Летите, гуси!

Летите, гуси, летите!

Осенним вечером над посёлком рассыпалась гусиная стая, а с ними пара лебедей, птицы сбились с лёту и с тревожным криком закружили над моим домом. 
-Летите, гуси, летите, - кричу я им и машу руками, - большие дяди с ружьями в тростниковой крепи поджидают вас, с утра в засаде сидят, убьют и детишек ваших не пожалеют!
 Осенью гусиная колыбель в приморской тайге и на высоких скалах северных морей погружается в полярную ночь, водоёмы затягиваются льдом, а травы снегом, - птицам надо торопиться. Водоплавающие снялись с насиженных гнездовий и дружно встали на крыло. Семьями тянут чайки, утки, казарки, гуси, блики угасающего солнца на перьях белых лебедей. Под крыльями мозоли венчают тяжкий труд. Стая за стаей, клин за клином, пасмурным днём и звёздной ночью, не ведая страха, летят отважные птицы сквозь ветер и дождевую тоску в далёкий мир сияющих небес. Летят они над озёрами и реками, горными хребтами и снежными вершинами, над городами и странами, - у птиц нет границ.
В старину птицы считались посредниками между богами и людьми, в небеса несут они мечты людские о заоблачном рае. Зовут нас пернатые парить высоко и свободно, искать своё счастье в неизведанных краях, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.   
Гуси в полёте пронзительно курлычут - вожака подбадривают: - так держать! Долетят не все, слабые детки и старики первыми сбавляют ход и падают на землю. Стая отыскивает потерю, махами крыльев и ободряющими криками помогает товарищу подняться, уставшую птицу тормошат и подкладывают свежую рыбку. Но что делать, если жизненные силы иссякли? Семья будет рядом до последнего, а потом птицы споют прощальную песню и покинут родича.   
В гусиной стае неокрепшие птенцы, они вылупились летом, а осенью   отправились в край тепла и света. За пару месяцев пуховичкам надо вырасти, сбросить пух и опериться. Сможет ли гусёнок преодолеть дальний путь? Сможет, если родители позаботились - досыта кормили детёнышей, защищали от хищников, учили летать, добывать пищу, а теперь юные «воздухоплаватели» сдают экзамен выживания.
Как неокрепшие малыши справляются с трудностями перелёта? Взрослые птицы заботливо окружают птенцов и махами крыльев создают потоки воздуха, помогая «желторотикам» держаться на лету. 
Теперь глубокая осень, темнеет рано, дни стоят дождливые, ветреные, с ночными заморозками и липким снегом, густые сумерки пеленают землю. Пернатые устали, они замедлили ход, ищут тихую озёрной заводь. Гусиный косяк неделю вёл старый вожак и выбился из сил; перебравшись в хвост, он уступил место опытной гусыне. Стая не поняла манёвра, рассыпалась и закружила над моим домом. И я кричу: - летите, гуси, летите, пути вам доброго, дней светлых!
Гусыня и сама догадалась, горном протрубила семейный сбор, выправила строй и уверенно повела вперёд. В хмуром безбрежье небесного холста раздался их прощальный клик: дорогу, дорогу, гуси летят! Шум крыльев и тревожный крик гонимых ветром птиц таял за горизонтом. Гусиная стая уходила в туманную изморось. Впереди заросшие осокой берега остывающей речки, тихие лощины сочатся запорошённой травой. Там, вдали от человеческого жилья, найдут отдых мои знакомые гуси. Обсыпанные мокрым снегом, спрятав голову под крыло, птицы будут тихо дожидаться рассвета.


Рецензии