Основатель Запорожской Сечи - Дмитрий Вишневецкий

Князь Дмитрий Иванович Вишневецкий, известный как Байда из-за своей склонности к развлечениям, родился 8 ноября 1517 года в местечке Вишневец. Он был старшим из четырех сыновей Ивана Михайловича Вишневецкого, богатого волынского магната из рода Гедиминовичей, и его первой жены Анастасии Семеновны Олизаровой.

Княжеская семья Вишневецких была одной из наиболее влиятельных землевладельцев, и Дмитрий Иванович владел обширными имениями в Кременецком повете, включая родовую резиденцию Вишневец, а также Подгайцы, Окнин, Кумнин, Лопушно, Таража, Комарин, Крутнев и другие владения.

Впервые Дмитрий Вишневецкий упоминается в источниках в 1545 году, когда он явился на ревизию Волынского воеводства в Кременец, где находился королевский комиссар. Князь предоставил документы, подтверждающие его обладание обширными поместьями в Кременецком уезде.

С 1547 года Дмитрий Иванович уже упоминается как «державец ванячицкий», то есть управляющий областью и получивший право на имение Вонячин на Подолье. В этом же году он судился с магнатом Чарторийским из-за дома в Вильно, а в 1548 году вызывался в суд по обвинению в неправедном обращении с подданными королевы Боны, супруги короля Сигизмунда I.

В 1550 году Дмитрий Иванович Вишневецкий появился в Черкассах. Также в этом году он совершил свой первый набег на земли Очаковского замка, который находился под властью Османской империи. В своих боевых действиях в степи он проявил смелость, отчаянность и хорошее знание тактики противников.

Дмитрий Иванович Вишневецкий был известен своим рыцарством и авантюрным духом, что привлекало к нему казаков. Они были готовы присоединиться к нему в борьбе против врагов, будь то татары, турки или кто-то еще.

В первой половине XVI века усилились татарские набеги на южные области Польско-Литовского союзного государства. В 1550 году князь Федор Вишневецкий, двоюродный брат Дмитрия Ивановича, попал в плен к крымским татарам. Польша и Литва нуждались в человеке, который смог бы организовать противодействие набегам. И таким человеком стал Дмитрий Вишневецкий. Благодаря рекомендации польского магната и воеводы Бернарда Претвича, король Сигизмунд II Август назначил его старостой Черкасского и Каневского повитов Великого княжества Литовского, ответственного за защиту Подолья, Волыни и Киевщины от турок и татар.

Интересами Дмитрия Вишневецкого было овладение Степью и создание военной базы поблизости от Днепра, что позволило бы следить за передвижением врагов, получать информацию о их планах и наносить удары по Крыму и турецким крепостям на Северном Причерноморье. Он преемственно продолжал военное наследие своего отца и деда, сражаясь с татарами и турками. Впоследствии его называли «основателем Запорожской Сечи», однако в XVI веке его не называли казачьим гетманом, как указывает казачий летописец XVIII века полковник Грабянка.
Вместе со своим вооруженным отрядом, состоящим из около 400 казаков, Дмитрий Вишневецкий начал совершать набеги на крымские улусы, которые сопровождались захватом ценного имущества и угоном скота. В одной из жалоб турецкого султана отмечается, что Вишневецкий весной 1552 года захватил овец на сумму 6745 акчей, 196 лошадей и 245 волов. Вмешательства польского короля в эту деятельность Вишневецкого были незначительными - он просто не препятствовал ему. Возвращение Вишневецкого в Польшу и его назначение на охрану границы были связаны с опасениями короля, что деятельность казаков может привлечь врагов в страну. Однако после строительства крепости на острове Малая Хортица, Вишневецкий возобновил нападения на крымские улусы и снова привлек внимание короля своими разграблениями. В поисках союзников, Вишневецкий заключил соглашение с царем Иваном IV Московским и вместе с русскими войсками и казаками начал успешные действия в турецко-татарских землях.
В 1556 году Матвей Ржевский и его соратники совершили успешный набег на крымские земли, победив турок и татар, захватив у них языков и пожгли поселения. Осенью того же года казаки под руководством князя Дмитрия Вишневецкого напали на замок Ислам-Кермен, ограбили его и сожгли. В ответ на эти действия крымский хан Давлет-Гирей собрал войско и весной 1557 года осадил замок на Малой Хортице, частично разрушив его.

Тем временем князь Вишневецкий, не рассчитывая на помощь короля Сигизмунда, установил дружественные отношения с Москвой и написал письмо царю Ивану Васильевичу, в котором рассказывал о нападении крымцев на Хортицу и своей победе над ханом, а также заверял, что крымские татары уже не смогут совершать набеги, пока он находится на Хортице.

