивые люди (от маркетологов до откровенных аферистов), устраивая различные «громкие» распродажи (часто с почти фиктивными скидками), или обещая выполнить определенные услуги бесплатно или почти бесплатно.
В итоге, все мы, в той или иной степени и в зависимости от обстоятельств, испытываем потребность в чуде, но реализация данной потребности осуществляется далеко не всегда и не в виде чуда, как такового, а, в подавляющем числе случаев, в результате реализации редких событий или совпадений, которые и воспринимаются нами как чудо.
Литература к главе 4.4.4.1.2.30.
160. Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию. 23.05.2007. http://elementy.ru/news/430521
Свидетельство о публикации №224020900546