коллекционирование... школа...

Работа продолжает исследование по  теме «Мир детской культуры». В прошлых работах мы исследовали материал по считалкам и играм, продолжаем анализировать и обобщать материал по детскому изобразительному творчеству.
Целью нашей исследовательской деятельности является составление возможно более полного представления о мире, пониманиях, устремлениях, мечтах, творчестве детей 7-12 лет настоящего времени, то есть 90-ых годов.
Данное исследование и иллюстративный материал, который мы прилагаем к работе, может быть использован учителями по различным предметам в практической деятельности. Этот материал полезен взрослым, который раскрывает, чем живёт ребёнок. Он интересен и самим ребятам, которые больше узнают о себе, о том, какие они.
Исследование «Коллекционирование и собирательство» является частью обобщающей работы «Мир детской культуры».

Собирательство и коллекционирование – одна из самых человеческих черт. Во все времена люди что-нибудь собирали. Особенно это присуще детям. Что же коллекционируют и собирают ребята в настоящее время?
Методика нашего исследования такова.
Мы опросили ребят, составили графики и таблицы, характеризующие этот вид деятельности (см. Приложение). С помощью учителей собрали сочинения по теме «Мир моих увлечений» и оформили всё это в виде книг-альбомов, а так же составили небольшую коллекцию из этих предметов, которые нам подарили ребята.
В опросе участвовало 432 ученика с 1 по 8 класс. Оказалось, что абсолютное большинство ребят что-нибудь собирали или собирают. Таких у нас 398 человек. Сколько времени собирают? Здесь картина такая. Более половины ребят собирают на протяжении ряда лет, но направленность собирательства может меняться: наклейки, вкладыши, марки, значки, брелки. Часть ребят занимается собирательством время от времени. Продолжительность собирательства мы показали на графике.
Количество коллекций у каждого собирающего.
Большинство ребят собирает 1-2 коллекции. Но есть и такие коллекционеры, у которых собрано до 10 коллекций (график). Наибольшая активность в собирании характерна для ребят 10-11 лет (график).
Самое интересное в нашем исследовании, что собирают и почему.
Собирают всё, что можно собрать и что не выбрасывают родители. Мы насчитали 36 видов тематического коллекционирования от вкладышей, которые собирают почти все дети, до встречающегося по одному разу собирания кепок, хоккейных клюшек, плакатов, старых ключей, брелков.
Что собирают больше всего? Это видно из графика (по мере убывания): вкладыши и наклейки, игрушки «киндер-сюрприз», открытки, фантики, календарики, мягкие игрушки, чупа-кэпс, баночки. Такие коллекции собирают и девочки, и мальчики. Часть ребят собирает марки, значки, флаконы от духов, камни, рисунки, осенние листья, «фенечки», монеты, стиральные резинки.
Ярка направленность интересов мальчиков и девочек проявляется в коллекциях (график).
Мальчики собирают вкладыши и наклейки по темам: «Автомобили», «Терминатор». Собирают модели самолётов, марки, баночки из-под пива, пачки из-под сигарет. Девочки – наклейки «Любовь это…, «Эллен и ребята»,
фантики и мягкие игрушки.
Почему собирают, зачем собирают?
Самый общий ответ, который мы получили письменно и устно: потому что интересно, чтобы занять свободное время. Часто встречаются и такие ответы: чтобы чем-то обменяться,
чтобы подарить,
собираю для удовольствия,
собираю просто так,
собираю, чтобы разглядывать,
узнаю что-то новое,
радуют глаз, надо чем-то заняться.
У многих ребят коллекции действующие, то есть они обмениваются друг с другом предметами из своих коллекций.
Самое важное – тематика коллекций, так как это раскрывает внутренний мир человека, мир его интересов и увлечений.
Хотя мы и не ставили специально вопроса о сопоставлении коллекций детей с коллекциями родителей, когда они сами были детьми, но опрос среди родителей провели и выявили прямо противоположную картину между тем, что собирали родители в детстве и что собирают их дети.
Небольшая часть коллекций продолжает традиции семьи: коллекционирование марок, значков, открыток, фантиков. Большая часть коллекций – вкладыши и наклейки. Если родительские коллекции рассказывали о стране, об искусстве, об исторических деятелях и памятниках, то вкладыши и наклейки – мир западной массовой культуры. Из несколько тысяч вкладышей и наклеек, которые мы посмотрели, мы нашли только пять, в которых увидели героев наших мультфильмов и одну эстрадную группу «На-на».
Кто же пользуется особенной популярностью? (график).
У мальчиков, как мы уже отмечали, это машины. У девочек и мальчиков – «Эллен и ребята». У девочек – Барби, а также различные наклейки и вкладыши юмористического содержания. Мальчики собирают наклейки с Терминатором. Мальчики и девочки – вкладыши и наклейки с героями западных мультфильмов, особенно «Том и Джерри», а также собирают наклейки «Животные», «Древние животные». Все эти герои очень интересны и популярны в среде ребят, поэтому дети не только собирают, но и часто рисуют своих любимых героев, что может проиллюстрировать наш альбом «Коллекционирование и собирательство»: автомобили, куклы Барби, мишки Гамми, Гуффи, Ниндзя-черепашки и т. д. Но среди засилья массовой культуры в детском сознании,  мы можем выделить ряд и других коллекций, которые имеют эстетическую направленность: коллекции камней, ракушек, кактусов, рисунков, осенних листьев, комнатных растений. Эти коллекции воссоздают образ природы (рисунки) или являются частью природного мира (осенние листья, камни).
Прихотливые узоры камня, цветовое богатство осенних листьев, причудливость ракушек привлекает внимание ребят, как они сами говорят, «своей красотой».
Есть коллекции, которые собирали родители, и продолжают собирать дети. Обычно это коллекции открыток, календариков, фантиков.
Вот как сами коллекционеры рассказывают о свих коллекциях.

