Рояль в кустах для Белой студии 5

    Ведущая. Вы говорили, что из поэтов Серебряного века наиболее сильно  на Вас наложили отпечаток стихи Марины  Цветаевой и Осипа Мандельштама. А  как сопрягаются с Вашим православным мировоззрением их бушующие страсти и многие неоднозначные поступки?  Оказали они на Вас какое-то нравственное влияние?
    Гость. В молодости я достаточно долго вращался в богемной «тусовке» вокруг  бывшего футболиста, ставшего впоследствии известным  поэтом Александра Ткаченко. Я посещал Литобъединение в Симферополе, которым он руководил до отъезда в Москву. Это его, друживший с ним Андрей Вознесенский, назвал «крымским мустангом». С 1994 г. до своей  смерти в 2007 году Ткаченко был генеральным директором Русского ПЕН-центра.
    В те годы я  часто был игрушкой страстей и не считал это чем-то ненормальным. Думаю, что на меня оказали  влияние не в лучшую сторону цветаевские строчки:

      Цыганская страсть разлуки!
      Чуть встретишь — уж рвешься прочь!
      Я лоб уронила в руки,
      И думаю, глядя в ночь:
      Никто, в наших письмах роясь,
      Не понял до глубины,
      Как мы вероломны, то есть —
      Как сами себе верны.

   Верность самому себе - это замечательно, но иногда так можно раздавить чью-то судьбу или больно ранить человека «которого ты приручил». Цветаева была убеждена, что художник, творец имеет право быть демиургом и не ходить под Богом. Конечно как поэты Мандельштам и Цветаева  гениальны, но к их человеческим качествам есть много вопросов…

     Ведущая. А что Вы скажете о Борисе Пастернаке, его романе «Доктор Жеваго» и последовавшей травле поэта после присуждения ему Нобелевской премии?
     Гость. Лучше всего  отвечу Вам своим стихотворением:

          Сохранивший лицо

      «Привлечь к себе любовь пространства»-
      Яснее он не мог сказать.
      Не пропустило бы начальство
      Простое слово благодать.

      Поверх барьеров было тяжко
      Живое нечто донести -
      К газетным лозунгам привязка
      У партии была в чести.

      Мичуринского огорода
      Тот Пастернак был явно чужд,
      А внутренняя в нем свобода
      Преображала каждый куст,
      И каждую дорожку сада,
      И чувств сокрытую игру.

      Наверно, так было надо,
      Чтоб выстоять на том ветру...

        А еще очень люблю  переводы Пастернака из Рильке. Вот фрагмент одного из них:

          Созерцание

       Деревья складками коры
       Мне говорят об ураганах,
       И я их сообщений странных
       Не в силах слышать средь нежданных
       Невзгод, в скитаньях постоянных,
       Один, без друга и сестры.

       Сквозь рощу рвется непогода,
       Сквозь изгороди и дома,
       И вновь без возраста природа.
       И дни, и вещи обихода,
       И даль пространств - как стих псалма...

    Ведущая. Владимир, Разворот к Церкви, упорядоченность жизни как-то влияют на  творчество? Вы ранее упомянули, что в постсоветское время свернули в своей научной деятельности на другую тематику. Расскажите об этом подробнее.
    Гость. Однозначно влияют. Лично у меня после воцерковления и покаяния во многих совершённых грехах явно прояснилось в голове. Познакомившись с идеями синергетики, я был восхищен открывшимися перспективами. Понял, что это замечательный инструментарий для решения многих проблем сейсмологии. Тогда почти никто такими вещами не занимался. Я стал активно изучать бифуркации нелинейных дифференциальных уравнений. Освоив в некоторой степени эту технику, стал пробовать ее использовать в разных областях. Наверно лучше было бы сразу выбрать одно направление, но так не сложилось… К сожалению и в жизни, и в науке у меня было много зигзагов.

    Ведущая. А на «новых землях», которые Вы для себя открыли, отойдя от классической сейсмологии, Вы нашли для себя коллег, нашли путеводные звезды?
    Гость. В отделении Геодинамики и взрыва, которым руководил Даниленко, у меня были полезные контакты. Одно время дружил с молодым и талантливым ученым Всеволодом Владимировым. Он, правда, вскоре после защиты докторской диссертации в Одессе уехал работать в Польшу. Из специалистов по нелинейным динамическим системам наибольшее впечатление и в профессиональном и в человеческом плане на меня произвели два человека, встреченные на конференциях. Это - профессора Леонид Павлович Шильников из Нижнего Новгорода и Георгий Геннадьевич Малинецкий (Москва).  Шильникова (ныне покойного)  я видел в 1994 году Крыму, в Кацивели, где проходила  научная школа «Бифуркации и хаос». Ученый с мировым именем, носитель мощнейшего интеллекта запомнился как скромный, высокообразованный  и очень обаятельный человек. Малинецкий - ныне  крупнейший ученый России,   ведущий специалист в области синергетики, управления рисками и проектирования будущего, автор более 800 научных трудов, является экспертом и членом «Изборского клуба». Он - большой умница и ныне делает все, что от него зависит для того, чтобы у России было будущее: выступает с будоражащими докладами, пишет критические обзоры, дает смелые интервью.
     В статье опубликованной в 2023 году  ученый дал точный анализ положения дел в нашей элите. Вот, что он написал:

