Связующее звено

Василий Перов –
ВИЗИТ К  НАМ  !

***
Талант – связующее звено времени,
шагнувшее к нам, что наглядно подчеркивают
биография и сюжеты картин известного  русского
живописца,  портретиста и  академика живописи –
знакомьтесь:

Василий Константинович  ПЕРОВ
(1834 – 1882 гг.).

Его наиболее известные
полотна :

«Тройка» (1866 г.),
"Охотники на привале",
(1871 г.), а также
«Сельский крестный
ход на Пасхе», «Проповедь
на селе», «Рыболов», «Птицелов» , «Приезд гувернантки
в купеческий дом» , «Суд Пугачева»  и др.
 ***

А обратимся сегодня  к одной из самых известных
и трогательных картин художника – «Тройка» (на снимке).

Глава 1. МИСТИКА 
       ЕГО  КИСТИ

   - или Тайна матери,
     встретившей на полотне
     своего сына…

Эту картину хорошо помним из школьных времен,
когда писали но ней сочинения о трагических
судьбах  российских детей во времена
крепостного права!

Актуальной тема стал и для молодого художника Василия Перова,
обратившегося к написанию картины в 1886 г., вскоре после
отмены в России  крепостное права. Да и он сам, внебрачный сын
губернского прокурора Тобольска Григория Криденера,  с юных лет 
на себе испытал нищенскую бедность.Обучавший его уму-разуму дьячок,
видя приверженность мальчика к  перу -  как в письме, так и рисунке, 
дал ему кличку
«Перов»,которая так и  осталась фамилией художника.

Второе название картины  - «Ученики  мастеровые везут воду» - отражает
сюжет и правду тех  жестоких крепостных лет: с Трубной площади  Москвы,
где у реки находился фонтан-накопитель, возчики в больших количествах
брали воду, доставляя ее на расположенную неподалеку фабрику. И везли
ее не только на гужевом транспорте - гораздо дешевле было использовать
для этого по сути дармовой детский труд!

Вот и запрягали в сани вместо  лошадей 10-12 летних подростков,
отправленных из нищих деревень  в город  на заработки – «в люди!».               

(О быте таких детей,отправленных «в люди», хорошо помним по
рассказу А.П.Чехова «Ванька», где ученик городского сапожника
9-летний Ванька Жуков пишет единственно родному ему человеку 
домой безадресное, но слезное  письмо «на деревню, дедушке",
где умоляет: «забери меня отсюда, не то помру!").

На картине Перова дети до крайности истощены. Фигура взрослого
мужика, подталкивающего сани, только усугубляет неадекватность
детских усилий , предписанных возложенной на их плечи тягостной
ношей.  Не добавляет им радости ни бегущая сбоку  дворняжка, ни
серое небо и мрачные стены городских строений…

От этой картины  Перова веет холодком  даже сегодня,
когда стоишь возле нее в Третьяковской галерее!

***
И тут переходим  к главному, что удивляет, оживляя  краски
на этом полотне, и щемяще трогает душу…

Если большинство моделей для картины Перов встретил  в своем
окружении  сравнительно быстро, то образа главного персонажа, 
сложившегося в его представлении, центральной фигуры полотна,-
долго не находил. Он, по сути, и сам  еще не понимал, как тот
должен на самом деле выглядеть!

Но когда, случайно встретив на улице крестьянку с ее 13- летним
сыном, сразу же бросился к ним навстречу с одной мыслью:
«Вот он!».

Да не тут-то было…
Уговорить суеверную мать сделать ее сына прототипом  картины
долго не удавалось.Это был ее Васятка,единственный из трех
выживших детей, которым она  теперь дорожила и не хотела
рисковать, отпуская его «на портрет».

Но рублем и словом Перову удалось переубедить крестьянку,
уговорить  ее на сотрудничество. А со своим юным тезкой,
тоже Василием, Перов в процессе работы над картиной даже
сблизился, став парнишке наставником и другом. Мало того,
заранее пригласил его с матерью приехать в Москву, когда
картина будет готова...

***
«Тройка» Перова в интеллигентной среде России произвела
прямо-таки фурор, граничащий
с шоком! Павел Третьяков
сразу же купил картину для своей галереи. Это, по сути,
те же "Бурлаки на Волге" Ильи Репина, написанные примерно
в эти же годы, но чуть позже (1873 г.). Но у Перова сюжет
драматичнее, и даже  жестче - бурлаками предстают дети...

А вот Илье Репину картина Василия Перова  "Тройка" вполне
могла на уровне подсознания дать некий позыв к сюжету про
бурлаков. Мистические совпадения в художественной среде -
явления, по сути, обыденны.

Вот и еще одно из этого
ряда мистики.

Вскоре после появления у него "Тройки", меценат Третьяков
обратил  внимание на простолюдинку, что зачастила в  галерею
и всякий раз подходила к картине «Тройка», вставала перед ней
на колени, молилась и плакала… Третьяков известил об этом
художника Перова и тот , встретив женщину, узнал
в ней мать Василия -
персонажа картины!

Краткий рассказ собеседницы был печален.
Ее сынок Васятка всё-таки
умер, а она продала свой
дом и скромные пожитки,
приехав сюда с тем, чтобы купить у художника картину
с изображением ее сына!
 
Автор не взял  денег, но написал портрет Васятки, который и подарил
несчастной матери мальчика, увековеченного им
на художественном
полотне!

10.02.2024 г.

(Продолжение следует)

Фото из  интернета


Рецензии
Владимир, Вы очень увлекательно описали происхождение картины Перова "Тройка".
Даже экскурсоводу не удалось бы так достоверно и красочно это сделать.
Но очень удивило то, что мать Василия, который является центральной фигурой в этой картине, продала дом ради того, чтобы выкупить картину. Ведь Василий умер, а ей хотелось всегда видеть его, пусть даже на холсте картины.
Спасибо за интересный и познавательный рассказ!
С уважением и теплом, Валентина

Валентина Валентова   13.12.2025 08:24     Заявить о нарушении
Вот , Валентина, и наглядный пример мистики,что встречается в нашей жизни ...

А цикл сказов о художниках
посвятил памяти отца своего
Вячеслава Ивановича , фронтовика и сельского учителя,
что талантливо копировал известные полотна русских художников,а "Утро в сосновом лесу" Шишкина, скопированное отцом масляными красками на холсте, укрошало всю стену нашего деревенского дома!

С теплом и добром -
Володя

Владимир Федулов   13.12.2025 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.