Связующее звено
ВИЗИТ К НАМ !
***
Талант – связующее звено времени,
шагнувшее к нам, что наглядно подчеркивают
биография и сюжеты картин известного русского
живописца, портретиста и академика живописи –
знакомьтесь:
Василий Константинович ПЕРОВ
(1834 – 1882 гг.).
Его наиболее известные
полотна :
«Тройка» (1866 г.),
"Охотники на привале",
(1871 г.), а также
«Сельский крестный
ход на Пасхе», «Проповедь
на селе», «Рыболов», «Птицелов» , «Приезд гувернантки
в купеческий дом» , «Суд Пугачева» и др.
***
А обратимся сегодня к одной из самых известных
и трогательных картин художника – «Тройка» (на снимке).
Глава 1. МИСТИКА
ЕГО КИСТИ
- или Тайна матери,
встретившей на полотне
своего сына…
Эту картину хорошо помним из школьных времен,
когда писали но ней сочинения о трагических
судьбах российских детей во времена
крепостного права!
Актуальной тема стал и для молодого художника Василия Перова,
обратившегося к написанию картины в 1886 г., вскоре после
отмены в России крепостное права. Да и он сам, внебрачный сын
губернского прокурора Тобольска Григория Криденера, с юных лет
на себе испытал нищенскую бедность.Обучавший его уму-разуму дьячок,
видя приверженность мальчика к перу - как в письме, так и рисунке,
дал ему кличку
«Перов»,которая так и осталась фамилией художника.
Второе название картины - «Ученики мастеровые везут воду» - отражает
сюжет и правду тех жестоких крепостных лет: с Трубной площади Москвы,
где у реки находился фонтан-накопитель, возчики в больших количествах
брали воду, доставляя ее на расположенную неподалеку фабрику. И везли
ее не только на гужевом транспорте - гораздо дешевле было использовать
для этого по сути дармовой детский труд!
Вот и запрягали в сани вместо лошадей 10-12 летних подростков,
отправленных из нищих деревень в город на заработки – «в люди!».
(О быте таких детей,отправленных «в люди», хорошо помним по
рассказу А.П.Чехова «Ванька», где ученик городского сапожника
9-летний Ванька Жуков пишет единственно родному ему человеку
домой безадресное, но слезное письмо «на деревню, дедушке",
где умоляет: «забери меня отсюда, не то помру!").
На картине Перова дети до крайности истощены. Фигура взрослого
мужика, подталкивающего сани, только усугубляет неадекватность
детских усилий , предписанных возложенной на их плечи тягостной
ношей. Не добавляет им радости ни бегущая сбоку дворняжка, ни
серое небо и мрачные стены городских строений…
От этой картины Перова веет холодком даже сегодня,
когда стоишь возле нее в Третьяковской галерее!
***
И тут переходим к главному, что удивляет, оживляя краски
на этом полотне, и щемяще трогает душу…
Если большинство моделей для картины Перов встретил в своем
окружении сравнительно быстро, то образа главного персонажа,
сложившегося в его представлении, центральной фигуры полотна,-
долго не находил. Он, по сути, и сам еще не понимал, как тот
должен на самом деле выглядеть!
Но когда, случайно встретив на улице крестьянку с ее 13- летним
сыном, сразу же бросился к ним навстречу с одной мыслью:
«Вот он!».
Да не тут-то было…
Уговорить суеверную мать сделать ее сына прототипом картины
долго не удавалось.Это был ее Васятка,единственный из трех
выживших детей, которым она теперь дорожила и не хотела
рисковать, отпуская его «на портрет».
Но рублем и словом Перову удалось переубедить крестьянку,
уговорить ее на сотрудничество. А со своим юным тезкой,
тоже Василием, Перов в процессе работы над картиной даже
сблизился, став парнишке наставником и другом. Мало того,
заранее пригласил его с матерью приехать в Москву, когда
картина будет готова...
***
«Тройка» Перова в интеллигентной среде России произвела
прямо-таки фурор, граничащий
с шоком! Павел Третьяков
сразу же купил картину для своей галереи. Это, по сути,
те же "Бурлаки на Волге" Ильи Репина, написанные примерно
в эти же годы, но чуть позже (1873 г.). Но у Перова сюжет
драматичнее, и даже жестче - бурлаками предстают дети...
А вот Илье Репину картина Василия Перова "Тройка" вполне
могла на уровне подсознания дать некий позыв к сюжету про
бурлаков. Мистические совпадения в художественной среде -
явления, по сути, обыденны.
Вот и еще одно из этого
ряда мистики.
Вскоре после появления у него "Тройки", меценат Третьяков
обратил внимание на простолюдинку, что зачастила в галерею
и всякий раз подходила к картине «Тройка», вставала перед ней
на колени, молилась и плакала… Третьяков известил об этом
художника Перова и тот , встретив женщину, узнал
в ней мать Василия -
персонажа картины!
Краткий рассказ собеседницы был печален.
Ее сынок Васятка всё-таки
умер, а она продала свой
дом и скромные пожитки,
приехав сюда с тем, чтобы купить у художника картину
с изображением ее сына!
Автор не взял денег, но написал портрет Васятки, который и подарил
несчастной матери мальчика, увековеченного им
на художественном
полотне!
10.02.2024 г.
(Продолжение следует)
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №224021001342
крепостных лет. Тягостная ноша
истощённых детей, трогает наши души.
И вновь мистика...
Прочтение было интересным!
Спасибо Владимир!
С уважением и теплом,
Лида Рай 10.02.2024 20:57 Заявить о нарушении
дружеским визитом и теплым
прочтением, да и душевному
общению рад !
А в двух оставшихся главках новелл о этом художнике - новые грани его
мистики, но уже с юмором и
некими интрижками великих,
едва не доведших их до
дуэли...
С теплом и улыбкой-
Володя
Владимир Федулов 10.02.2024 21:05 Заявить о нарушении