Мастер и Маргарита. Литературная критика

Написать эту статью я хотел ещё очень давно, но учитывая огромную любовь народа к творчеству Булгакова и, в особенности, к роману «Мастер и Маргарита», я не решался посягуть на эту святыню. Я слышал даже такую версию, что этот роман называли этакой Библией для советских людей, которых насильно лишили религии.
Забегая наперёд, хочу сразу предупредить, что моя критика ни в коем случае не касается писательского мастерства автора. Этот его непревзойдённый стиль фельетона; этот сарказм и ирония; диалоги, которые разошлись в народе на крылатые фразы; сам роман читается удивительно легко и указыает на то, что Булгаков действительно был талантливым писателем.
Моя критика касается самого сюжета. Конечно, я не первый, кто обратил внимание на то, что писатель в романе отражает свою личную неприязнь к литературным критикам. Подобные высказывания я, безусловно, слышал. Слышал я и то, что в реальной жизни писателя была любовница, с которой он жил в таком же полуподвальном помещении и которая его бросила, и в романе отражается его желание, чтобы она к нему вернулась. Да в общем-то любой психолог вам скажет, что достаточно почитать то, что человек пишет, и можно понять, кто он есть. По моим произведенеиям, в которых я сам придумываю своих персонажей и сам же вкладываю в их уста какие мысли и слова, точно также можно составить обо мне мой психологический портрет. Всё это всем давно известно, поэтому я не об этом.

Боюсь, что я единственный человек, который обратил внимание на то, что из-за своих личных обид против литературных критиков, Булгаков катастрофически нарушил всю логику своего повествования. Но, несмотря ни на что, я всё ещё воздерживался и не решался писать эту статью.
Но вот однажды в сети Х я прочитал твит, в котором автор спрашивал: «Кто-нибудь заметил неувязки в романе «Мастер и Маргарита?». Я тут же начал читать этот тред, полагая, что кто-то ещё догадался о нарушении логики романа, но там было о другом. Автор говорил, что Воланд как-то обмолвился, что от одной девахи подхватил нехорошую болезнь, которой во времена Булгакова мог быть сифилис, а Воланд, будучи не совсем физическим существом заболеть ей не мог..., в общем это было не то, что я подумал, но этот твит всё-таки вдохновил меня рассказать вам о своих умозаключениях.

Первая странность, которая бросается в глаза, заключается в том, что Сатана и его свита, путешествуя по миру, приехали в Москву и, буквально влюбившись в Мастера, посвящают всё свое пребывание ему одному. Сладкая парочка, Коровьев и Бегемот, гуляя по огромной Мосве, где безусловно, есть, на что посмотреть, почему-то непременно попадают именно в литературные сообщества и наносят именно им значительный урон. Но допустим, что такое каким-то образом возможно. Тогда вот вам другой момент, гораздо более интересный. Писатель, живущий в Москве в советские годы, каким бы невероятным Мастером ни был, всё-таки не жил две тысячи лет назад и не мог совершенно точно знать, ЧТО конкретно в то время происходило в Иудее и уж тем более не мог знать, какие разговоры происходили между прокуратором, Иудой, Иешуа, военачальниками и другими персонажами. А вот Воланд наверняка знал. Он обедал с Кантом, он жил во все времена, и во времена Иисуса в том числе, и тем не менее, вставки в книге и в фильме про Иудею, это выдержки из романа Мастера, с которыми Воланд почему-то легко согласился.
Теперь немного пройдёмся по такому персонажу, как Маргарита. Обычно, если в повседневной жизни речь идёт о любящей и нежной девушке, то она обязательно обладает принципами. То есть, она терпит до какого-то предела уныние и жалость к себе своего возлюбленного, затем у неё лопается терпение и она его бросает. Это совсем не значит, что она его больше не любит. Наоборот, она может даже хранить ему верность, но она никогда не вернётся к нему из жалости и будет молча наблюдать за его жизнью со стороны, до тех пор, пока это безвольное существо не начнёт прилагать усилия и хоть как-то пытаться изменить свою жизнь к лучшему.
Что же делает Маргарита? Едва уйдя от Мастера, она тут же об этом пожалела и, едва встретив Азазелло, её тут же захлестнула волна жалости к писателю, и она всеми силами стремится обратно, чтобы с ним соединиться. Это означает, что у этой девушки не было никаких собственных стремлений, никакой собственной мечты, ничего вообще. Её собственная жизнь не была наполнена никакими интересами и была совершенно пуста. Более того, она из Мастера создала себе кумира, дорисовала его до полубога, что привёло к тому, что она ненавидела любого, кто хотя бы косо на него посмотрел. Давайте вспомним, с какой ненавистью, она разносит квартиру Латунского. Она, словно обезумевшая, уничтожает очень дорогой музыкальный инструмент — пианино,стоящее у стены; она затапливает соседей, разбивает все стёкла, шкафы, мебель  и прочее. Возникает вопрос — а на что она надеялась? Что Латунский и другие, увидев разгром, будут горько плакать и говорить «Какие же мы злые! Зачем же мы критиковаи такого замечательного писателя?». Но это же детский сад. Это же глупости. Латунский раскошелится, сделает ремонт, но его мнение о Мастере никоми образом не изменится.

