Мастер Маргарита

Мастер Маргарита.
Давным-давно, когда еще в школе проходили марксизм, и все события нужно было рассматривать в свете ленинизма, книгу Булгакова «Мастер и Маргарита» было не достать. Свою первую МиМ я получила от парня, что ходил со мной на уроки английского языка и готовился к эмиграции в Америку. Мне было 17 лет. Я только что закончила школу и не поступила в институт, забыв на последний экзамен паспорт. Конечно, я давно мечтала прочесть знаменитого «Мастера». И вот! Прочла! И? В голове пусто, остались лишь тени героев.
Сериал МиМ 2005года просто вызвал раздражение. Ну да, конечно, Маргариту играла героиня из «Тайны следствия» - прокурор, ну кто же еще! Сериал воспринимался как сказка, непонятая, без судеб и смысла, а лишь старательно прочтенная и озвученная кем попало, голоса и картинка не совпадали даже с тем смутным юношеским впечатлением.
Но пришло время перечитывать. И перечитывать уже взрослой, уже столкнувшейся с жизнью… Я не буду писать о впечатлении от книги. Это ясно. Но фильм, что только что вышел, своим точным попаданием в смысл, настроение и картинку романа, хотела сказать, но язык не поворачивается… Слишком жизненная книга, слишком современный текст, слишком глубокое постижение жизни.
Смотришь фильм, вспоминаешь книгу и картинки памяти своей жизни и своего времени листаются, листаются, листаются... Хотя, казалось бы, Булгаков – принадлежал к интеллигенции, горожанин. Но…
Вот Мастер кидает свою рукопись в печь – вспоминаются рассказы матери (моя мать из подмосковных крестьян. Бабка неграмотная батрачка, Дед – портной), как точно так же люди в форме пришли в ее деревенский дом. Моя мать, будучи школьницей, процитировала на уроке истории в деревенской школе Троцкого - о перманентной революции (Откуда был в доме Троцкий – загадка). И вот уже вереница людей из всевидящего ока топает по тропинке от калитки к дому. Бабка сообразила и быстро и кинула Троцкого в топку, в печь. Пронесло…
Люди не меняются – говрит Воланд. И вот уже я сижу в Исторической библиотеке и читаю славянофилов. Ко мне подходит однокурсник и внимательно изучает мою стопку книг. И вот уже в деканате на следующий день меня со словами – «Что, Макарова, наукой занимаешься» не допускают к экзамену. Сейчас этот мальчик ректор МГПИ... Стукачество, служка перед властвующей идеологией, - какая перманентная комплектующая составляющая нашей жизни.
А начало фильма – молоток, разбивающий клавиши, едущий трактором по бело-чёрному полю рояля. Блин, это же моя жизнь! Это я в порыве любви к свободе, в частности к свободе в смысле пространства – разобрала старое пианино. Правда оно было давно ненастраеваемо.
Мне показалось или это правда? В фильме мелькнула пародия на Любовь Орлову?
«Власть пролетариата. Диктатура — это тоже насилие. Да насилие. Но вынужденное и необходимое.»  И снова вспоминаются семинары на истфаке, когда наш препод -здоровенный мужик - говорил – «власть пролетариата это, как если бы тебя жена за картошкой в магазин послала. Ну разве это насилие? Это необходимость»
Удивляет, что Булгаков писал книгу о своей жизни, но она так безумно вливается в мою, не совпадающую с его по времени.
Боже, но фильм великолепен. Даже бревно ленинское куда-то несут. Кстати, а куда Ленин нес бревно?
А помните, как Мастер говорит – «как я могу писать о том, чего не знаю?» Ну это когда ему предлагает написать о трудовых подвигах рабочего класса…
Я тоже помню, написала свои детективы и меня позвали в редакцию. Усадили в кресло и сказали, - вы отлично владеете словом. Но тематика… Почему бы вам не написать о жизни на Рублевке?
А море? Помните Мастер никогда не был на море. Хм... Почему-то мне вспомнилось, что моя мать - экономист металлургического цеха тоже никогда не была на море…
А доносы…Стукачество…Видимо это не умрёт никогда…
Фильм хорош. Почему-то вечно деревянные настилы вместо мостовых роскошно накладывается пародией на современную Москву с вечно перекладываемыми бордюрами. Эх, Собянина там вроде не было…
Много игольчатых воспоминаний всплывают при просмотре фильма. Почему-то вспомнилось как мой научный руководитель и профессор, сделав меня студентку-дуру своей любовницей, потом просто науськал своих выпускников избить меня. Самое смешное, что аргументировал он это тем, что я «еврейка». И самое ужасное, что им этого было достаточно. (профессор был антисемит). И они избили меня, и я ушла с 4 курса. Хотя еврейкой не была, а просто задала простой вопрос как он отличит евреев от русских. Вот он и отличил. Ой, аргументов чтобы избить, убить, устранить можно выдумать сколько угодно. Во ленинградскому профессору Соколову они и вовсе не понадобились. Я теперь думаю, что мне-то повезло. Жива осталась. Некоторые из этой компашки преподают теперь в МГУ)).
Власть системы. Власть идеологии, власть секты. Булгаков как никто другой глубоко и мрачно все это описал. Да что описал! Пережил. Впрочем, пережил ли!
И снова иглы памяти вкалывают в мозг свои картинки из собственной мультяшной жизни. Когда-то я написала серию картин о принцессе Диане. Семь картин. Их приобрел аль Файед и забрал в Лондон. Он хотел их выставить в школе Дианы. Но не случилось. Зато за мной пришли. Нет, в психушку не забрали. Когда я писала эти картины, когда посылала фотки по английским газетам, я чувствовала себя в полной безопасности. Где я, и где эта чёртова английская королева. ( а картины поддерживали теорию заговора и обвиняли в убийстве принцессы королевскую семью). Но безопасность – это не то слово, не то положение, когда ты в России и воюешь с английской монархией. Сначала меня сбила газель, вместе с забором соседа на даче. Потом мне пригрозили, если я буду рыпаться – подсадить мою дочь на иглу, и потом попросту изъяли мои картины. 30 картин гиперреализма! Нет картин- нет художника!
Только тогда я поняла, боже мой, наше кгб ходит по приказу ми6. Национальное правительство? А что это? Национальная безопасность? А где это?
Почему-то в голове пересекаются кадры из трех последних фильмов. «Наполеон». «Дворец» (Полански) и «Мастер и Маргарита». И в «Наполеоне», и в «Мастере» поражают кадры объятой пламенем Москвы. А фраза «икорку любите» появляется и в «Мастере», и в фильме Романа Полански, где тоже коммунизм построен в отдельно взятом отеле, собаченция за столом жрет черную икру, и финальная сцена – хаос из выпавших челюстей, трупов и пустых бутылок. Головы прочь! Наполеон начинается Марией Антуанеттой без головы. И в «Мастере» режут головы с удовольствием и радостно.
Свобода! – Фраза, которую повторяет Воланд. Свобода! Мечта, которая, возможно, когда-нибудь… Человек — это животное, и ему нужен хозяин. «Всякая власть является насилием над людьми». Этому служит и произнесение нелепых речей и произведение нелепых действий.
И лишь когда человек перестанет быть животным и утратит потребность в хозяине и повелителе – власть исчезнет. Отступит. Необходимость во власти уйдёт в НЕБЫТИЕ.
Но если вам не нравится МиМ Локшина, то смотрите «Слово пацана». Этот фильм безусловно более приемлем в стране, где главный дипломат обращается к собеседникам - «дебилы бл..», а президент «мочит своих врагов в сортирах».


Рецензии