Рассказ Юли М., 12 лет.
«Я собираю много: открытки, значки, игрушки из шоколадных яиц, мягкие игрушки, календарики, рекламы, рисунки, книги, заколки для волос.
Коллекция мне досталась ещё от моей бабушки, потом её продолжила моя сестра. Теперь эту коллекцию продолжаю я. Свою коллекцию я начала собирать очень давно, когда мне было 7 лет. Собираю, чтобы чем-нибудь обменяться, что-то подарить. Собираю для своего собственного интереса, потому что мне нравится любоваться тем, что у меня есть и показывать другим. Сейчас собирать коллекцию мне никто не помогает, собираю одна. Если у меня есть двойные предметы, то меняю их на то, чего у меня нет. Пересчитываю предметы и записываю, сколько было и сколько стало сейчас.
Мне бы хотелось, чтобы мою коллекцию продолжали мои дети, сёстры или братья. Хотела бы, чтобы часто делали разные конкурсы и выставки, на которых можно было посмотреть лучшие и самые лучшие коллекции.»

Рассказ Вовы Г., 12 лет.
«Я коллекционирую папины, мамины, сестрёнкины рисунки. Мне нравятся они, я ими любуюсь. От них для меня большая польза. Когда мне скучно и одиноко, я беру и смотрю их, мне становится лучше. Я думаю, что моим детям понравятся рисунки, и они их тоже будут собирать. А их дети тоже будут собирать рисунки и так дальше.»

Рассказ Сони К., 12 лет.
«Я собираю осенние листья. Они лежат под деревьями, красивые. Выбираю самые интересные и засушиваю. Мне нравится их расцветка.»

Рассказ Димы Ш., 13 лет.
«Я коллекционирую редких рыб и раков. Для этого внутренности нужно вычистить, а панцирь высушить в духовке, потом покрыть лаком. Получается хрупкая, но красивая статуэтка.»

Об интересе к коллекционированию говорит и то, что многие ребята в беседах и в своих сочинениях высказывали пожелание, чтобы в городе проводились выставки коллекций. Как сказал один из учеников:
«Собирать можно всё, а что собрал, хочется показать!»