А теперь, дорогие читатели, часть вторая. Как говорят в народе: «Если критикуешь, то предлагай альтернативный вариант», что я с удовольствием сейчас сделаю. Времена меняются, приходят новые поколения, молодые режиссёры, драматурги, актёры и, может быть, случайно прочитав ту логически выстроенную версию, которую я вам сейчас поведаю, кто-нибудь из будущих поколений создаст красивый шедевр, с сильными и любящими персонажами и, самое главное, совершенно логичный.
Ну что, восстановим логику?

В начале книги (или фильма) происходит разговор на Патриарших. Оставим его без изменений, но упомянем кое о чём, что современному человеку может резануть слух. В этом разговоре стоит знак равенства между Богом и Иисусом, хотя все прекрасно знают, что Иисус это сын Бога, а не сам Бог. Но это издержки советских времён. Уверяю вас, что в Советском Союзе фразы «верить в Бога» и «верить в Иисуса» не имели никакой разницы. Оставим эту неувязку на усмотрение режисёра и продолжим. Итак, Воланд прилетает в Москву, в которой так долго не был, и с удивлением обнаруживает, что в современной Москве живут люди, которые не верят в существование Иисуса. Затем он со свитой устраивает сеанс чёрной магии, смотрит на мосвичей. После сеанса они устраиваются в вышеупомянутой квартире, и Воланд делится со свитой своими сомнениями.
 - Не может быть, - говорит он, - чтобы в таком огромном городе не было бы никого, кто бы не верил в существование Христа.
 - Такие люди наверняка есть,  - возражает Фагот, - я их без труда смогу найти, а вот писателя, который в эпоху тоталитарного атеизма, никого не боясь, открыто пишет об Иисусе книгу, или хотя бы статью, может и не быть.
И Воланд поручает свите такого писателя найти. Теперь их похождения по литератуным кружкам, выглядят логичными. Они ищут писателя, который не боясь пишет про Иисуса. Они его находят в полуподвальном помещении с незаконченым романом, умирающего от жалости к себе из-за ухода любимой; умирающего также от отсутствия денег и еды. Сладкая парочка хватает его за шиворот и вместе в рукописью доставляет Воланду. Воланд, будучи сверхъестественным существом, в течение двух минут прочитывает рукопись и говорит:
 - Друг мой, ты очень талантливый писатель и очень смелый человек, ты замечательно пишешь, но всё-таки на самом деле всё было немного не так. И диалоги между персонажами были совсем другими. Я могу тебе показать, как всё происходило на самом деле, а ты, используя свой талант это опишешь и это будет не просто исторический роман, а ПОДЛИННЫЙ исторический роман.
У Мастера вспыхивают глаза и тут же потухают.
 - Я не смогу. От меня ушла любимая и я окончательно упал духом.
Тогда Воланд поручает Азазелло со следующего дня заняться поисками Маргариты, поручает парочке обеспечивать Мастера деньгами и едой, а сам, поскольку время полночь, уходит с ним, чтобы показать первую вставку - «ненавидимый прокуратором город». Окрылённый Мастер с жаром бросается за работу и днями пишет то, что по ночам ему показывает Воланд. Таким образом, все вставки про Иудею это то, что Воланд показывает Мастеру, то есть, то что происходило на самом деле.

