О послушании и смирении
Как уже было отмечено выше, термины «смирение» и «послушание» пришли к нам из послания Апостола Павла к Филиппийцам, т.е. из Священного Писания, которое все боговдохновенно, т.е. признается Церковью как исходящее «из уст Божиих» посредством Святого Духа. Как известно, природа Христа является Богочеловеческой, т.е. состоящей из человеческой и Божественных природ «не слитно и не раздельно», как о том сказано в Халкидонском Оросе V Вселенского Собора. Учение о природе Христа очень сложное и не для всех предназначенное, ибо содержит в себе тайны, превосходящие человеческий разум. Каждому оно открывается строго индивидуально в зависимости от личной способности принять или вместить в себя эти откровения свыше. Для начала рассмотрим понятие «послушание» применительно к Богомужней (как ее называет прп. Максим Исповедник) природе Христа. Ереси монофизитства и монофилитства возникли как раз на почве ошибочного толкования действий двух природ во Христе. Опуская достаточно тяжелые и сложные исследования св. отцов на эту тему, простыми словами охарактеризуем их следующим образом. Как Бог, Христос не может быть ни послушливым и смиренным и ни непослушным, и несмиренным, ибо Бог чужд всему этому в силу Своего Божества. Следовательно, послушание и смирение, о котором пишет Апостол Павел, относятся к Его человеческой природе. Главной задачей Боговоплощения было возвращение человека, созданного по образу и подобию Божьему к его первоначальному состоянию до грехопадения, т.е. исцеление падшей природы. Сын Божий воспринял человеческую плоть, а с ней и природу в том виде, в каком они были на момент Его пришествия в мир, в т.е. во всей ее полноте, включая и зараженность грехом. Нужно было исцелить человека таким, каким он был на момент Боговоплощения, ибо, как писал св. Григорий Богослов: «что не воспринято, то не уврачевано». Для Христа не была приготовлена отдельная какая-то иная плоть, отличная от человеческой. Его задачей было восстановить образ и подобие Божие в падшем человеке. Учение об этом было разработано св. отцами от св. Григория Богослова до прп. Максима Исповедника и получило название «Апокатастасис». С другой стороны, мы знаем из того же Священного Писания, что Христос был: «…подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15), т.е. был безгрешен. В связи с этим, возникает вопрос: как Иисус мог быть безгрешным, если воспринял греховную природу человека во всей ее полноте? Ответ на этот вопрос и раскрывает смысл понятий «послушание» и «смирение», о которых идет речь. Уничтожение греха в Богочеловеческой природе Спасителя свершилось в момент зачатия Пресвятой Богородицы через сошествие Святого Духа и заключалось в обожении или воссоединении или Апокатастасисе образа и подобия Божьего в человеке в том виде, в каком они были даны ему при творении. Это стало возможным в силу непорочного зачатия Девы Марии, когда зачатие не сопровождалось страстностью, посредством которой грех входит в человека и владеет им. Совершить такое не под силу нашему естеству, а только Богу, поскольку падшее и греховное не может восстановить безгрешное и святое. При Апокатастасисе была задействована Божественная природа Христа, посредством которой была обожена исцеленная от греха первозданная природа человека. Поэтому Апостол и говорил, что Христос был как один из нас «кроме греха». Пребывая во плоти, Спаситель подчинил действие человеческой природы Божественной, не умоляя при этом, свободы и свойств, присущих человеку. Он не поглотил Своим Божеством человека, как о том учили монофизиты, и не подавил Божественной волей человеческую, как о том провозглашали монофилиты, а в зависимости от ситуации и плана Домостроительства позволял действовать в Себе и той, и другой природам и волям. Применительно к послушанию, это означает, что Христос «был послушлив до смерти» в том смысле, что не позволял человеческой воле идти против Божественной в Самом Себе при Его Богомужнем действии. Спаситель был послушлив в Самом Себе, а не по отношению к Отцу, ибо Сам был во всем Ему равен, а значит послушание Себе как Сыну Божьему равносильно послушание Отцу, ибо воля и действия Святой Троицы едины во всех Лицах. Такое послушание было возможно только для Сына Человеческого и Сына Божьего, т.