По рассказу Сигзимунду II Августу, казаки и Вишневецкий напали на замок Девлет-Гирея на Днепре. Разгневанный хан направил несколько писем королю, требуя прекратить действия казаков и Вишневецкого. Король ответил, что не послал Вишневецкого на Днепр и обвинил его в связях с турецким царем.

Летом 1557 года Девлет-Гирей вновь осадил крепость на Малой Хортице, и Вишневецкому и казакам пришлось держать долгую осаду. Однако они были вынуждены покинуть крепость из-за отсутствия припасов и отступить в Черкассы. В сентябре 1557 года Вишневецкий отправился в Москву, где его принял царь Иван Васильевич и пожаловал ему город Белев.

Таким образом, события 1556-1557 годов свидетельствуют о набегах казаков на крымские земли, обороне и возвращении князя Вишневецкого на службу царю Ивану IV Васильевичу и укреплении его отношений с Москвой.
Вернувшись в Москву, Вишневецкий был назначен воеводой Черкасских казаков и дальше продолжал свои военные действия против крымских татар и турок. В 1560 году он возглавил успешное наступление на Крым и осаду города Керчь. Но на этом его победы не закончились - в следующем году он вместе с казаками и черкесами приготовился к новому наступлению на Крым, но болезнь помешала ему осуществить свои планы.

За свои заслуги Вишневецкому были присуждены многочисленные награды и почеты, включая звание великого князя. Он был одним из ключевых деятелей военного строительства и укрепления пограничных областей Московского государства, а также активным участником разработки военной тактики и стратегии. Вишневецкий умер в 1566 году, оставив после себя славу отважного воителя и защитника границ Русского государства.
В 1560 году был запланирован поход на Крым одновременно с трех сторон: с Днепра силами дьяка Матвея Ржевского, с Дона и Черкессии князем Вишневецким и его черкесскими союзниками, а основной удар должны были нанести ногайцы. Однако черкесы не явились, как и обещанные ногайцы. В распоряжении Вишневецкого оказались только запорожские и донские казаки. А на помощь азовскому гарнизону прибыл силистрийский Синан-паша с отрядом янычар. Штурм Азова провалился, а попытка захвата Кафы также закончилась неудачей. Вишневецкий возвратился в Москву по приказу Ивана IV Васильевича.

В Москве Вишневецкого ожидали крутые политические изменения. «Антикрымская партия» в Москве была разгромлена, многие ее члены были заключены в тюрьму, казнены или находились в заточении. Москва начала Ливонскую войну и искала мира с Крымом и Турцией. Иван IV писал Крымскому хану о том, что некоторые люди ссорились с братом Давлет-Гиреем и были наказаны.

Вишневецкий, который также поддерживал войну против Крыма и Турции, а не в Ливонии, мог быть под подозрением. Однако весной 1561 года он был послан царем в низовья Днепра с повелением противостоять Крыму и Литве. Вишневецкий, не желая воевать со своими соотечественниками, обратился к польскому королю Сигизмунду II Августу с просьбой о прощении и принятии на службу. Прощение было получено и Вишневецкий вернулся в Речь Посполитую со своими людьми.

Такое бегство Вишневецкого было воспринято Иваном IV как личное оскорбление. Польский король осведомился у русского царя о причинах его отъезда из Москвы, а Иван IV ответил, что Вишневецкий ушел без причинения убытков государству.

В декабре 1562 года Вишневецкий отправился на сейм в Кракове. Там король Сигизмунд объявил, что Вишневецкий был в Московии не из предательства, а чтобы узнать, что происходит во вражеском лагере и как лучше служить Речи Посполитой. Вишневецкий был приветствован как национальный герой.

В это время он заболел, но не утратил духа героизма. Он решил овладеть Молдавией и стать ее господарем. Он собрал войско и отправился в Молдавию. Во время осады Сучавского дворца он был пойман и передан турецкому султану Сулейману I.
В октябре 1563 года по приказу султана были казнены князья Вишневецкий и Пясецкий в жестокой форме пыток. Оказалось немало свидетельств о казни Дмитрия Ивановича Вишневецкого, а первое из них принадлежит польскому историку Мартину Бельскому, который описал это в своей «Хронике». Оба пленных были сброшены с высокой башни на железные крюки, установленные в стене у морского залива, на пути от Константинополя в Галату. Пясецкий скончался вскоре после падения, а Дмитрий Вишневецкий, при падении с такой же высоты, зацепился ребром за железный крюк и в таком состоянии оставался висящим несколько дней, продолжая поносить имя султана и хулить его мусульманскую веру. В конечном итоге, он был застрелен турками из луков из-за его оскорблений, которые они не могли перенести. Жизнь и трагическая смерть князя Дмитрия Ивановича Вишневецкого возникли вокруг него множество легенд, которые сильно повлияли на сознание Запорожского казачьего войска на берегах Днепра.


Рецензии