Чем занимается Маргарита, живя без любимого, оставим для фантазии режиссёра. Затем Азазелло её находит, предлагает ей мазь, которая пусть пока не убивает её, но даёт ей возможность полетать. Когда он увидел, что Маргарита влюбилась в состояние полёта и молит его сделать её ведьмой, он приводит её к Воланду, который предлагает ей стать королевой на балу у Сатаны. Она с радостью соглашается, зная  о том, что это смерть. Почему? Потому что жить без любимого невыносима, но и жить с безвольным существом, умирающим от жалости к себе, она тоже не желает.
В этот день Мастер, наконец, заканчивает рукопись, но нигде не может отыскать ни Воланда, ни его свиту. Он ищет их весь день, желая сообщить радостную новость о  том, чо первый подлинный исторический роман закончен, и, наконец, к полуночи находит его на начинающемся балу. В этот момент он замечает Маргариту с черепом, наполненным кровавым вином. Мастер готов броситься к ней, но Воланд останавливает его за плечо.
 - Через минуту она умрёт, - говорит он, - этот процесс необратим. Ты можешь пойти к ней, но значит умрёшь вместе с ней. Если же выберешь жизнь и повернёшь обратно, тебя ожидает слава, богатство, поклонники, женщины, головокружительный успех, но Маргариты в твоей жизни не будет.
Мастер разумывает буквально пару секунд, затем аккуратно ложит рукопись к ногам Воланда и устремляется к любимой, отказываясь от всего, что предлагает ему жизнь. Они выпивают вино и концовку режиссёр может показать так, как пожелает. Это уже не имеет значения, ибо логика событий  восстановлена.

У читателя может возникнуть вопрос, так будет опубликован роман по сюжету книги или нет? Ведь Воланд не обязан этим заниматься. Так вот, если бы Булгаков написал, именно так выстроив логику, то эта неопределённость как раз была бы намёком на то, что и этот якобы подлинный роман, написан человеком, который в то время не жил, и тоже является всего лишь версией автора. А раз так, то может по сюжету быть написан, но остаться неопубликованным.

Вот таким я себе вижу роман «Мастер и Маргарита».


Рецензии
Как у Булгакова, так и в вашей версии Сатана не похож сам на себя. Во-первых, поскольку сатана наделён сверхъестественными возможностями, то ему вовсе необязательно посещать Москву и устраивать сеанс чёрной магии, чтобы узнать москвичей. Для этого вообще не надо быть семи пядей во лбу, поскольку пороки и греховные страсти людей вечны, впрочем, как и проявления ими иногда доброй воли. Во-вторых, отец лжи и провокации не может говорить правду или придавать своим поступкам даже видимость морального характера. Он, по природе своей, способен только лгать, вводить в заблуждение, насмехаться над всем человеческим и т.д. Было бы больше похоже на правду, если бы он поиздевался над главными героями романа. Вера в Бога и Иисуса Христа для христиан - одно и то же. "Святая троица" в христианстве есть учение о трёх лицах единого по существу Бога. Что касается Маргариты, то трудно описать поведение влюблённой женщины с рациональной позиции. Здесь всё возможно, поэтому художественный вымысел вполне уместен. Евангельские сюжеты в романе тоже несут следы авторской фантазии, хотя в корне и не противоречат религиозным догматам. Своего рода фантазии на заданную тему.

Сергей Бахматов   10.02.2024 19:21     Заявить о нарушении
По поводу свехъественных способностей Сатаны и того, что ему не было необходимости устраивать сеанс черной магии, чтобы узнать москвичей, я с вами совершенно согласен. Таких качаний от якобы незнания до сверъхественного, в романе много. Если автор хочет выразить некую мысль, то он может позволить себе кое-какие вольности. По себе знаю. Но некоторые неувязки настолько бросаются в глаза, что как-то даже неловко за автора.

Серж Готье   11.02.2024 02:04   Заявить о нарушении
По поводу того, что у меня такой же Сатана, как и Булгакова. Я ведь совершенно не собирался писать какой-то новый сюжет, или даже переписывать роман, как решил кое-кто из тех, кто одним из первых оставил реценцию. Я просто хотел слегка подкорректировать, чтобы сюжет самого автора выглядел чуть более логично. Только и всего.

Серж Готье   11.02.2024 02:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.