е. при синергии двух природ – Божественной и человеческой. Следовательно, смысл понятия «послушание» заключается в Апокатастасисе падшей природы человека посредством Божества, когда воля человеческая во всем гармонично взаимодействует с волей Бога. Павел не случайно поставил слова «послушание» и «смирение» в один ряд, поскольку они идентичны друг другу. Послушание является формой смирения и его проявлением во вне. Без послушания (в вышеназванном, конечно, смысле) не может быть смирения, а без смирения – послушания. Через смирение и послушание или свободного подчинения человеческой воли Божественной при сохранении ее природы или логоса, по учению прп. Максима, наступает Апокатастасис или воссоединение Бога и Человека в Его первозданном виде, не поврежденном грехом образе и подобии. Вот что, как нам представляется, является смирением и послушанием в богословском смысле. И как дико и грубо, в свете этого учения, должны выглядеть смирение и послушание, когда под первым понимается подчинение одного грешного человека воле другого, как правило, еще большего грешника в священном сане, а под смирением – толстовщина, когда, стиснув зубы и вскипая от ненависти, «благочестивый» христианин опускает глаза долу при нанесении ему обид, унижений и оскорблений от окружающих, подставляя в буквальном смысле левую щеку для нового удара, опасаясь быть обвиненным в гордыне и отсутствии смирения.
Самое лучшее, на наш взгляд, определение смирения, мы находим у отца Православной аскетики прп. Исаака Сирина: «Смирение – это сугубое, добровольно принятое на себя омертвение для всего»! Вот в чем квинтэссенция смирения и послушания- умереть во всем и для всех, умереть для мира с его страстьми и похотьми. Об этом состоянии Апостол Павел писал так: «уже не я живу, но живет во мне Христос…имже мне мир распяся, и аз миру…» (Гал.2:20; 6:14). Таким образом, в заключении мы приходим к выводу, что смирение и послушание – явления глубоко духовные, отражающие внутреннюю работу человека над собой на пути к обожению при взаимодействии с Духом. Послушание - это духовное состояние , которое вырабатывается долгими годами внутренней брани, и никак не связано с мытьем полов в церкви или тасканием навоза в монастырском коровнике. Смирение - это побуждение, волевое усилие, направленное на исполнение воли Божьей и отсечение своей; и реализуется это усилие через послушание. А для этого нужно научиться различать в себе волю человеческую или собственную от воли Божьей. И постичь это можно только опытным путем, следуя путем заповедей. Кроме того, что касается смирения, то бытующее его "толстовское" понимание среди священства и прихожан, по сути, обвиняет Спасителя в его отсутствии, из-за слов, сказанных фарисеям и книжникам: отец ваш - диавол; гробы полные нечистот и пр., и за изгнание кнутом торговцев из Храма. И самое главное, - послушание и смирение Христа - это не послушание и смирение человека, о которых говорится сплошь и рядом и всеми кому не лень в церкви как о примере для подражания. Непонимание этого ведет к тяжким последствиям и гибели души.
Свидетельство о публикации №224021000469
Послушание - отсечение своей воли, смирение - принятие Божьей.
Но отсечение своей перед чьей? Духовника? Но он далеко не у всех.
Перед исполнением заповедей и следованию учению Церкви?
А еще говорят, смирение - это отсутствия тщеславия. Т.е.попытки потщиться и возроптать?
Ну до кучи кротость как отсутствие гневливости.
Но смирение и послушание Богом даются, за Богоугодную жизнь.
Светлана Энь 18.02.2024 15:07 Заявить о нарушении
Потому что знала одно, почитала Ваше эссе - ещё информация..
Светлана Энь 18.02.2024 23:14 Заявить о нарушении