Подводя итог нашему мини-исследованию, мы можем сделать такие выводы:
Собирательство и коллекционирование – один из основных  видов деятельности ребят 7-12 лет в свободное время.
Большинство ребят собирают то, что легко можно собирать, постоянно пополнять коллекцию и формирует и отвечает интересам ребят – наклейки, вкладыши.
Наклейки и вкладыши популярны потому, что выполнены в прекрасном полиграфическом исполнении, тиражируют популярных героев, которых в свою очередь популяризируют масс-медиа: героев видеофильмов, мультфильмов, комиксов, эстрадных звёзд.
В основном коллекции ребят – яркие образцы западной массовой культуры: изображения престижных автомобилей, модной одежды, стандартных красавиц, «крутых» героев, однотипных и по технике исполнения и по содержанию в комиксах и мультфильмах.
Привлекая ребят своей броскостью и яркостью, коллекции с образцами массовой культуры формируют у ребят стандартные представления о красивом (красивость, слащавость), о престижном (модная одежда и автомобиль), об идеальном герое «Эллен и ребята», Терминатор-Шварценеггер, Сталлоне. Вкладыши и наклейки демонстрируют ряд стандартно-шаблонных приёмов при изображении человека, животных, растений, что не развивает творческое воображение, а тормозит и закрепощает его. Традиции  и обычаи народов нашей страны, исторические герои нашей страны, герои сказок, наши мультфильмы в средствах масс-медиа не представлены.

Отмечу ещё раз, что часть коллекций ребят, хотя и небольшая, обладает эстетической и этической ценностью: коллекции природных предметов, рисунки.

Пока человек будет человеком, он что-нибудь  будет собирать. Поэтому, несколько пожеланий-предложений взрослым:
-выпускать наклейки, вкладыши, открытки, календарики, рассказывающие о нашей жизни, о нас самих;
-использовать русский фольклор и фольклор народов России, «золотой фонд» детских и сказочных советских фильмов для оформления всего того, что собирается и будет собираться ребятами (фантики, открытки, коробки, обёртки, марки, значки);
-видеть в коллекционировании и собирательстве одну из важнейших форм свободной деятельности детей, формирующих взгляды и вкусы (что мы собираем, такие мы и есть).

Таблицы и графики.

Что собирают и сколько (кол-во собирающих).
Вкладыши -85.
Наклейки –67.
Игрушки «киндер» -34.
Монеты – 9.
Модели самолётов -3.
Открытки – 28.
Марки – 18.
Значки – 16.
Флаконы от духов – 5.
Баночки – 6.
Мягкие игрушки –9.
«Чупа-кэпс» - 12.
Календарики -17.
Плакаты -5.
Рекламные листы -14.
Рисунки -7.
Камни -4.
Книги – 3.
Ракушки -1.
Заколки для волос -3.
Брелки -1.
Старые ключи – 7.
Хоккейные клюшки -2.
Фантики – 12.
Кепки – 1.
Стирательные резинки -2.
Фотографии – 3.
Осенние листья -2.
Фенечки – 4.
Аудиокассеты – 3.
Комнатные растения – 2.

Какие наклейки, фантики, вкладыши –названия, тематика.
Наклейки:
Любовь –это…, Принцесса-лебедь, Эллен и ребята, Молодая и красивая, Маленькая русалочка, Алладин, Терминатор, Танки, Том и Джерри, Денди, На-на, Маска, Каспер, Животные.

Фантики.
«Kiss me», «Trex»», «Чао», «Маска», «Красная шапочка», «Привет», «Коровка», «Цирк», «Парус»…

Вкладыши.
Машины. Футболисты. Любовь это… Барби. Ангелина.

Открытки.
Поздравительные. С днём рождения.

Таблица.
Продолжительность собирания.
Более 3 лет – 220 человек.
От 1 года до 3 – 150 человек.
Менее 1 года – 22 человека.
Время от времени – 6 человек.

Тематика коллекций.
Девочки: чувства, игры, «мой дом».
серия «Любовь – это…», «Эллен и ребята», фантики, открытки, мягкие игрушки, куклы, фенечки.
Мальчики: техника, приключения, битвы, герои.
Автомобили, самолёты, терминатор, трансформеры.

Количество коллекций у одного собирателя.
17 участников опроса – более 10 коллекций.
381 участник – 1-2 коллекции.

Исследование выполнил Куцаков В., 14 лет. 1997 год.


Рецензии