Фантастика нашего детства

Советская фантастическая серия «Мир приключений» открывает читателю удивительные миры. На примере одного сборника рассказываю, чем она может быть интересна молодёжи и зрелым людям.
Удивительный мир за стеклом
Зачастую книги  фантастической серии под названием «Мир приключений» можно увидеть в домах пожилых родственников. Они пылятся за стеклянными створками серванта или наоборот находятся в идеальном состоянии. Их берегут, протирают обложки, но не читают, поскольку молодое поколение с давно сформировавшимся клиповым мышлением предпочитает интернет, а старшее в массе своей подсело на телевидение.
Напомню, что «Мир приключений» – это советская и российская серия приключенческой и фантастической литературы советских и зарубежных писателей. Она выпускалась с 1986 по 1993 годы, причём неравномерно, издательством «Правда», в результате чего 107 книг (а это очень весомая цифра) увидели свет. Они облекались в мягкие цветные обложки с чёрно-белыми иллюстрациями, не имели номеров томов, так что их можно идентифицировать только по годам выхода. Издания сопровождались статьями, аннотациями и примечаниями именитых критиков и писателей и были объединены общим логотипом, который представлял собой заглавные буквы МП, а внутри второй буквы находилась какая-то далёкая планета, тускло поблёскивающая атмосферой свинцового цвета.
Чем интересна серия
В разные годы в этой серии вышли такие знаковые для советской литературы произведения как «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева, повести и рассказы Михаила Булгакова и Аркадия Гайдара, «Блистающий мир» Александра Грина, «Туманность Андромеды» и «На краю Ойкумены» Ивана Ефремова, «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого и другие.
Порадовала серия и зарубежными авторами. Это Пер Валё, Жуль Верн, Артур Конан Дойл с его знаменитыми «Записками о Шерлоке Холмсе» и «Затерянным миром», Александр Дюма, Вальтер Скотт, Оскар Уайльд и прочие именитые писатели.
Я прочитал только некоторые произведения этого многотомного труда, и из них чаще всего вспоминается содержание шестого сборника под названием «Безжалостное небо», выпущенного в далёком 1988 году наряду с другой книгой этой серии под названием «Барьер».
Безжалостное небо или человек?
Центральным произведением сборника является роман-эпопея французского писателя Франсиса Карсака «Бегство Земли». Эпопеей его можно назвать потому, что произведение описывает 200 000 лет будущего Земли.
В основе романа лежит история о том, как сознание учёного из будущего Орка Акерана переносится в далёкое прошлое (наше время) и попадает в тело другого учёного Поля Дюпона, который начинает совершать грандиозные открытия, но погибает во время научного эксперимента. Правда, остаются его записи, что он учёный и верховный координатор бегства Земли.
Орк Акеран рассказывает, что в далёком будущем нашей планете угрожает гибель от взрыва Солнца, и чтобы её избежать, человечество решается переместить себя вместе со всей планетой в другую звёздную систему. Правильно, зачем строить корабли, если есть возможность смыться всей Землёй, прихватив к тому же колонизированную Венеру, на которой живут люди, эволюционировавшие под действием местных условий. В частности, венерианская природа одарила их большими серыми глазами, способными хорошо видеть в вечно дождливом сумраке венерианской атмосферы.
Хорошо, что к тому времени уже появилась технология, позволяющая воплотить грандиозную задумку в жизнь. Она была перенята землянами во время их тысячелетнего порабощения инопланетной цивилизацией. Итак, на полюсах построены гигантские космомагниты, которые позволяют Земле медленно двинуться в далёкое путешествие к другим галактикам. По пути земляне переживут массу приключений, а каких, вы узнаете, прочитав интересный роман Франсиса Карсака под названием «Бегство Земли».
Произведение вполне можно считать научной фантастикой, поскольку оно ставит несколько научных проблем. Первая из них – это возможность освоения планет Солнечной системы в будущем. Карсак для этой цели выбрал Венеру. Пожалуй, самый неочевидный вариант. Судите сами: учёные на основании более 40 миссий беспилотных летательных аппаратов считают, что температура на поверхности достигает 477 градусов Цельсия. Венерианская атмосфера – это исчадье ада. Она самая плотная, состоит из углекислого газа и азота, там присутствует страшнейший парниковый эффект, на ней мы будем как на глубине 1,6 км под водой, на высоте есть облака из серной кислоты, и, вероятно идут серные дожди. Что-то не хочется туда, уж лучше на Марс, и, надо сказать, что сегодня усилия всех стран сосредоточены на исследовании именно этой планеты, поскольку условия на ней более близки к земным.
Вторая проблема – глобальных катастроф. Вероятно, человечество рано или поздно с ней столкнётся. И хорошо, если будет время, чтобы подготовиться. В том же романе описывается наступление ледникового периода. Но сможем ли мы справиться с бедой? Думается, что это возможно только при одном условии: если мы как человечество объединимся и поборёмся за наше общее будущее. Пока же этого желания к объединению не видится. Вместо того чтобы совместно разрабатывать лекарства от смертельных болезней и не проглядеть новую пандемию, изучать климат, который становится всё более страшным и непредсказуемым, бороться с голодом в бедных странах и решать вопросы нехватки питьевой воды, мы ищем в себе отличия, болеем национализмом и расовыми предрассудками, продолжаем уничтожать себе подобных в череде бесчисленных войн и конфликтов (а это следствие национализма), варварски расходуем ресурсы; по-прежнему процветают терроризм, работорговля, проституция и наркомания. И в таких реалиях будущее рисуется в мрачных тонах даже без взрыва нашей звезды.
На такое способно только разумное существо!
Из множества прекрасных рассказов, которые есть в этом сборнике («Луна двадцати рук», «План спасения», «Мутация», «Координаторша») коротко осмыслю лишь один, впечатливший своим гуманистическим посылом. Это рассказ Бертрама Чандлера «Клетка».
Команда корабля «Вега» вследствие аварии оказывается на безымянной планете. Она безопасна, единственное, что вся их одежда мгновенно разрушается местной плесенью. Когда вынужденные колонисты начинают налаживать свой быт, часть команды захватывают инопланетяне. Они очень отличаются от землян. Видимо, это обстоятельство сыграло с космонавтами злую шутку. Представители чужой цивилизации решают, что земляне – это какой-то местный неразумный вид животных. Они перевозят странников на свою родную планету и помещают в межпланетный зоопарк под стеклянные колпаки.
Капитан земного корабля решает доказать, что они разумные. Складывание теоремы Пифагора не помогает, и мужчины плетут корзины, чтобы показать, что они владеют ремёслами. Это инопланетяне понимают по-своему и подсаживают к ним женщину, которая находится в изолированной клетке.
Но всё же космонавты Земли получили свободу. Однажды они поймали и посадили в клетку местного маленького зверька навроде мыши, который воровал у них пищу. И тогда их выпустили, потому что «только разумное существо может посадить другое в клетку...».
Если вам стало интересно, прочитайте другие произведения этого цикла. Яркие, с сочными идеями, заставляющие думать и переживать, пробуждающие фантазию – они надолго останутся в вашей памяти.


Рецензии