Ворон в ночи
У данного комикса непростая судьба, как и у нескольких людей, к нему причастных. Он повествует о криминальной ситуации в американском городе Детройте, наверняка послужившей основной предпосылкой написания истории, по которой впоследствии был снят фильм "Ворон". Тут любопытны параллели, выраженные в музыкальном сопровождении видеоряда произведения. А ещё основаниями для написания истории в качестве социального подтекста послужили проблемы автомобильного движения и вредных привычек. Также эта история о мстителе содержит явную отсылку к субкультурам, которые не миновала криминализация и наркомания, этакий наркотический эскапизм.
Насколько такие предпосылки актуальны сейчас, как и сам фильм? Для США - несомненно. При условии, что фильм частично теряет выразительность благодаря изменению отношения к некоторым видам наркотиков. Россия под вопросом, даже если могут иметь место криминальные группировки, которые, однако, уже не носят субкультурный характер. А как в США? Особенно при том, что наркомания там - стойкая особенность. Если не кокаиново-героиновая, то хотя бы аптечная. А "травяная" наркомания - неотъемлемая часть обихода, у которой даже есть попытка музыкального жанра, называемого "роком укурка (торчка)"/ stoner rock. При том, что это не совсем психоделический рок, хотя тот и считается кем-то песнями о наркотических грёзах. Пусть даже stoner rock может содержать разные намекать на употребление наркотиков, он не всегда перекликается с нехорошими травяными снадобьями. Причастность к конопляному безобразию выражается преимущественно словесно, ведь звукоряд не может поведать об этом ничего даже ассоциативно, часто смешиваясь со сладжем, грязным роком (sludge metal), предлагая истории как про наркотические похождения, так и про всяких варваров, пришельцев, параллельные миры и так далее.
При зарождении "культуры" употребления конопли в США это явление получило решительный отпор со стороны властей в конце 1930-х годов. Затем последовал утвержденный на международном уровне в начале 1960-х годов документ (конвенция ООН) о наркотических средствах. Но сторонники применения конопли в разных целях последующие десятилетия упорно добивались легализации конопляных препаратов. В 90-е годы употребление и иное применение конопли находилось под запретом, что, однако, не мешало формироваться "культуре" употребления наркотиков.
В фильме "Ворон", вышедшем на экраны в 1994 году, когда готическая субкультура только приобретала форму популярности, до этого будучи "андеграундной", прослеживается именно такая стилистика и затрагивается проблема наркомании. Поэтому данная тема соседствует здесь с основной или представляет собой часть таковой. Рок-музыканты (не обязательно авторы композиций звукового сопровождения фильма) активно включались в борьбу или пропаганду борьбы с наркоманией, несмотря на богатое прошлое и востребованность этого явления. Чего у свершившегося музыкального творчества не отнять, так это бесчисленного количества песен социального и эмоционального плана, на чём, кроме мистицизма, и держится в частности готика.
Мнение о наличии эффекта стимуляции наркомании повышением популярности рок-музыки в 60-е и 70-е годы XX века вряд ли заслуживает внимания, потому что наркомания проникла в разные слои населения независимо от этого, лишь распространившись и в данную сферу деятельности. Так же, как и неправдоподобна информация о том, что вся рок-музыка является ритуальной эзотерической. Что существует эзотерическая рок-музыка с чертами пропаганды - это правда. Но это далеко не вся музыка данного направления. А ещё существует христианская церковная музыка, смежная с роком (соул, госпел).
Стимулятором прежде всего являются неформальные взаимоотношения поставщиков и потребителей, сопровождающиеся обманом первыми вторых, диалектика, возникшая между наркодилерами и наркоманами. А рок-музыка - своеобразное поле деятельности разных участников (интересов), негативных и позитивных. В киносказке "Ворон" про мстителя с покровительством мистических сил хорошо показана карикатурная криминальная субкультура с признаками взаимодействия с шоу-бизнесом и наличием эзотерических ритуалов, проводившихся эпизодически главарём банды с символическим прозвищем Лучший Доллар (Top Dollar) и его подругой Микой с маниакальным расстройством, сопровождаясь аляповатым, аффективным поведением (свойственным наркоманам) или нелепым, гротескным паясничеством, непредсказуемым и угрожающим. Суть подобного поведения заключается в реальности в нарушении чёткого определения дружественной среды взаимодействия и источников добродетели в пользу минимизации угроз с помощью агрессии. А также может происходить от попыток казаться адекватнее, чем человек, употребляющий наркотики, способен.
Как видно, фильм имеет сложные социально-культурные предпосылки с относительно компактными отсылками к тем. Это же касается и сатанизма в США, официально зарегистрированного в качестве конфессии в 1966 году, своеобразного учения об эгоистичной безответственности, и вскоре после утверждения конвенции ООН о наркотиках. Причем вскоре после начала публичной деятельности сатанистов начались решительные попытки легализации наркотиков. Без доказательств наличия взаимосвязи пускай это будет совпадением.
По сюжету фильма откровенно нелепые, совершенно выпавшие из общего социального пространства бандиты вломились в квартиру главного героя, рок-музыканта и общественного деятеля, с подругой пытавшегося противостоять коррупционерам, отнимавшим жилье. Нарушая предсвадебную идиллию милых музыканта и девушки, несколько бандитов, будучи совершенно неадекватными поведенчески и пребывая на грани слабоумия, сотворили свои бесчинства, убив добродушного музыканта Дрейвена и надругавшись настолько, насколько это было возможно, над его невестой. Чтобы очерк принял нужную форму, не помешает упомянуть о как будто новом совпадении в качестве одной из передряг, случавшихся на съёмках фильма постоянно. Ведущий актёр, исполнявший роль почти неуязвимого героя, был застрелен по халатности другим актёром, игравшим бандита, надругавшегося над невестой главного героя киноленты. Досадное совпадение и отвратительное глумление над идеей фильма одновременно.
