формирование этнокультурных понятий... школа...

Древо мировое – универсальная концепция мира, глубокая, ёмкая и многозначная, структурированное единство человека и мира.
Целью нашей программы «Древо жизни» и было достижение такого структурированного единства. Понятно, что в условиях школы мы только могли начать двигаться к такой цели, - знанию обобщённо-системному и практическому. Наших учеников мы учили мыслить и творить, предоставляли возможность выбора. Может идея и утопическая, потому что не по отдельности или что-то одно формирует личность,  а всё вместе: семья, школа, общество в целом. Бытие определяет сознание, - никто этой формулы не опроверг.
Цивилизационный и культурологический кризис эпохи, в которой мы живём,
несомненен. Традиции подвергаются осмеянию и забвению, культура прошлого отрицается и замалчивается, и сегодня властвует во всём и везде материальная выгода и – потребитель.
Мы не ставили своей целью в педагогической работе найти выход из кризиса, но стремились дать возможность нашим ученикам обрести возможность выбора, противопоставить давлению среды и обстоятельств навык, умение размышлять, умение учиться и умение делать осознанный выбор, то есть реализовать себя как личность. Формировать национальное самосознание  и раскрывать творческий потенциал учащегося.
Главная цель – не усвоение суммы знаний и новых понятий (фольклор, духовность, язычество, христианство, традиции, национальное достояние, а их освоение как обретение памяти прошлого в настоящем – через живое слово, музыку, наглядно-зримые образы и собственное творчество ребёнка.
Побуждение детей к творчеству (научить слушать – слышать – видеть – изображать), настрой мышления на ассоциативные  происходят на «рукотворном» эмоциональном фоне, что воспитывает в совокупности личность гуманистической направленности.
На первом этапе (5 класс) программа включает темы «Имя», «Душа», «Бытие» и предусматривает работу над лексико-тематическими группами: «Язычество и христианство», «Одежда», «Пища», «Дом», «Семья», «Родословная», «Народный календарь».
Методика интегрированного курса, соединившего в себе элементы языкознания, истории, литературы, фольклора, музыки, изобразительного искусства решает ряд сложных педагогических задач:
творчески перерабатывать получаемые знания;
развивать ассоциативное мышление;
учиться переводить абстрактные понятия в зрительные, слуховые, осязательные образы;
обогащать свой мир новыми впечатлениями и учиться их образно выражать;
знания не откладываются мёртвым грузом, а сразу востребованы в творческих работах и в дальнейшем учащиеся будут обращаться к ним на уроках гуманитарного цикла, что поможет скрепить, связать знания в цельность и для учащегося удостовериться в их необходимости и пользе.

И всё это о чём? О практической направленности обучения. Только через труд, через созидание «своего», через выражение «своего» (а его не будет без освоения мира, то есть через познание)  жизненная деятельность обретает смысл.

Тезисы статьи «Формирование этнокультурологических понятий на уроках гуманитарного цикла. Практическая реализация курса «Древо жизни».
1998 год.


Рецензии