тем и интересен... школа...

«Я человек, тем и интересен» - так называлась наша работы с одарёнными детьми в школе. Уточню – в обычной школе с обычными детьми. Одно дело – элитная школа, гимназия, лицей, другое дело школа как школа, без изысков.
В специализированных школах свои сложности, а у нас свои.
Притча во языцех – все дети талантливы. А конкретно?
Как ученика «школой» заинтересовать? Что ему на выбор предоставить?
И проблемы совсем земные – где заниматься?
Никакого помещения не было в школе, чтобы можно было собираться по-товарищески. Даже в кабинете, потому что всегда уроки и время надо выкраивать. Где хранить материалы и ребячьи поделки? Как отмечать и развивать?
Что мы могли предложить ребятам? Писать-сочинять, рисовать, игры придумывать и играть, рукодельничать, с природой общаться.
Общение с природой у нас не очень получалось, прежде всего из-за нехватки времени.
Чем ребята любят заниматься?
Беседовали с родителями, с учениками. Увлечений у ребят было много.
Проблема в том, как эти увлечения реализовать в условиях школы, по крайней мере, предоставить возможность выразить себя, сказать о своих увлечениях.
Чтобы работать системно, выделили три составляющих личности человека –
Дом, Родина, Мир, внутри которых и распределили интересы наших ребят.
И опять же, чтобы работать системно, выделили три направления: гуманитарное, естественно-математическое, свободное.
При работе с ребятами очень важно указать на значимость того, что они делают, востребованность их труда:
как это интересно то, что ты сделал!
И взрослым и самим ребятам было интересно сочинять нелепицы ( особенно удавались оксюмороны: зимнее лето, весёлые слёзы, горячий лёд).
Слушали и рисовали музыку.
Создавали ситуации : « В тебе, твоём таланте нуждаются»:
сделать особенный рисунок, найти, подобрать музыку, помочь в выпуске стенгазеты,
Устраивать мини-конкурсы: самое интересное вчера, сегодня и завтра; проекты будущего, если я волшебник…

Измерения и считания в нашем городе. Топонимика. Рассказы охотников.
Кто в нашем лесу живёт?
Беседы-диспуты по темам: Единая теория поля, Происхождение вселенной, Происхождение жизни. Проблема человек и Бог. Капля и Вселенная…

А кто ничем не хочет заниматься, у кого интерес неустойчив или нет вообще? В живом общении, в приглашении к совместному труду:
Я удивился, Я научился, я сегодня сумел, А как делаешь ты?
Работай вместе со мной, делай лучше, чем я.
Компьютерный рай. Четверо на планете завров.
Создание клуба «Абсурд». Работа в НОУ.
Я – человек.
Я – человек только тогда, когда что-то делаю, выражаю своё отношение, созидаю, приношу радость людям.

Нельзя процесс обучения выстраивать на основе развлечения-интереса, но образование как процесс познания удивительного мира и как возможность созидания, выражения своего отношения к миру – вот задача школы.
Образование, знания, умения, навыки, как инструмент познания и реализации себя как человека и ради человека.

Аннотация к выставке практических результатов работы по авторской
программе «Я человек, тем и интересен». 2000 год.


Рецензии