Утюг

10 февраля День рождения утюга.

Я вхожу в уже немногочисленную группу людей, которые пользовались угольными утюгами. Молодое поколение, наверное, даже и не знает, что это за «чудо». То, что кануло в историю, было моей повседневностью. Дело не в возрасте, просто мне повезло жить в такое время, когда развитие технологий идет семимильными шагами. Деревенский быт в прошлом был очень прост. Я из многодетной семьи, но не помню, чтобы мы гладили вещи с утра и до вечера. Но все - таки утюгом пользовались. Скорее всего, гладили самое необходимое – занавески, одежду на выход. Много ли вещей можно погладить горячим куском чугуна? Головешки в печке перегорают быстро, нужна сноровка, чтобы максимально использовать раскаленные угли и при этом не обжечься. Разглаживать ткань нужно плавно, чтобы черные куски тлеющего дерева не высыпались из отверстий около основания утюга. Мельчайший уголек или пепел могли не только испортить всю работу, но и создать проблемы. И хорошо, если эта проблема перестирать вещи, сложнее, когда раскаленный уголь прожигал ткань. И хорошо, если была возможность залатать дырку, но иногда приходилось просто выбрасывать вещь. Чтобы урона было меньше, глажкой занимались дети постарше. Чугунный утюг напоминал мне маленькую переносную печку с ручкой. И поддувало есть – дырочки около дна утюга, и дымоход – отверстия сверху, около ручки, и прогревалась такая «печка» тоже дровами, правда уже обуглившимися кусочками дерева, углем. Горячие угли в утюге – это продолжение процесса. А начинали греть утюг на раскаленной печи. И этот вариант более практичный – утюг нагревался быстро и им не надо было размахивать взад – вперед или дуть в отверстия, чтобы «реанимировать» потухшие угли. В мое время вес таких утюгов достигал трех – пять килограммов. А вес первых утюгов мог доходить до двенадцати. Если утюг охлаждался, его опять помещали на печь для того, чтобы он нагрелся и снова приступали к глажке. В общем, не все так сложно, как кажется. Пишу и представляю нынешних детей за глажкой трехкилограммовым огнедышащим утюгом… Не справятся… Внучатая племянница, увидев в работе такой утюг в неумелых руках, назвала исторический экспонат Змеем Горынычем. Почему? - А из отверстий утюга искры летят! Интересно, как бы она назвала прабабушку утюга – рубель, толстую деревянную плашку с зазубринами? Сама таким способом не гладила и ни разу не видела его в работе. Когда я вспоминаю детство, всегда удивляюсь, какой же у меня богатый опыт! От тяжелого небезопасного чугуна до парового утюга есть множество промежуточных вариантов, и все они прошли через мои руки.

10.02.2024 Лариса Иванова (Абраменко)
На фото В. Копытовой экспонат музея "ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ДЕРЕВНИ" д. Медвежская.


Рецензии