Благо, как мы знаем, фильм был доснят и смонтирован, став наследием убитого актёра, сына так же умершего, снимаясь в кино, культового артиста Ли. Отец и сын с почти одинаковыми инициалами. Брэндон и Брюс.
Кинематографисты не опустили руки до самого завершения воплощения идеи автора комиксов Дж. О'Барра в жизнь. В нём главный герой тоже был склонен паясничать и глумиться, неся возмездие обидчикам, явно желая воздать тем сполна и не менее жестоко. Фильм показывает, как каждый в отдельности бандит, элемент своеобразного симбиоза неполноценных, подчиняющихся воле извне (главаря), перед лицом такой же непреодолимой опасности, на какую обрекались жертвы "симбиоза", не менее беспомощен, в страхе становясь обычным человеком, теряя всякую угрожающую ауру.
Отдельный эпизод, в котором восставший из мёртвых Дрейвен взбирается на крышу и пытается играть на гитаре, правдиво показывает сильные смешанные чувства, которые испытывает обычный человек, не имеющий возможности удовлетворить спровоцированное этими чувствами желание сиюминутно. В этом эпизоде соединены образ нежити и живого человека. В отличие от злодейской, его гротескность полна горечи потери, идеальной формулы готического рока, с которым связана главная музыкальная тема наряду с другими опусами альтернативного рока, модного в 90-е годы. В ночи готического гротеска нежить, эманация мести и очнувшийся как будто после долгого пребывания в коме человек одновременно ищет возмездия, направляемый птицей, даровавшей бессмертие, чтобы отомстить, покарать убийц, идеальных подонков.
Несмотря на главенствующую тягу к возмездию, Дрейвен участливо противостоит проявлениям порочности криминальной среды, приближая поединок с похожим на наместника дьявола обладателем откровенно циничной клички Лучший Доллар (или Топ Доллар), расправляясь по очереди с бандитами с забавными никнеймами (Тин-тин, Весельчак и Ти-Бёрд) и пытаясь вернуть к нормальной жизни Дарлу, мать девчонки, которую приютил у себя, когда был ещё жив сам. Причём сюжетная линия с Дарлой и её дочерью рассеяна по всему ходу повествования, ложно являясь второстепенной.
Мститель пришёл к Дарле и следующей цели мести, коротавшим время привычным образом. Дарла - с белесым зельем в венах то ли для того, чтобы выдержать обстоятельства своей жизни в грязи и кажущейся безысходности, разделяемой с незавидным кругом общения, то ли потому что просто есть такая вредная привычка. И ведь время она коротает с отъявленным рецидивистом. Новый акт возмездия оборачивается саркастической сценкой, в которой Дрейвен - и режиссер, и исполнитель своей импровизации. Акт мести превращается в подобие проповеди с воздаяниями. Одному - кара, другой - очищение. Несмотря на форму реализации, мораль данной сцены ясна в своей простоте. Из уст Дрейвена звучат слова: "Смотри (поворачивает лицо Дарлы к запачканному зеркалу). Мать - имя божье на устах и в сердцах всех детей. Ты понимаешь? Морфий вреден. Твоя дочь болтается на улице и ждёт тебя". Участник и участница происшествия расходятся разными дорогами.
Весь путь киногероя полон символов социальных проблем. Когда он достигает цели, будто поясняет, для чего он совершил свой поступок. Месть превращается в череду сакральных деяний. В самом конце, теряя бессмертие, он возвращается к покинутой могиле, избавив на время сказочный вариант Детройта от банды, попрощавшись с вороном, проводником и покровителем, и упокоившись с миром.
За кадром голос девчонки словно делится своими мечтами. И думается, что зрителю представилась возможность познакомиться с мечтами покинутого всеми ребёнка, ставшего свидетелем преступлений, но не склонившегося к воле дьявола, не отдав лукавому душу. Не лишившись совести и чести. Как и полицейский, который не смог справиться с бандой, окруженный кажущимся безучастным равнодушием коллег и не потерявший веру в справедливость любой ценой.
Лихой пример борьбы с преступностью и наркоманией, гипертрофированной правды о жизни в США, рок-музыке, в которой многие исполнители малодушно посвящают творчество благоговению перед злом и опасностями, а кто-то, напротив, пытается показать путь к лучшей жизни всем, кто о нём может не знать, боясь посмотреть на себя правдивых и такой же правдивый мир, прячась за гримасами, ложью и компенсируя страхи нападками. А ведь правдивый мир таков, каким его делают сами люди, живущие в нем. Отличает данную супергероику бесцеремонная симметричность одних ужасных деяний другим, воплощение злобы мести, соседствующее, как ни странно, словно в готической песне, с добротой и желанием ей поделиться с нуждающимися в помощи. Дрейвен, поначалу злорадствуя, возвращается к осознанию главных ценностей в жизни, дружбы и любви, доброты и порядочности.
Вот такая притча о жизни людей, которая может по ночам или тайком обнажать свои безобразные пороки. И для кого-то существуют ночи дьявола, в которые нужно принести жертвы нечистому и лукавому за чужой счёт в состоянии самообмана и опьянения, а для кого-то - время покоя перед новым днём, который должен стать временем полезных и добрых свершений со всей трезвостью и силой ума и тела. А ворон на самом деле хоть и невероятно чёрен, но не является экзистенциальной частичкой ночи. Это просто чёрная птица с социальными повадками. Если хочется, чтобы вокруг было больше добра, следует больше его делать.
Свидетельство о публикации №224021001418