Автокалендарь. 10 февраля Джин, которому везло
Вообще, Джину везло с детства. Во-первых, его родной Толедо совсем недалеко от Детройта – Города моторов, как называют его в Америке. Во-вторых, родители мальчика познакомились в политехническом институте Ренсселера, а потом работали инженерами на автозаводе «Виллис-Оверленд». Окончив школу в Детройте, Юджин Бординат-младший учился в Академии искусств Крэнбрука и Мичиганском университете по специальности «искусство». Но со второго курса ушел, потому что – это везенье номер три – пройдя конкурс, стал одним из 33-х студентов школы дизайна и колористики, только что основанной руководителем центра стиля «Дженерал Моторс» Харли Эрлом.
Было еще и в-четвертых – Джин подружился с детьми дизайнера фирмы «Мормон» Джорджа Уокера и еще в детстве восхищался эскизами мастера. А уже после войны работал под руководством Уокера в дизайн-центре «Линкольн-Меркюри». И в-пятых – придя в «Джи Эм» стажером в 1938-м, Бординат в 1941-м стал супервайзером отделения «Фишер Боди», которое выпускало танки. И даже в-шестых – в войну он служил в ВВС и остался в живых.
Но после войны Джин оставался в «Джи Эм» только два года – в 1947-м его переманили в «Форд», и вместе в Уокером начал работу над «Меркюри» и «Линкольнами» 1949 года. В 1954-м марки разделили, и Бординат в 34 года стал шеф-дизайнером отделения «Меркюри». Тогда же ему снова повезло – Джин тесно познакомился с семьей Фордов. И всего через семь лет стал вице президентом всей компании и начальником ее центра стиля.
Продержаться на этом посту почти два десятилетия, да еще и под руководством такого резкого и авторитарного хозяина, как Генри Форд II, на это требовались не только выдающиеся профессиональные качества, но и политические способности, и дар руководителя. Бордината вспоминали как человека «вежливого и безупречного», обладающего «забавным остроумием и почти фотографической памятью», а еще – «мастерски манипулирующего прессой, своими дизайнерами и даже своим начальством».
Но главное все же не это. Не поддерживая резких изменений стиля, Джин старался придерживаться некой средней линии, утверждая, что стиль – всего лишь средство, которое приносит прибыль или, наоборот, убытки. Он сумел наладить в фордовском дизайн-центре весьма демократичный процесс, в котором решало не воля начальника, а мнение всего коллектива. В еженедельных собраниях, на которых обсуждались перспективные проекты разных дизайнеров, рождались порой настоящие шедевры.
Везение закончилось в 1979-м – инфаркт. А менее чем через год после своего 60-летия в феврале 1980 года Бординат взял отпуск с 60-процентной оплатой труда и в 1985-м окончательно вышел на пенсию. 11 августа 1987 года Джин скоропостижно скончался от болезни легких - врачи больницы Генри Форда так и не смогли определить, что это за болезнь. Не повезло.
Свидетельство о публикации №224021001115