     - Из двух методов создания правящего класса в России  доминирует порочный   способ, который условно можно назвать «паутиной»:  формируется паутина из «управляемых людей». Чтобы они были управляемы, на них желательно иметь компромат. Тех, кто не понимает своего места в происходящем, можно легко убрать из паутины, посадив. При этом «плохой, но свой, лучше, чем хороший, но чужой». Места для конкуренции, связанной с конкретными делами, не остаётся. На первое место выходит управляемость и личная преданность. Естественно, когда нужно сделать что-то значимое, иногда возникают проблемы.«Брали как верных, а спрашивают, как с умных»,— жаловался как-то один мой знакомый чиновник...
   В такой системе дела уходят на задний план, а на переднем оказываются отношения и денежные потоки. Об этом писал ещё великий Гоголь в «Ревизоре». Городничий упрекает квартального в том, что он не понимает своего места и своих возможностей: «Смотри! Не по чину берёшь!».

    Ведущая. Я слышала, что синергетика преобразила все здание современной науки, а о бифуркациях теперь часто упоминают применительно к общественной жизни. Вы могли бы «на пальцах»,что-то объяснить?
    Гость. Синергетика—междисциплинарная наука, объясняющая образование и самоорганизацию структур в открытых системах, далеких от термодинамического равновесия.   Иногда  новые структуры имеют регулярный, волновой характер, иногда из порядка может возникнуть хаос. Чуть-чуть понятно?

     Ведущая. Не очень, но продолжайте…
     Гость. Конкретнее скажу о составной части синергетики:  теории динамических систем и, конкретнее, о возникновении катастроф. Есть к примеру устойчивое или квазиустойчивое состояние системы и вдруг - бац! - сходит лавина, происходит землетрясение, обрушивается финансовый рынок, возникает лесной пожар или эпидемия...Оказывается, что все это можно описывать в рамках единых математических моделей.  При этом ключевую роль играют  бифуркации -ветвление процесса при некоторых значениях управляющих им параметров.

    Ведущая. Вы говорили, что Ваш научный поиск с 90-х годов шел в нескольких направлениях. А  что Вам,  кажется, наиболее удалось?
    Гость. Наверно, исследование сейсмических циклонов — геонов с применением некоторых биофизических моделей. Также несколько работ, связанных с вопросами разрушения континуально поврежденной среды, т.е.  среды  с рассеянными дефектами структуры. А еще открыл самостоятельно  интересную возможность изучать связанность сейсмических событий с использованием орграфов. Правда вскоре узнал, что меня уже опередили...

   Ведущая. Эту тему закрываем. Хочу задать Вам два вопроса. У Вас большой опыт пребывания в Церкви. Вы  видите, что ныне  нет того отношения к ней, как в годы ее возрождения ? И еще спрошу: сильно ли меняются те, кто регулярно посещает богослужения?
    Гость. Клайв  Льюис  в книге "Размышления о псалмах" писал «Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего плохие религиозные люди».
     А на первый вопрос отвечу, что Церковь не отгорожена от мира китайской стеной. Фальшь и стяжательство могут проникать и в души прихожан, и в души отдельных священнослужителей. Но всегда памятую о словах архиепископа Аверкия: «Врата ада не одолеют Церкви Христовой. Но это совсем не значит, что они не одолеют многих из тех, кто почитают себя ее столпами». И все же среди искренне и упорно подвизающихся православных можно на лицах увидеть плоды работы над собой. У меня есть стихотворение:

                Светлые люди

    Мало становится светлых людей –
    Видно они уязвимы сильнее –
    И не опошленных крупных идей,
    Не послуживших для низменных целей.

    Светлые люди – они как цветы,
    Им нужен воздух, любовь и внимание,
    Вянут они посреди суеты
    В мире погони за чистоганом.

    Только лишь сильные светом Христа
    Могут хоть как-то еще сохраниться.
    Русская их родовая черта –
    Твердые и озаренные лица.

    Ведущая. Вы уже рассказали о православных подвижниках Киева, но знаю у Вас  было в жизни немало еще паломнических поездок, не так ли?
     Гость. Да, несколько раз бывал в монастырях и храмах Одессы. Об одной такой поездке написал книжку. Довелось в Успенском монастыре встречаться и даже немного общаться с покойным старцем Ионой (Игнатенко). Он отличался глубиной, вдумчивостью и простотой. Но простотой очень высокой пробы, типа преп. Амвросия Оптинского.
    В Дивеево мы с женой бывали два раза, и в первое паломничество в 1997 году познакомились там с отцом Владимиром Шикиным. От встречи с ним осталось незабываемое впечатление. На общем, надо признаться, непримечательном фоне тамошнего священства он сиял как яркая звездочка… Из беседы с ним запали в душу его горячие слова о любви, которая должна жить у нас  в сердце. Изливаться на всех, никогда не оскудевая. У него мы брали и благословение на обратный путь. Видел я и его маленьких деток. Один раз они забежали в храм после службы. Мы как раз разговаривали с отцом Владимиром. Увы, отрок Арсений погиб вскоре после безвременной смерти отца от внезапной онкологической болезни в 2000 году. Потом в Киеве, прочитав книгу «Пасхальная память» об иеромонахе Владимире Шикине (он принял постриг) в полной мере оценил тот подарок, который Господь нам послал в Дивеево…
   Покажите, пожалуйста, видео о нем и его почитании Царственных мучеников https://rutube.ru/video/cedc38079a500061be11d84cf2cefc70/ 
Показ.
    ( Окончание следует)


Рецензии